Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа
Актуальность работы. С процессом изучения профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения проблем, возникающих в ходе осуществления той или иной профессиональной деятельности. Осознанная идентичность позволяет человеку не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление индивида о своем месте в профессиональной группе или общности.
ВВЕДЕНИ……………………………………………………………..................2
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ………………………………………………4
1.1 История изучения феномена идентичности в психологии …….………...4
1.2 Сущность, значимость и классификация идентичности личности …….....9
1.3 Профессиональная идентичность как предмет психологического
исследования …………………………………………………………………..16
2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТИ ……………………..……………………………………………..25
2.1 Особенности формирования профессиональной идентичности ………..25
2.1 Психологические условия кризиса идентичности и его преодоления как динамики профессиональной идентичности личности …………………..…31
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У
РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ……………………………..……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..…………………………….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..……………….......
Выступая в роли системообразующего свойства личности, профессиональная идентичность обеспечивает высокий уровень самопринятия себя как профессионала, быструю адаптацию к новым условиям деятельности. Сформированная профессиональная идентичность выступает в качестве внутреннего источника профессионального развития и личностного роста субъекта.
Одним из условий развития
профессиональной идентичности является
профессиональное обучение. В ходе
обучения в вузе происходит качественный
скачок в профессиональном развитии
студента. Именно в студенческом возрасте
начинают формироваться основные идентификационные
характеристики, выражающие принадлежность
человека к определенной профессии.
Для того чтобы данные идентификационные
характеристики развивались интенсивнее,
необходимо создание специальных психолого-
Особую роль в развитии профессиональной идентичности студентов играет высшее учебное заведение.
Цель исследования — выявить и описать особенности развития профессиональной идентичности студентов.
Задачи:
- работа с литературой при написании теоретической части;
- подбор методик исследования;
- адаптация методики к особенностям испытуемых;
- проведение исследования,
обработка и интерпретация
Гипотеза: у большинства испытуемых будет наблюдаться неопределенная профессиональная идентичность, что связано с отсутствием четкого представления о месте своей будущей работы.
Для проведения исследования я использовал методику, разработанную А. А. Азбель при участии А.Г. Грецова, для изучения статусов профессиональной идентичности и адаптировал его для студентов т.к. он рассчитан для учащихся 10-11 классов. В опроснике используются 4 статуса профессиональной идентичности:
1) Неопределенная профессиональная идентичность: выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую проблему.
2) Навязанная профессиональная идентичность: человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора.
3) Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности: человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен.
4) Сформированная профессиональная идентичность: профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.
Представим более подробно нашу методику. Опросник, который представлен ниже, состоит из 19 пунктов, по каждому из которых возможны четыре варианта ответов: a, b, c, d. Опрашиваемый должен прочитать их и выбрать тот вариант ответа, который лучше всего выражает его точку зрения. В случае, если какие-то варианты ответов покажутся опрашиваемому равноценными, он должен выбрать тот, который в наибольшей степени отвечает его мнению, при этом стараясь быть максимально правдивым.
Опросник
1. Меня не беспокоило мое профессиональное будущее.
a) Да: еще не пришло время решать, где мне дальше учиться или работать.
b) Да, я был(а) уверен(а), что мои родители помогут мне в моем профессиональном будущем.
c) Да, так как я уже давно все решил(л) по поводу своего профессионального будущего, и нет смысла беспокоиться.
d) Нет, ведь если о будущем не беспокоиться сейчас, то потом будет слишком поздно.
2. Мне трудно было принять решение, куда пойти получать дальнейшее образование.
a) Да, так как меня интересовало сразу несколько специальностей, которые хотелось бы получить
b) Да, поэтому я решил (решила) прислушаться к мнению авторитетного человека (родителя, хорошего знакомого(ой), друга (подруги)).
c) Нет, я принял(ла) решение о том, где я буду учиться или работать в дальнейшем.
d) Нет, поскольку еще пока не задумывался над этой проблемой в то время.
3. Я регулярно изучал(а) спрос на представителей той специальности, которую я планировал(а) получить.
a) Да, ведь от спроса на рынке труда зависит, какую специальность я выберу.
b) Нет, поскольку родители знают лучше, какую специальность мне предложить.
c) Нет, так как время анализировать спрос на профессии еще не пришло.
d) Нет, я решил(а), что все равно получу ту специальность, которую я хочу.
