Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. С процессом изучения профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения проблем, возникающих в ходе осуществления той или иной профессиональной деятельности. Осознанная идентичность позволяет человеку не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление индивида о своем месте в профессиональной группе или общности.

Содержание

ВВЕДЕНИ……………………………………………………………..................2
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ………………………………………………4
1.1 История изучения феномена идентичности в психологии …….………...4
1.2 Сущность, значимость и классификация идентичности личности …….....9
1.3 Профессиональная идентичность как предмет психологического
исследования …………………………………………………………………..16
2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТИ ……………………..……………………………………………..25
2.1 Особенности формирования профессиональной идентичности ………..25
2.1 Психологические условия кризиса идентичности и его преодоления как динамики профессиональной идентичности личности …………………..…31
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У
РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ……………………………..……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..…………………………….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..……………….......

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 121.34 Кб (Скачать файл)

2. Идентичность является социальной по происхождению, поскольку формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения опыта, полученного в процессе этого взаимодействия. Изменения идентичности обусловлены изменениями в социальном окружении индивида.

3. Идея о наличии двух аспектов идентичности - ориентированного на социальное окружение и на уникальность проявлений человека нашла отражение в работах многих представителей различных теоретических направлений. В современной психологической системе знаний утвердилась точка зрения о существовании двух типов идентичности - социально заданной и отражающей индивидуальное в человеке, т.е. социальной и личностной (персональной) идентичности. Итак, мы переходим к изучению классификации идентичности личности.

 

1.2 Сущность, значимость и классификация идентичности личности

 

Поскольку человек одновременно является членом нескольких социальных групп, его принадлежность к ним играет различную роль в процессе формирования социальной идентичности. Как уже говорилось выше, значимость идентификации индивида с той или иной группой не постоянна: она изменяется со временем, и эти изменения зависят от конкретной  ситуации. В качестве примера подобного ситуационного фактора, который влияет на относительную значимость различных компонентов социальной идентичности, можно привести ассоциацию данного компонента с позитивным либо наоборот - негативным исходом конкретной ситуации.  Согласно утверждениям Г. Тэджфела и Дж. Тернера, в ситуациях, при которых членство в определенной группе воспринимается как негативное или несущее угрозу - например, в случае дискриминации - индивиды могут отстраняться от низкостатусной группы или снижать значимость идентификации с ней, чтобы сохранить позитивность собственной Я-концепции. 

Психологическая значимость социальной идентичности как основания  категоризации себя и других является функцией взаимодействия пяти факторов:

а) стремления индивида к  самоподтверждению или самооценке (снижению неопределенности);

б) ситуационной доступности  специфических социальных категоризаций;

в) доступности специфических социальных категоризаций, хранящихся в памяти;

г) степени, в которой специфическая  категоризация соответствует воспринимаемым в данный момент сходствам и различиям  между людьми (структурное или  сравнительное соответствие);

д) степени, в которой  специфическая категоризация соответствует реальному поведению других людей (нормативное соответствие).

Категоризация, которая доступна либо в актуальном восприятии, либо в памяти; которая повышает самооценку или снижает неопределенность; позволяет понять поведение других людей и в то же время соответствует воспринимаемым сходствам и различиям между людьми, вероятнее всего, станет ведущей у человека.

Ряд исследователей делят всю совокупность идентичностей на естественные, не требующие организованного участия по их воспроизводству, виды идентичности и искусственные, постоянно нуждающиеся в организованном поддержании. К первым относятся такие идентичности как этнические, расовые, территориальные (ландшафтные), общемировые, видовые. Ко второй категории относятся идентичности национальные, профессиональные, договорные, конфессиональные, региональные, (суб)континентальные, сословные, классовые, зодиакальные, групповые, стратификационные. Некоторые идентичности носят смешанный характер, например, гендерные.

Как показывает множество исследований, гендерная и этническая идентичность являются центральными компонентами в структуре социальной идентичности личности. Ведь именно принадлежность к этническим и гендерным группам представляет собой наиболее очевидные основания для категоризации. Наряду с гендерной и этнической идентичностями в данном параграфе мы рассмотрим также возрастную, профессиональную и городскую идентичности. С нашей точки зрения, они также имеют прямую связь с главнейшими аспектами социального бытия личности.

