Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. С процессом изучения профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения проблем, возникающих в ходе осуществления той или иной профессиональной деятельности. Осознанная идентичность позволяет человеку не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление индивида о своем месте в профессиональной группе или общности.

Содержание

ВВЕДЕНИ……………………………………………………………..................2
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ………………………………………………4
1.1 История изучения феномена идентичности в психологии …….………...4
1.2 Сущность, значимость и классификация идентичности личности …….....9
1.3 Профессиональная идентичность как предмет психологического
исследования …………………………………………………………………..16
2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТИ ……………………..……………………………………………..25
2.1 Особенности формирования профессиональной идентичности ………..25
2.1 Психологические условия кризиса идентичности и его преодоления как динамики профессиональной идентичности личности …………………..…31
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У
РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ……………………………..……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..…………………………….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..……………….......

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 121.34 Кб (Скачать файл)

Профессиональная идентичность предстает как интегративное  понятие, в котором выражается взаимосвязь  когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик личности, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, профессиональном сообществе и широком социальном окружении, позволяющих более полно  реализовывать личностный потенциал  в профессиональной деятельности, а  также прогнозировать возможные  последствия профессионального  выбора и намечать перспективы собственного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 
    ЛИЧНОСТИ

 

    1. Особенности формирования профессиональной идентичности

 

Вопрос о формировании профессиональной идентичности является очень сложным, что определяется слабым уровнем разработанности  проблемы генезиса идентичности как таковой.

В исследованиях формирования и развития идентичности у современного профессионала отмечается, что этот процесс зачастую носит слабо  осознанный характер, поскольку многие трудовые операции унифицированы в  результате применения сходных технических  средств деятельности в разных профессиях. Это затрудняет образование целостного представления человека о своей  роли в профессиональном процессе, без которого невозможно понимание  своего места в профессиональной среде и достижение уровня профессионального мастерства.

Формирование профессиональной идентичности может рассматриваться  в контексте профессионализации, который обычно используется как  синоним понятия «профессиональное  становление человека» или «становление профессионала». Процессе становления профессионала включает в себя различные составляющие, такие как, ориентация в мире профессий, выбор профессии с учетом индивидуальных возможностей и способностей, освоение требований профессии, осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др. Профессионализация рассматривается как одна из сторон социализации, а становление профессионала – один из аспектов развития личности, восхождение человека к профессионализму.

В понимании профессионализации важным является соединение личностных и деятельностных компонентов, что означает соединение личности и профессии в этом процессе.

Связь становления профессиональной идентичности и профессионализации неоднократно фиксировалась исследователями. Очевидно, есть некоторые нюансы, различающие  понятия «профессиональная идентификация» и «профессионализация», но несомненно, что это тесно связанные друг с другом процесса. Например, В.А. Бодров отмечает, что формирование профессиональной пригодности, становление профессионала  неразрывно связано с самоопределением личности, то есть с самореализацией, самоутверждением, самосовершенствованием, самопознанием. Этот процесс обусловлен проявлениями внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального  становления личности и ее развития.

Оригинальную идею генезиса профессиональной идентичности развивает  Л.Б. Шнейдер. Опираясь на подход В.Я. Ляудис, в котором приведена взаимосвязь хронотопов памяти с типами личностной самоорганизации и прогнозирования будущего, автор проводит хронотопический анализ идентичности, в частности, она использует выделенные этапы развития памяти как ступени становления идентичности, что позволяет по-новому посмотреть на природу профессиональной идентичности.