4. Я не обсуждал(а) с родителями свои будущие профессиональные планы.
a) Да, так как моими родителями уже давно решено, кем я буду, и со мной не советовались по данному вопросу.
b) Нет, мои родители как раз постоянно со мной обсуждали мои профессиональные предпочтения.
c) Да, у нас в семье не принято обсуждать мои профессиональные планы.
d) нет, мы с родителями давно все обсудили, и я принял решение по поводу своей профессии.
5. Мои родители выбрали мне специальность.
a) Да, и надо признать, что они вообще лучше меня разбираются в этом вопросе.
b) Нет, но мы регулярно обсуждали вопрос моей будущей специальности.
c) Нет, поскольку родители не вмешивались в мои проблемы с выбором профессии.
d) Нет, так как выбор специальности был скорее моим самостоятельным решением, чем их.
6. Мне хорошо ясны свои профессиональные планы.
a) Да, так как выстроить их мне помогли родители (знакомые), которые являются специалистами в этой профессиональной области.
b) Да, поскольку я построил(а) их самостоятельно, основываясь на собственном жизненном опыте.
c) Нет, так как у меня отсутствовали профессиональные планы.
d) Нет, но как раз сейчас я пытаюсь выстроить эти профессиональные планы.
7. На мои профессиональные цели сильно повлияло мнение моих родителей.
a) Нет, у моих родителей никогда не возникало желания ставить мне профессиональные цели.
b) Да, поскольку мои родители с детства говорили мне, кем я должен(а) стать.
c) Да, цели еще сформулированы были слабо, но окончательное решение было все-таки принято мной, а не родителями.
d) Да, так как родители, конечно, принимали участие в обсуждении этого вопроса, но все-таки решение уже принято мной самостоятельно.
8 Уже точно решено, какую специальность я хочу получить.
a) Нет, так как я еще не думаю над своей конкретной специальностью.
b) Да, и я могу точно назвать учебное заведение и специальность, которую я получу.
c) Да, так как мои родители сообщили мне, на кого и где я буду дальше учиться.
d) Нет, мне трудно понять, какая специальность подходит именно мне.
9. Друзья советовали мне, какое образование лучше получить.
a) Да, мы с ними часто обсуждали этот вопрос, но я пытался(лась) строить свои профессиональные планы самостоятельно.
b) Да, и я вместе с другом получаю одинаковое образование, прислушавшись к его мнению.
c) Нет, так как обдумывать свою карьеру нам с друзьями было некогда, у нас было много более интересных дел.
d) Нет, я принял(а) решение без помощи друзей.
10. Для меня не принципиально было, где именно учиться в дальнейшем.
a) Да, так как для меня главное — получить специальность, о которой давно мечтаешь, а не конкретное место учебы.
b) Да, поскольку уверен, что родители все равно «устроят» меня на хорошую работу после учебы.
c) Да, поскольку профессиональная учеба — не главное в жизни.
d) Нет, так как от выбора учебного заведения зависит качество моего образования.
11. Я без совета своих родителей принял(а) ответственное решения по поводу моей профессиональной деятельности.
a) Да, я делаю попытки сориентироваться в профессиональной жизни, но пока затрудняюсь выбрать что-то одно.
b) Нет, так как мои родители все равно не хотели и не могли мне ничего посоветовать.
c) Да, поскольку мои родители с детства помогают мне, контролируя многие события в моей жизни, в том числе и в плане выбора профессии.
d) Нет, свои решения по этому вопросу я принял(а) абсолютно самостоятельно.
12. Я не часто думал(а) над своим профессиональным будущем.
a) Нет, над этой проблемой я думал(а) довольно часто.
b) Да, так как я знаю, мои родители сделают так, чтобы у меня в жизни все устроилось отлично.
c) Да, думаю мне еще рано было над этим размышлять.
d) Да, так как я все уже решил для себя и сейчас концентрирую свое внимание на других проблемах.
13. У меня на примете было несколько учебных заведений, куда я мог(ла) бы пойти учиться.
a) Нет, так как мои родители определили меня в конкретное учебное заведение, где я буду учиться.
b) Нет, я сам(а) хотел(а) учиться только в одном, вполне определенном учебном заведении.
c) Да, я выбирал(а) одно из профессиональных учебных заведений.
d) Нет, иногда мне кажется, что я сам(а) не знаю, чего я хочу от будущего.
14. Никакие жизненные проблемы не смогут мне помешать достигнуть поставленных профессиональных целей.
a) Да, поскольку знаю, что мои родители сделают все, чтобы эти цели осуществились.
b) Нет, у меня пока еще нет профессиональных целей.
c) Да, так как я хорошо осознаю свои профессиональные цели и стремлюсь к ним.
d) Нет, я еще не до конца понимаю, в чем состоят эти цели.
15. У нас дома часто разгорались бурные дискуссии по поводу моей будущей карьеры.
a) Нет, поскольку мои родители по этому вопросу все решили, и с ними бесполезно было спорить.
b) Нет, так как мои родители не особо интересовались вопросом моей карьеры.
c) Нет, ведь по поводу карьеры я решил(а) сам(а), и спорить со мной все равно было бесполезно.
d) Да, я советовался с родителями, хотя иногда наши взгляды относительно моего будущего могли расходиться.
16. Меня мало интересовало информация о том, как выстраивать карьеру в различных профессиональных областях.
a) Да, так как мои родители выбрали мне будущую сферу деятельности, и не было надобности собирать какую-либо дополнительную информацию.
b) Да, потому что я принял решение о том, кем я буду и где буду учиться.
c) Нет, я активно анализировал(а) возможности карьерного роста в различных областях деятельности.
d) Да, меня вообще мало интересовала информация о том, где и как можно выстраивать карьеру.
17. Я держал(а) на примете несколько профессиональных целей.
a) Да, но они были определены заранее моими родителями.
b) Нет, у меня всего одна профессиональная цель.
c) Нет, я о них тогда еще не задумывался.
d) Да, таких целей было несколько, и я долго не мог(ла) решить , какая из них для меня основная.
18. Я очень хорошо представляю
свой дальнейший карьерный
a) Нет, пока мое профессиональное будущее — это множество альтернативных вариантов выбора.
b) Нет, но я уверен(а), что мои родители устроят меня на хорошую работу, где карьера мне будет обеспечена.
c) Нет, так как мне не хочется вникать, какая карьера подходит именно мне, у меня есть и более важные проблемы.
d) Да, и я уже могу назвать основные шаги моей профессиональной жизни.
19. Родители предоставили мне возможность сделать свой профессиональный выбор самостоятельно.
a) Нет, потому что мои родители вообще не участвовали в моем профессиональном выборе.
b) Да, но мы все равно обсуждали мой профессиональный выбор.
c) Нет, так как родители считали, что при самостоятельном выборе я мог(ла) ошибиться.
d) Да, и я сам(а) сделал(а) свой профессиональный выбор.
Ключ. Каждый вариант ответа оценивается в 1 или 2 балла по одной из шкал в соответствии с приведенным ниже «ключом». Интерпретация полученных данных приведена в таблице «Статусы профессиональной идентичности».
Таблица 1 – Статусы профессиональной идентичности
№ вопроса |
Профессиональная идентичность | |||
Неопределенная |
Навязанная |
Мораторий |
Сформированная | |
1. |
a — 2 |
b — 1 |
d — 1 |
c — 1 |
2. |
d — 1 |
b — 1 |
a — 2 |
c — 1 |
3. |
c — 1 |
b — 1 |
a — 2 |
d — 1 |
4. |
c — 1 |
a — 2 |
b — 1 |
d — 1 |
5. |
c — 1 |
a — 2 |
b — 1 |
d — 1 |
6. |
c — 1 |
a — 1 |
d — 1 |
b — 2 |
7. |
a — 1 |
b — 2 |
c — 1 |
d — 1 |
8. |
b — 2 |
a — 1 |
c — 1 |
d — 1 |
9. |
a — 1 |
c — 1 |
d — 1 |
b — 2 |
10. |
c — 1 |
b — 2 |
a — 1 |
d — 1 |
11. |
c — 2 |
b — 1 |
d — 1 |
a — 1 |
12. |
b — 1 |
c — 2 |
a — 1 |
d — 1 |
13. |
c — 2 |
b — 1 |
a — 1 |
d — 1 |
14. |
d — 1 |
a — 1 |
c — 2 |
b — 1 |
15. |
b — 1 |
a — 1 |
d — 1 |
c — 2 |
16. |
b — 1 |
a — 1 |
d — 2 |
c — 1 |
17. |
d — 2 |
a — 1 |
c — 1 |
b — 1 |
18. |
c — 1 |
a — 1 |
d — 2 |
b — 1 |
19. |
c — 1 |
b — 1 |
a — 1 |
d — 2 |
Сумма |
Информация о работе Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов