Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:20, курсовая работа
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. В научной литературе связная речь понимается как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Уровень развития связной речи выступает показателем общей речевой культуры человека.
Введение …………………………………………………………….........
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у
детей старшего дошкольного возраста …………………………………
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста ……
1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста …………………………………………………...
1.3. Роль ТРИЗ-технологий в развитии связной речи у детей
старшего дошкольного возраста ………………………………………..
Выводы по первой главе ………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной
речи у детей старшего дошкольного возраста посредством
ТРИЗ-технологий ………………………………………………………...
2.1. Констатирующий этап эксперимента ……………………….
2.2. Экспериментальная программа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий ………………………………………………………………..
Выводы по второй главе ………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………….
Библиографический список ……………………………………………
Приложение ………………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМ. В.Г. КОРОЛЕНКО» в г. ИЖЕВСКЕ
кафедра педагогики
Курсовая работа
ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи
у детей старшего дошкольного возраста
Ижевск 2013
Оглавление
Введение ……………………………………………………………....... Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста ………………………………… 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста …… 1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………... 1.3. Роль ТРИЗ-технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………….. Выводы по первой главе ………………………………………………... Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий ………………………………………………………... 2.1. Констатирующий этап эксперимента ………………………. 2.2. Экспериментальная программа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий ……………………………………………………………….. Выводы по второй главе ………………………………………………... Заключение ………………………………………………… Библиографический список …………………………………………… Приложение ………………………………………………… |
3
6
6
12
16 22
23 23
30 44 45 48 54 |
Введение
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. В научной литературе связная речь понимается как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Уровень развития связной речи выступает показателем общей речевой культуры человека.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.М. Алексеевой, А.М. Бородич, Т.А. Ладыженской, Ф.А. Сохина, Т.Б. Филичевой, Б.И. Яшиной. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.
Созданная Г. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому очень важно, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Однако воспитателями и педагогами не уделяется недостаточное внимание использованию приемов и методов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольников.
Возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике условий развития связной речи у старших дошкольников посредством ТРИЗ-технологий.
Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования, которая заключается в выявлении и обосновании педагогических условий развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий.
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий будет осуществляться эффективно, если соблюдать следующие условия:
1. Обучать детей созданию образных характеристик сказочных объектов, путем творческой реализации технологических звеньев образования сравнений, загадок, метафор;
2. Обучать детей обобщенным
3. Стимулировать детей к
Задачи исследования:
1. Изучить сущность процесса развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить критерии и уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать экспериментальную программу по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий.
4. Проанализировать результаты исследования.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение
и анализ психолого-
2. Эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент;
3. Математические методы: количественная обработка эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились психолого - педагогические концепции речевого развития детей (Л.А. Венгер, Я.С. Выготский, О.С. Ушакова, В.И.Яшина, и др.), лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Р.Г. Авоян, Р.А. Будагов, Б.В. Головин, В. Гумбольдт, Н.И.Жинкин, А.А.Потебняи др.), научные труды об использовании ТРИЗ - технологий в дошкольных образовательных учреждениях (Е.А.Бобровой, А.В.Корзун, Т.А. Сидорчук, Е.О. Смирновой, А.М.Страунинга, Н.Н.Хоменко).
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 271 г. Ижевска Удмуртской Республики.
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы развития
связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития связной речи у детей дошкольного возраста
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Анализ психолого-
По определению С.Л. Рубинштейна [53], связность речи означает, что отдельные высказывания характеризуются смысловым единством и понятны другому на основе собственного предметного содержания, без учета конкретной ситуации, в которой они произносятся. Овладение ребенком адекватным оформлением высказывания определяется качественными стадиями, закономерно характеризующими развитие связной речи.
По мнению А.М. Бородич [8], связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающих общение и взаимопонимание людей.
Ф.А. Сохин [58] под связной речью понимает развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Как отмечает О.С. Ушакова [64], связная речь – это речь, которая требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.
Сложившиеся к настоящему времени
психологические подходы к данн
М.М. Алексеева и В.И. Яшина [4] отмечают, что связная речь характеризуется наличием четырех основных групп связей:
- логические связи - отнесенность речи к объективному миру и мышлению;
- функционально-стилевые связи - отнесенность речи к партнерам общения;
- психологические связи - отнесенность речи к сферам общения;
- грамматические связи - отнесенность речи к структуре языка.
А.М. Бородич [8] отмечает, что речь считается связной, если для нее характерны содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится), точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию), логичность (последовательное изложение мыслей), ясность (понятность для окружающих), правильность, чистота, богатство (разнообразие).
По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.
Анализ психолого-
По мнению А.Р. Лурия [39], диалог, как форма речи, состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь.
Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией [55].