Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа
Актуальность работы. С процессом изучения профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения проблем, возникающих в ходе осуществления той или иной профессиональной деятельности. Осознанная идентичность позволяет человеку не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление индивида о своем месте в профессиональной группе или общности.
ВВЕДЕНИ……………………………………………………………..................2
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ………………………………………………4
1.1 История изучения феномена идентичности в психологии …….………...4
1.2 Сущность, значимость и классификация идентичности личности …….....9
1.3 Профессиональная идентичность как предмет психологического
исследования …………………………………………………………………..16
2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТИ ……………………..……………………………………………..25
2.1 Особенности формирования профессиональной идентичности ………..25
2.1 Психологические условия кризиса идентичности и его преодоления как динамики профессиональной идентичности личности …………………..…31
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У
РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ……………………………..……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..…………………………….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..……………….......
Профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик личности, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, профессиональном сообществе и широком социальном окружении, позволяющих более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и намечать перспективы собственного развития.
Вопрос о формировании профессиональной идентичности является очень сложным, что определяется слабым уровнем разработанности проблемы генезиса идентичности как таковой.
В исследованиях формирования и развития идентичности у современного профессионала отмечается, что этот процесс зачастую носит слабо осознанный характер, поскольку многие трудовые операции унифицированы в результате применения сходных технических средств деятельности в разных профессиях. Это затрудняет образование целостного представления человека о своей роли в профессиональном процессе, без которого невозможно понимание своего места в профессиональной среде и достижение уровня профессионального мастерства.
Формирование профессиональной
идентичности может рассматриваться
в контексте
В понимании профессионализации важным является соединение личностных и деятельностных компонентов, что означает соединение личности и профессии в этом процессе.
Связь становления профессиональной
идентичности и профессионализации
неоднократно фиксировалась исследователями.
Очевидно, есть некоторые нюансы, различающие
понятия «профессиональная
Оригинальную идею генезиса профессиональной идентичности развивает Л.Б. Шнейдер. Опираясь на подход В.Я. Ляудис, в котором приведена взаимосвязь хронотопов памяти с типами личностной самоорганизации и прогнозирования будущего, автор проводит хронотопический анализ идентичности, в частности, она использует выделенные этапы развития памяти как ступени становления идентичности, что позволяет по-новому посмотреть на природу профессиональной идентичности.
В этом подходе каждый из хронотопов создает основу определенного уровня или типа самоорганизации и форм идентичности. Центральным критерием, различающим эти типы, служит способность прогнозирования будущего, качественно различные способы организации актуального поведения в отношении к прошлому и предстоящему. Непроизвольная форма памяти создает основу для внутриситуативной самоорганизации, прогнозирование будущего строится как упреждение в рамках ранее бывшего. С точки зрения Л.Б. Шнейдер, этому соответствует невыраженная идентичность. Внешне опосредованная переходная форма памяти создает основу для межситуативной самоорганизации, прогнозирование будущего строится на выделении будущего как проекции «настоящего». Форма идентичности – выраженная, пассивная. Произвольная форма памяти создает основу для полиситуативной самоорганизации, прогнозирование строится на обособлении действий, подготавливающих будущее. Форма идентичности – активная. Метапамять создает основу для внеситуативной самоорганизации, прогнозирование строится на отношении к «настоящему» как проекции «будущего». Форма идентичности – устойчивая. Собственно профессиональная идентичность возможна лишь на этом уровне памяти. В хронотопах метапамяти фиксируются смысловые ориентации личности, определяющие отбор содержания и формы организации профессионального опыта. На этом уровне функционирования личность становится свободной в отношении ко всему временному ряду прошлого – настоящего – будущего.
Е.П. Ермолаева рассматривает
проблемы формирования профессиональной
идентичности русле концепции
По мнению многих исследователей,
занимающихся проблемой профессиональной
идентичности, формирование идентичности
у современного профессионала зачастую
носит «размытый» характер, связанный
с унификацией трудовых операций
в результате применения сходных
технических средств
В рамках концепции профессионального
становления личности превращение
индивида в профессионала
Согласно этому подходу профессионализация выступает как результат специфической формы активности личности, целью которой выступает достижение чувства профессиональной идентичности, а мотивами – элементы профессиональной идентичности.
Профессионализация
Профессиональная идентичность
при этом формируется в процессе
выявления существенных связей внутри
и вне профессии, она соотносится
с общей информационной основой
деятельности, а также целостными
эталонами типичных профессиональных
событий и
Более глубокое усвоение профессиональных
нормативов и стереотипов дифференцирует
и упорядочивает образ «
В рамках подхода профессионального становления личности профессиональная идентичность выступает как критерий профессионального развития и свидетельствует о качественных и количественных особенностях принятия человеком
а) себя как профессионала;
б) конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей;
в) системы ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности.
Соответственно этому выделяются три основные линии развития профессиональной идентичности: реальная или прогнозируемая профессиональная самооценка; отношение человека к содержанию, условиям профессиональной деятельности и профессионализации в целом; отношение человека к системе ценностей и норм, традициям и ритуалам, характерным для каждой профессиональной общности.
Отметим, что последний
аспект оценки профессиональной идентичности
разработан в меньшей степени, что
связано с недостаточным
2.2 Психологические условия кризиса идентичности и его преодоления как динамики профессиональной идентичности личности
В контексте проблемы социальной идентичности также часто, как по отношению к экономической и политической ситуации в стране, применяется термин «кризис».
Г.М. Андреева кризис идентичности определяет как особую ситуацию сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и свою ценность. По мнению автора, в проблеме идентичности интересен не только тот факт, к какой социальной группе принадлежит человек объективно, но и с какой группой он субъективно отождествляет себя и какую соответствующую систему ценностей вырабатывает. Поскольку позитивная оценка групповой принадлежности сопровождает социальную идентичность, человек не просто относит себя к какой-то группе, но и наделяет эту группу позитивными чертами. Поэтому кризис идентичности определяется не только как трудность в обозначении своей ниши в обществе, но и утрата позитивных представлений о своей группе и ценностных ориентиров.
Информация о работе Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов