Теоретические основы педагогического общения с подростками
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:01, курсовая работа
Краткое описание
Педагогу мало иметь профессиональные знания и умения. Помимо этого он должен быть личностью - широко образованной и эрудированной, иметь свою «изюминку», какое-то хобби, быть интересным для окружающих. В общении педагога с воспитанником незримо присутствуют ещё образ педагога, каким он себя представляет; образ педагога, каким представляет воспитанник; образ воспитанника в его собственных глазах; образ воспитанника в глазах педагога.
Реализация
потребности в контакте с другим человеком
- не менее важная функция общения. Партнеры
общаются не ради того, чтобы обязательно
создать что-то материальное или решить
какую-то жизненно важную проблему, а в
силу явно выраженной потребности в контакте
с другой личностью. Ведь люди ищут в общении
возможности снять у себя психическое
напряжение, вызываемое состоянием одиночества
и разобщенности, поделиться с другим
человеком своими радостями или заботами.
В
школьной практике нередки случаи,
когда ученик приходит к учителю
не за помощью по предмету, а "просто
так", чтобы побыть со своим наставником
некоторое время, поговорить с ним о чем-либо,
чтобы "просто пообщаться". Сюда можно
также отнести разговоры воспитателя
с воспитанниками "по душам", "с
глазу на глаз", в ходе которых осуществляется
обмен личностными духовными ценностями.
Современные школьники, несмотря на большое
число контактов с окружающими, довольно
часто испытывают дефицит именно такого
общения.
В
педагогическом общении реализуется
функция приобщения партнера к опыту
и ценностям инициатора общения. Это особенно
характерно для общения родителей и детей,
учителей и учащихся, преподавателей и
студентов. Миссия родителей и педагогов
заключается именно в том, чтобы помочь
своим детям и ученикам приобщиться к
своим взглядам, убеждениям, нравственным
нормам, т.е. к тому, что является ценностями
жизни взрослых.
В
реальных жизненных ситуациях, особенно
в тех, где взаимодействуют учитель
и ученики, очевидно определенное "неравновесие"
партнеров, как бы ни были демократичны
их отношения. Родитель или учитель, как
правило, обладает большим жизненным опытом,
значительным объемом знаний и умений,
более стабильным социальным положением,
нежели его дети или ученики. Такое преимущество
дает определенные права на проявление
своей компетентности как в конкретных
областях научных знаний, так и в жизненных
вопросах и одновременно накладывает
серьезные обязательства по качественному
исполнению роли родителя или педагога.
При этом важно соблюдать чувство меры.
Не секрет, что порой родители и учителя
хотели бы ускорить многие процессы, чтобы
дети быстрее обучались, серьезнее относились
к своим обязанностям, были бы более уважительны
к старшим. Стремясь к ускорению подобных
процессов, взрослые проявляют нетерпеливость,
раздражительность по отношению к детям,
допускают использование жестких средств
и, как правило, лишь портят отношения
с детьми и не достигают желаемых результатов.
Поэтому чем прочнее будут налажены межличностные
контакты родителей и детей, учителей
и учащихся, тем больше возникнет возможностей
для приобщения представителей подрастающего
поколения к ценностям старших поколений.
Однако
в качестве инициатора общения может
выступать не только родитель или
педагог, но и ребенок. Поэтому возможно
также приобщение взрослого к опыту
и ценностям школьника. Особенно в тех
сферах деятельности, где ученик может
быть компетентнее своих родителей и учителей.
Многие современные школьники лучше взрослых
знают радиотехнику, владеют иностранными
языками, умеют работать на персональном
компьютере, добиваются высоких результатов
в спорте и искусстве. В силу этого они
способны поделиться со своими наставниками
и специальными знаниями и умениями, и
соответствующим опытом, трансформируя
им свою систему ценностей. Мудрые родители
и педагоги с большим интересом принимают
на себя роль учеников у своих детей, понимая,
что благодаря этому между ними возникают
дополнительные "точки соприкосновения".
В
ходе профессионально-педагогического
общения может реализоваться
также функция приобщения инициатора
общения к ценностям партнера. Данный
процесс представляет собой самовоспитание,
т.е. процесс самоформирования инициатора
общения, процесс созидания собственного
"Я" через ориентацию на ценности
другого человека. Таким человеком для
школьника может быть отец, мать, учитель,
друг, возлюбленный(ая), музыкальный или
спортивный кумир.
Ориентируясь
на значимую для себя личность, школьник
усваивает как внешние атрибуты
своего кумира (своеобразие одежды,
прически, поведения), так и особенности
его взглядов и убеждений (что сказал,
какую позицию в споре занял, что любит,
а чего терпеть не может). Через это он
как бы присваивает себе ценности другого
человека, постепенно приобщаясь к ним.
Если
кумиром школьника становится учитель,
то ученик усваивает не только внешние
атрибуты его поведения, а также его нравственные
представления о таких понятиях, как долг,
ответственность, честь. Школьник стремится
делать то, что получило бы одобрение этого
педагога, и не совершить того, что бы огорчило
его. Это еще раз свидетельствует о том,
насколько важно для педагога стать значимой
личностью для своих учащихся.
В
ряде работ по педагогической технологии
выделяется несколько важных функций
именно профессионально-педагогического
общения.
Исходной
является функция открытия ребенка
на общение. Она проявляется в том, чтобы
пробудить у ребенка желание к общению,
снять психологические зажимы, избавить
его от страха перед неизвестностью, повысить
самооценку и уверенность в себе, а также
убедить в положительном отношении к нему
другого человека, в частности учителя.
Эта функция играет важнейшую роль на
начальном этапе взаимодействия учителя
с учеником. Ее реализация связана с умением
педагога "подать себя" детям, продемонстрировать
свое расположение к ним, убедить их в
своих мирных намерениях и благородных
помыслах. От этого во многом зависят начало
общения и его характер.
Функция
соучастия призвана поддерживать партнера
(в частности, ученика) в его выходе
на общение. Ее реализация требует от
педагога принять на себя часть трудностей
ученика, оказать ему необходимую помощь
и поддержку, стимулировать его успешные
действия. Важно уметь проявить интерес
к ученику, научиться слышать своего собеседника,
предложить ему свою помощь. Через соучастие
учителю удается лучше понять внутренний
мир своего ученика, для которого порой
приходится раскрывать свой внутренний
мир, транслировать ему свое "Я".
Особой
в профессионально-педагогическом
общении является функция возвышения
личности ученика. Реализация этой функции
предполагает оказание такого влияния
на воспитанника, которое способствует
его восхождению к духовным новообразованиям.
В результате общения с педагогом школьник
должен хотеть быть добрее, смелее, решительнее,
внимательнее к окружающим людям и обладать
многими другими положительными качествами
и чертами характера.
Учителю
важно знать о роли каждой из функций
общения и при планировании своей
деятельности с учащимися заботиться
о реализации не какой-то одной, а
целой системы функций. "Педагог,
- пишет В.А. Кан-Калик, - в своей
деятельности должен реализовывать все
функции общения - выступать и как источник
информации, и как человек, познающий другого
человека или группу людей, и как организатор
коллективной деятельности и взаимоотношений".
К
сожалению, некоторые учителя при
подготовке урока делают акцент на информационной
функции, оставляя другие без необходимого
внимания. Они тщательно отбирают содержание
учебного материала, продумывают методы
его изложения, планируют время для опроса
учащихся и объяснения нового материала.
Однако, если при этом учитель не умеет
взаимодействовать с учениками, не обращает
внимания на их возрастные и личностные
особенности, не заботится о том впечатлении,
которое складывается о нем у учащихся,
все дидактические усилия педагога могут
оказаться напрасными. Многие школьники
воспринимают содержание урока прежде
всего через личность учителя, через его
манеру поведения в классе и способы общения
с учащимися.
Таким
образом, в общении реализуется
множество различных функций, каждая
из которых имеет важное значение
в профессиональной деятельности педагога.
Под
содержанием общения обычно понимают
ту информацию, которая в межиндивидуальных
контактах передается от одного субъекта
другому либо циркулирует между
ними. Поскольку эта информация по
своему характеру далеко не однородна,
то по содержанию выделяют материальное,
когнитивное, кондиционное, мотивационное
и деятельностное общение (Р.С. Немов).
Если
партнеры обмениваются какими-либо предметами
или Продуктами деятельности, то такое
общение называют материальным, поскольку
оно позволяет людям получать необходимые
предметы материальной и духовной культуры.
Например, это имеет место, когда педагог
и школьники в составе производственной
бригады ведут переговоры с работодателем
об условиях выполнения работы, связанной
со строительством объекта или сбором
урожая, договариваются о порядке обмена
своего труда на продукты питания или
заработанные при этом деньги, а затем
реализуют эти договоренности.
Когнитивное
общение в отличие от материального
представляет собой обмен знаниями
и выступает как фактор интеллектуального
развития партнеров. Когнитивное общение
лежит в основе процесса обучения.
Сущность
педагогической деятельности заключается
в том, чтобы демонстрировать
ученикам свою эрудицию в тех или
иных областях знаний и в определенной
мере способствовать трансформации им
части этих знаний. В школьные и особенно
в студенческие годы будущий учитель получает
существенную часть знаний от своих школьных
учителей и вузовских преподавателей,
а затем, став учителем, он стремится передать
приобретенные знания своим ученикам.
Так, благодаря когнитивному общению осуществляется
вечное движение знаний от учителя к ученикам,
вследствие чего не только обеспечивается
сохранение этих знаний, но происходят
постоянное их приращение и развитие,
возникновение новых областей знаний.
Поскольку
при взаимодействии партнеров возможен
обмен психическими и физиологическими
состояниями, то по содержанию выделяют
также кондиционное общение. При
таком общении люди определенным
образом оказывают влияние на
психическое или физическое самочувствие
партнера. Например, строгая манера поведения
учителя в начале урока, серьезное выражение
его лица, твердый голос настраивают учащихся
на рабочий лад, а его улыбка, шутки, рассказ
забавных случаев способствуют эмоциональной
разрядке на уроке. Благодаря кондиционному
общению учитель может успокоить огорченного
неудачей ученика, тренер - поднять дух
спортсмена перед стартом, а кто-то будет
заботиться о том, чтобы испортить настроение
своему противнику в ссоре.
Мотивационное
общение представляет собой воздействие
на цели, интересы, мотивы и потребности
субъекта. Оно является источником дополнительной
энергии для партнера по общению, поскольку
в процессе взаимодействия осуществляется
передача определенных побуждений к действиям,
возникает интерес к чему-либо, "включается"
мотивация к той или иной деятельности.
Например,
многие творчески ориентированные
учителя не ограничиваются простым
изложением содержания учебного материала,
имеющегося в школьном учебнике, а
стремятся заинтересовать учеников
путем использования необычной информации
из других источников, за счет применения
современных технических средств обучения,
демонстрации интересных опытов и иных
дидактических приемов. Они знают, что
ученик, которого отличает познавательный
интерес (иногда говорят "замотивированный
ученик"), - это союзник учителя. А работать
с союзниками значительно приятнее, нежели
с безразличными или негативно настроенными
людьми.
В
основе деятельностного общения
лежит межличностный обмен действиями,
операциями, умениями и навыками. Особенно
наглядно такое общение на уроках труда,
физической культуры, на лабораторных
и практических занятиях по физике, химии
и ряда других предметов. Учитель, продемонстрировав
учащимся свои действия на станке или
на спортивных снарядах, при сборке различных
схем, предлагает затем повторить эти
действия школьникам. Благодаря деятельностному
общению осуществляется формирование
практических умений и навыков учащихся.
Еще
одной важной характеристикой общения
являются средства общения, которые можно
представить как способы передачи информации
и выражения отношений между партнерами
в процессе их взаимодействия (А.А. Лобанов).М.И.
Лисина считает, что средства общения
это "… те операции, с помощью которых
каждый участник строит свои действия
общения и вносит свой вклад во взаимодействие
с другим человеком…". Она выделяет
3 основных категории средств общения:
экспрессивно - мимические средства (улыбка,
взгляд, мимика, выразительные движения
рук и тела, выразительные вокализации);
предметно - действенные средства (локомоторные
и предметные движения, позы, используемые
для целей общения, приближение, удаление,
вручение предметов, позы, выражающие
протест) и речевые средства общения (высказывания,
вопросы, ответы, реплики).
Лобанов
А.А. дает следующую классификацию: в зависимости
от средств общение может быть непосредственным
и опосредованным, прямым и косвенным,
вербальным и невербальным.
Непосредственное
общение осуществляется с помощью
естественных органов, данных человеку
природой: рук, головы, туловища, голосовых
связок и т.п.
Например,
мама, успокаивая своего расстроенного
малыша, нежно гладит его по голове,
говорит ему ласковые слова и
улыбается. Малыш слышит ее ласковый
голос, ощущает нежное прикосновение
ее теплых рук и отвечает ей своей
улыбкой. Аналогичные способы общения
используют многие воспитатели детских
дошкольных учреждений, детских домов,
учителя начальных и даже средних классов.