Под термином «гендерная идентичность» принято понимать осознание человека своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Процесс формирования гендерной идентичности начинается с рождения человека, когда определяется его пол. С этого начинается процесс гендерной социализации. В ходе него ребенок воспитывается таким образом, чтобы он соответствовал принятым в обществе представлениям о «мужском» и «женском». Существующие в конкретном обществе эталоны формируют представления ребенка о его собственной гендерной идентичности, роли  и поведении.

Этническая идентичность - это «психологическая категория, которая  относится к осознанию своей  принадлежности к определенной этнической общности».

Согласно теории Джин Финни этническая идентичность - это многомерный конструкт, который включает в себя этнические чувства, знания, установки и поведенческие реакции. Исходя из постулатов теории социальной идентичности, можно предположить, что низкая оценка черт и характеристик некой этнической группы со стороны группы, доминирующей в обществе, создает угрозу негативной социальной идентичности для членов данной этнической группы. В свою очередь идентификация человека с низко-статусной группой может привести к тому, что уровень его самоуважения будет низким.

Следующий вид идентичности - возрастную идентичность – на наш  взгляд, следует отнести к наименее теоретически и эмпирически описанному компоненту социальной идентичности. Причина тому заключается, в первую очередь, в том, что на протяжении длительного времени возрастные группы рассматривались как предмет изучения наук, смежных с психологией, - социологии и демографии. Переосмысление такой категории, как «возраст», а заодно – сущности возрастных групп началось в психологии сравнительно недавно.

В настоящее время особенностям возрастных групп уделяют внимание не только социологи и демографы, но и социальные психологи. Подтверждением является тот факт, что понятие «возрастная группа» появилось в пятом издании классического учебника по социальной психологии Г.М. Андреевой, где она понимается как разновидность больших социальных групп наряду с гендерными и этническими группами, социальными классами.

Возрастная идентичность формируется в процессе интерпретации  человеком своего хронологического возраста посредством возрастных социальных конструктов, составляющих систему возрастного символизма культуры. Необходимо также отметить, что процесс возрастных идентификаций отличается от формирования многих других аспектов социальной идентичности. Если во многих других случаях человек, как правило, имеет основания идентифицироваться с какой-то одной социальной группой (например, гендерной или этнической) и впоследствии лишь переосмыслять содержание своих идентификаций, то возрастная идентичность в процессе жизненного пути претерпевает коренные изменения, связанные с  переходом от одного этапа к другому. В этом процессе человеку приходится формировать идентификации с новыми социальными группами («подростки», «взрослые», «пожилые»),  отказываясь от старых. Этот процесс аналогичен смене профессиональной идентичности под влиянием изменения сферы деятельности, изменению национальной идентичности вследствие перемены места жительства и т.д., и, весьма вероятно, сопоставим с ними по интенсивности сопровождающих его личностных затрат. Однако, в случае возрастной идентификации человек часто не имеет более или менее однозначных оснований для причисления себя к той или иной возрастной группе, как это происходит, например, в тех общностях, в которых существуют обряды инициации. Это делает процессы возрастной идентификации затруднительными для личности, прежде всего, в моменты «кризиса возрастной идентичности», когда личность находится на этапе перехода от одной возрастной группы к другой.

Перейдем к рассмотрению такого понятия как «городская идентичность». По данным социологов, в современной России наблюдается тенденция к урбанизации. Проявляется она, во-первых, в росте количества городов, во-вторых, - в интенсивном развитии и укрупнении городов уже существующих.

И все же городская идентичность, понимаемая нами как  результат идентификации с группой людей, составляющей население того или иного города, и противопоставления населению  других городов и населенных пунктов, на сегодняшний день попадает в поле зрения исследователей крайне редко. Тем не менее, согласно исследованиям ряда авторов она включена в структуру социальной идентичности современных россиян наряду с традиционно исследуемыми гендерной, этнической, возрастной и профессиональной идентичностями.

Содержание городской  идентичности формируется по нескольким каналам. Одним из них являются закрепившиеся практики структурирования, ценностного нормирования и регулирования социального взаимодействия людей. Другой связан с осмыслением (или, чаще всего, мифологизацией) истории своего города, его значении в прошлом и настоящем своей страны.

Наконец обратимся к установлению идентичности индивида в профессиональной деятельности. Согласно концепции Э. Эриксона это - важнейшая задача, встающая перед человеком в период юности и ранней взрослости. Однако следует помнить, что процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии в юношеском возрасте, а продолжается в течение всей профессиональной жизни человека. Это связано и с тем, что человек может по тем или иным обстоятельствам сменить сферу профессиональной деятельности, и с тем, что в ходе развития науки содержание профессии может претерпевать существенные изменения.

Профессиональная идентификация - это процесс самоотождествления человека с другими представителями профессиональной среды на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития. Она   представляет собой механизм «врастания» в профессию, результатом которого является формирование профессиональной идентичности - одной из составляющих социальной идентичности человека.

Профессиональная идентичность выражает концептуальное представление  человека о своем месте в профессиональной группе, а также о месте своей  профессиональной группе в системе  общественных отношений. Она наделяет человека ценностными ориентирами, позволяя ему ориентироваться в  мире профессий, а также обеспечивая  максимально широкие возможности  для самореализации.

Существует точка зрения, согласно которой профессиональная идентичность складывается только на этапе полного овладения профессией. Ее придерживается, например, Е.П. Ермолаева, которая указывает, что содержанием  профессиональной идентичности является устойчивое согласование основных элементов  профессионального процесса. Однако, на наш взгляд, в этом случае уместнее говорить о формировании профессионализма как определенных достижений личности в своей профессии. Профессиональная идентичность же, очевидно, предполагает определенное групповое членство, причем факторы причисления человеком себя к той или иной профессиональной группе имеют меньшую значимость, нежели сам факт этого причисления. Важно, что, считая себя представителем данной профессиональной группы, человек осваивает ее нормы, ценности и традиции, и они становятся регулятором его поведения в моменты актуализации профессиональной идентичности. Другим словами, важен не уровень опытности человека в профессии, а его собственное признание того, что он «педагог», «врач», «инженер» и т.д.

Больший или меньший статус профессиональной идентичности в структуре  идентификационных оснований личности в значительной степени зависит  от объективной роли института профессии, которую он играет в данном обществе, и в которой ценность профессии  фигурирует в общественном сознании. В сообществах с традиционно  высоким социальным статусом конкретной профессии профессиональная идентичность выступает как ведущий фактор социального благополучия.

Итак, подводя итог, можно констатировать следующее:

  1. Личность одновременно является членом различных социальных групп, что позволяет рассматривать социальную идентичность как многокомпонентный феномен. Безусловно, ее структура не исчерпывается перечисленными в данном разделе компонентами. Тем не менее, перечисленные компоненты представляются нам важнейшими эффектами социальной категоризации, отражающими основные стороны социального были личности.
  2. Значимость идентификации с той или иной социальной группой динамична и может изменяться под влиянием текущей ситуации. Те или иные условия могут способствовать актуализации одних компонентов социальной идентичности по сравнению с другими.

 

 

    1. Профессиональная идентичность как предмет исследования в психологии

 

Профессиональная идентичность формируется в процессе самоопределения  и служит показателем профессионализма. В последние годы профессиональная идентичность интенсивно изучается в зарубежной и отечественной психологии, что является, на наш взгляд, совершенно закономерным явлением - реакцией науки на изменение социально-экономических условий. Мы связываем интерес к проблеме профессиональной идентичности, прежде всего, с новыми требованиями к подготовке профессионалов, которая должна быть качественной, гибкой и порой быстрой. Общественная динамика сопровождается не только сменой социальных ролей, но и появлением новых критериев качества подготовки специалистов.

Анализ современных работ  по исследованию профессиональной идентичности показывает, что это явление рассматривается по отношению к устоявшимся в психологии понятиям, таким как профессиональное самоопределение, профессиональные статусы и роли, профессионализация, профессиональное самоопределение и т.д. Достаточно устоявшейся точкой зрения на профессиональную идентичность является рассмотрение этого явления как определенного положительного результата профессионального самоопределения, показателя уровня развития профессионала и личности.

Информация о работе Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов