Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:20, курсовая работа
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. В научной литературе связная речь понимается как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Уровень развития связной речи выступает показателем общей речевой культуры человека.
Введение …………………………………………………………….........
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у
детей старшего дошкольного возраста …………………………………
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста ……
1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста …………………………………………………...
1.3. Роль ТРИЗ-технологий в развитии связной речи у детей
старшего дошкольного возраста ………………………………………..
Выводы по первой главе ………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной
речи у детей старшего дошкольного возраста посредством
ТРИЗ-технологий ………………………………………………………...
2.1. Констатирующий этап эксперимента ……………………….
2.2. Экспериментальная программа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий ………………………………………………………………..
Выводы по второй главе ………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………….
Библиографический список ……………………………………………
Приложение ………………………………………………………………
Анализ психолого-
- понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы;
- способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно;
- способны не только увидеть
в картине главное и
- могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ - инсценировку по набору игрушек.
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста развивается монологическая и диалогическая формы речи, реже используется ситуативная речь, уступая место контекстной. На шестом году жизни дошкольник может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей старшего дошкольного возраста позволяет определить задачи и содержание обучения.
1.3. Роль ТРИЗ-технологий в развитии связной речи
у детей старшего дошкольного возраста
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Традиционное обучение дошкольников рассказыванию строится на подражании с преобладанием репродуктивных приемов руководства. Функция ребенка на таких занятиях исполнительская, а не развивающая. Дети не могут сами оценить, выбрать способы исправления ошибок. Это препятствует развитию самостоятельности, активности, творчества. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
ТРИЗ – это уникальная технология развития связной речи. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Это прикладная диалектика, то есть система знаний о закономерностях развития, отказ от метода проб и ошибок в науке, технике, в повседневном нашем быту [55].
ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основано на общих законах теории решения изобретательских задач [17].
В основе ТРИЗ-педагогики лежат:
• методики и технологии,
позволяющие овладеть
• методология решения
• воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. За эти качества ТРИЗ называют технологией.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Изучению вопроса внедрения ТРИЗ-технологий в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяли такие педагоги, как Е.А.Боброва, С.И. Гин, А.В. Корзун, С.В. Лелюх, И.Н .Мурашковская, А.А.Нестеренко, Т.А. Сидорчук, Е.О. Смирнова, А.М. Страунинг, Н.Н. Хоменко и др.
Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко [55] отмечают, что для организации работы по развитию связной речи детей по ТРИЗ-технологии необходимо:
- организовать проведение
- иметь специальную игрушку
– героя занятия, которая «
- в конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучать старших дошкольников навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «интервью», «копилка новостей», «доскажи предложение» и другие; обсуждение планов на будущее; продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ. При этом, желательно, обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующим режимным моментом. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия;
- проводить не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми;
- быть готовым использовать данный подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуацию.
ТРИЗ-технологии развития связной речи старших дошкольников включают в себя [17]:
- обучение детей созданию
- обучение составлению
- обучение детей составлению
творческих рассказов по
- обучение дошкольников
А. В. Корзун А.В., Н.Н. Тятюшкина [35] разработали комплексную методику «Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры «Да-Нет». Она позволяет развивать связную речь, навыки осознанного пересказа литературных текстов, осваивать принципы построения сказочных сюжетов.
Т.А. Сидорчук и Н.Н. Хоменко [55] отмечают, что для того чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. Модель сказки - это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание. Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада должна быть организована по двум направлениям:
1. Это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования (ТПФ).
2. Создание педагогических
- модель составления сказки с помощью метода "Каталога";
- модель составления сказки с помощью метода "Морфологического анализа";
- модель составления сказки с помощью метода "Системного оператора";
- модель составления сказки с помощью ТПФ;
- модель составления сказки с помощью метода "Волшебного треугольника" (вепольного анализа).
Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.
ТРИЗовцы предлагают новый подход к развитию связной монологической речи, в частности, в технологии обучению детей составлению рассказов по картине.
Так основополагающим моментом в предлагаемой Т.А. Сидорчук и Н.Н.Хоменко технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.
Над решением этой же проблемы работала И.Н. Мурашковска и Н.П.Валюмс. В основу ее методики положен инструментарий для формирования системно - диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач. Основные требования, предъявляемые к новой методике [42]:
- целостность за счет полноты методических шагов;
- инструментальность каждого
- мотивированность каждого шага с точки зрения детей;
- стимулирование индивидуального восприятия картинки каждым ребенком;
- результативность, достижение целей курса;
- передаваемость - возможность использовать в работе с другими учебниками, картинками.
Изучив особенности ТРИЗ-
Выводы по первой главе
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий и форм общения ребенка с окружающими. В дошкольном возрасте необходимо развивать диалогическую форму речи, т.к. через диалог формируется связность речи и появляется речевое высказывание в виде монолога.
Основой развития связной речи в старшем дошкольном возрасте является переход от ситуативной речи к контекстной, на первый план выступает формирование умения строить высказывания разных типов. Старший дошкольник переходит от диалогической формы речи к связной монологической.
В педагогической практике разработаны разнообразные методы и приемы развития связной речи у детей. Работа по развитию связной речи должна проводиться систематически, последовательно и целенаправленно. Результативное развитие связной речи возможно при умении строить общение с ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные стороны развития речи.
ТРИЗ-технологии пробуждают интерес у старших дошкольников к овладению связной речью, способствуют более эффективному обучению. Кроме этого, их использование соответствует социальному заказу на развитие творческой, разносторонне развитой личности.
ТРИЗ-технологии дают воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развития связной речи
у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий
2.1. Констатирующий этап эксперимента
Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
1. Выявить критерии и показатели уровней развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
2. Подобрать диагностические
3. Провести диагностику развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;