В этом подходе каждый из хронотопов создает основу определенного уровня или типа самоорганизации и форм идентичности. Центральным критерием, различающим эти типы, служит способность прогнозирования будущего, качественно различные способы организации актуального поведения в отношении к прошлому и предстоящему. Непроизвольная форма памяти создает основу для внутриситуативной самоорганизации, прогнозирование будущего строится как упреждение в рамках ранее бывшего. С точки зрения Л.Б. Шнейдер, этому соответствует невыраженная идентичность. Внешне опосредованная переходная форма памяти создает основу для межситуативной самоорганизации, прогнозирование будущего строится на выделении будущего как проекции «настоящего». Форма идентичности – выраженная, пассивная. Произвольная форма памяти создает основу для полиситуативной самоорганизации, прогнозирование строится на обособлении действий, подготавливающих будущее. Форма идентичности – активная. Метапамять создает основу для внеситуативной самоорганизации, прогнозирование строится на отношении к «настоящему» как проекции «будущего». Форма идентичности – устойчивая. Собственно профессиональная идентичность возможна лишь на этом уровне памяти. В хронотопах метапамяти фиксируются смысловые ориентации личности, определяющие отбор содержания и формы организации профессионального опыта. На этом уровне функционирования личность становится свободной в отношении ко всему временному ряду прошлого – настоящего – будущего.

Е.П. Ермолаева рассматривает  проблемы формирования профессиональной идентичности русле концепции профессиогенеза как комплексной социально обусловленной характеристики субъекта трудовой деятельности – профессионала. Автор исследует динамику содержательных, структурных и параметрических аспектов идентичности профессионала в меняющихся условиях деятельности и определяет роль профессиональной идентичности как комплексной характеристики соответствия и универсального основания адаптации человека в разных профессиональных средах. Ключевым для дифференциации аспектов, связанных с определением идентичности применительно к профессионалу, является понятие «внутренние идентификационные требования профессии». Речь идет о совокупности тех сущностных, знаковых и функциональных признаков, по которым человек выбирает профессию, а сам профессионал идентифицирует себя с ней.

По мнению многих исследователей, занимающихся проблемой профессиональной идентичности, формирование идентичности у современного профессионала зачастую носит «размытый» характер, связанный  с унификацией трудовых операций в результате применения сходных  технических средств деятельности в разных профессиях. Компьютеры и другие средства деятельности, работа на которых сегодня становится необходимой для освоения почти каждой современной профессии, унифицирует ряд операций, что «девальвирует» качественное значение специфики профессии для осуществления полноценной деятельности. Это замедляет формирование профессионально сущностного и целостного представления человека о своей роли в профессиональном процессе, без которого невозможно достижение высшего уровня профессионального мастерства. В связи с этим необходимо отметить важную роль когнитивных регуляторов профессиональной деятельности при отражении субъектом объекта, условий деятельности, окружающего профессионального мира и себя как профессионала. В результате выявления существенных связей внутри и вне профессии формируются общая информационная основа деятельности, а также целостные эталоны типичных профессиональных событий и индивидуализированные концептуальные схемы профессионального поведения. Кроме того, более глубокое усвоение профессиональных нормативов и стереотипов дифференцирует и упорядочивает образ «идеального профессионала», который дополняется образом «себя как профессионала», все более уточняющимся в ходе профессионального самопознания – от стереотипов поведения в непредсказуемых ситуациях, самореализации и развития личности в труде. В противном случае человек рискует остаться на уровне выполнения узкого набора функций, будучи неспособным, их трансформировать с учетом изменившихся обстоятельств.

В рамках концепции профессионального  становления личности превращение  индивида в профессионала рассматривается  как процесс формирования у субъекта профессионального пути, способного решать весь комплекс задач профессиональной деятельности и задач профессионального  развития в целом. Формирование субъектом  профессионального пути осуществляется через разрешение системы противоречий, которые задаются базовым противоречием  между социально-профессиональными  требованиями к человеку, с одной стороны, и его желаниями, возможностями по их реализации, с другой. Острота данного противоречия во многом зависит от уровня сформированности профессиональной пригодности человека, которая выступает и как предпосылка, и как результат разрешения ведущего противоречия профессионального развития.

Согласно этому подходу  профессионализация выступает как  результат специфической формы  активности личности, целью которой  выступает достижение чувства профессиональной идентичности, а мотивами – элементы профессиональной идентичности.

Профессионализация осуществляется в двух основных направлениях. Первое – создание субъектом внутренних средств профессиональной деятельности, таких как знания, умения, навыки, компетенции, необходимые и достаточные в определенной предметной области. В рамках этого направления большое внимание уделяется расширению информационно-психологического пространства профессионала и поэтапному структурному изменению личности, которое повышает автономность ее поведения при решении профессиональных задач. Второе – формирование внешних средств профессиональной деятельности, включающее процесс накопления фиксированных знаний и социальных регуляторов в данном профессиональном сообществе и развитие (информационное и технологическое) материальных средств труда в соответствующей предметной области, обеспечивает расширение информационного пространства профессии и повышение внешней идентичности профессионала.

Профессиональная идентичность при этом формируется в процессе выявления существенных связей внутри и вне профессии, она соотносится  с общей информационной основой  деятельности, а также целостными эталонами типичных профессиональных событий и индивидуализированных  концептуальных схем профессионального  поведения. Формирование профессиональной идентичности соотносится, с развитием соответствующей системы профессиональной активности, включая ее профессиональную составляющую (цели, программы, контроль, регуляция) и структурные компоненты (мотивы, способности, опыт). В качестве параметров развития профессиональной идентичности рассматриваются: удовлетворенность различными сторонами профессиональной деятельности и профессии в целом, качественные и количественные особенности профессиональной самооценки (структуру идеальной и реальной Я – концепции), особенности ценностной сферы и ряд других.

Более глубокое усвоение профессиональных нормативов и стереотипов дифференцирует и упорядочивает образ «идеального  профессионала», который дополняется  образом «себя как профессионала», все более уточняющимся в ходе профессионального самопознания –  от стереотипов поведения в непредсказуемых  ситуациях, самореализации и развития личности в труде. В противном  случае человек рискует остаться на уровне выполнения узкого набора функций, будучи неспособным, их трансформировать с учетом изменившихся обстоятельств.

В рамках подхода профессионального  становления личности профессиональная идентичность выступает как критерий профессионального развития и свидетельствует  о качественных и количественных особенностях принятия человеком 

а) себя как профессионала;

б) конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей;

в) системы ценностей и  норм, характерных для данной профессиональной общности.

Соответственно этому выделяются три основные линии развития профессиональной идентичности: реальная или прогнозируемая профессиональная самооценка; отношение человека к содержанию, условиям профессиональной деятельности и профессионализации в целом; отношение человека к системе ценностей и норм, традициям и ритуалам, характерным для каждой профессиональной общности.

Отметим, что последний  аспект оценки профессиональной идентичности разработан в меньшей степени, что  связано с недостаточным вниманием  к роли социальной среды в формировании профессиональной идентичности, о чем  шла речь в предыдущих параграфах. В связи с этим еще раз подчеркнем важность исследования профессиональной идентичности, как подвида социальной идентичности. В таком случае этот вид идентичности может рассматриваться  как системное образование, а  ее формирование происходит на основе взаимодействия целого комплекса различных  механизмов, включая когнитивный, мотивационный  и ценностный. При этом программа  конкретных исследований может включать в себя изучение соотношения названных  механизмов на разных этапах профессионализации, в частности, человеку может нравиться  профессия, но он может испытывать разочарование  в сложившейся корпоративной  культуре и т.п. Также соотношение  названных механизмов позволит глубже понять процесс становления и  трансформации идентичности в условиях кризиса идентичности.

 

2.2 Психологические условия кризиса идентичности и его преодоления как динамики профессиональной идентичности личности

 

В контексте проблемы социальной идентичности также часто, как по отношению к экономической и  политической ситуации в стране, применяется термин «кризис».

Г.М. Андреева кризис идентичности определяет как особую ситуацию сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек  определяет себя и свое место в  обществе, кажутся утратившими свои границы и свою ценность. По мнению автора, в проблеме идентичности интересен  не только тот факт, к какой социальной группе принадлежит человек объективно, но и с какой группой он субъективно отождествляет себя и какую соответствующую систему ценностей вырабатывает. Поскольку позитивная оценка групповой принадлежности сопровождает социальную идентичность, человек не просто относит себя к какой-то группе, но и наделяет эту группу позитивными чертами. Поэтому кризис идентичности определяется не только как трудность в обозначении своей ниши в обществе, но и утрата позитивных представлений о своей группе и ценностных ориентиров.

Информация о работе Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов