Теоретическое исследование проблемы развития познавательных интересов младших школьников в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
В целях исследования сформулированы основные задачи исследования:
изучить понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе,
определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста,
выявить возможности игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников,
выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить организационно-педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
разработать методические рекомендации по развитию познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

полностью д.doc

— 1.99 Мб (Скачать файл)

Эффективность модели игровой деятельности  для развития познавательных интересов младших школьников проверена в ходе экспериментального исследования. Ее внедрение позволило добиться более высокой динамики роста параметров познавательной сферы младших школьников. Следует отметить, что в большей степени изменились такие параметры, как мышление, память и уровень учебной мотивации.

Проведенное исследование показало необходимость дальнейшей развивающей работы и наметила ее перспективные направления, связанные с определением путей и условий эффективного психолого-педагогического сопровождения развития познавательных интересов учащихся в средней и старшей школе.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Ануфриева Н.М. , Малиновская Н.М. О готовности к школе/Н.М. Ануфриева, Н.М. Малиновская // Начальная школа. ─ 2008. – 321с.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. /Ю.К. Бабанский // М.: Просвещение, 2012 – 98с.
  3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Н.В. Бабкина // Начальная школа. - 2008. - № 4. – 87с.
  4. Бардакова Ю.Е. Интеллектуальные игры в начальной школе. - М.: Изд. Группа «Основа», 2006. – 203с.
  5. Большакова И. Игротека для первоклассников / И. Большакова //. - Палитра педагога, 2005, - 154с.
  6. Бутрым В. Сюжетно - ролевые игры на уроках обучения грамоте / В. Бутрым // Начальное образование. - 2007. – 412с.
  7. Буцкин С.В. Формирование мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе / С.В. Буцкин // Практическая психология и социальная работа. - 2007. – 305с.
  8. Варзацкая Л.А. Игра как средство познания / Л.А. Варзацкая / / Нач. школа. - 2008. – 127с.
  9. Васьковская С.В. Учить учиться, или как помогать младшему школьнику в учебе / С.В. Васьковская // Начальная школа. ─ 2004. ─ 203с.
  10. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие. / А.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др.. ─ М.: Просвещение, 2009. – 412с.
  11. Волкова Н.П. Педагогика: Учеб пособие. Вид. 2 -е, перераб., Доп. - К.: Академиздат, 2007. - 616с.
  12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2006. – 256с.
  13. Грицак В.Б. Ребенок счастлив в игре: Учеб - метод. пособие / В.Б. Грицак, Л.К. Мотрич. - М.: 2003. - 70 с.
  14. Грицюк Л.К. Игры и развлечения в учебно-воспитательном процессе с учащимися / Л.К Грцюк, Л.А. Завацкая, А.С. Семенов. - М.: Ред. - вид. отдел Волынского университета, 2008. - 148 с.
  15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. / В.В.Давыдов // - М.: Просвещение, 2006. – 321с.
  16. Занько С. Ф. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения / С. Ф Занько, Ю. С. Тюнников, С.М. Тюнников. - М., 2005. - Т1. - 548с.
  17. Зинченко Н. Эмоциональное стимулирование учебно-познавательных потребностей школьника / Н. Зинченко // Начальная школа. – 2009 – 274с.
  18. Икостюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личностей. - М.: Сов. 2009. – 324с.
  19. Карасева К. Игровое пространство ребенка / К. Карасева, Т Пироженко. - К.: Шк. мир 2011. - 128 с.
  20. Компанец Н. Дидактические игровые ситуации для адаптации ребенка к школе и развития мыслительных процессов / Н. Компанец // Начальная школа. - 2009. – 411с.
  21. Кудикина Н.В. Игровая деятельность младших школьников во внеурочном учебно-воспитательном процессе / Н.В.Кудикина. - Киев, 2008. – 412с.
  22. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. – 144с.
  23. Логачевская С.П. Дойти до каждого ученика. / С.П. Логачевская // ─ К: 2009 - 203с.
  24. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Высшая школа, 2004. – 322с.
  25. Методика воспитательной работы. Под редакцией В. А. Сластенина - М., 2002. – 301с.
  26. Моисюк Н.Е.Педагогика / Н.Е / Моисюк. Учеб пособие. 4 -е издание. - М.: ОАО к ДНК, 2007. - 608 с.
  27. Нисимчук А.С. Педагогика: Учебник / А.С. Нисимчук. - К.: Атика, 2007. - 344с.
  28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003. – 320с.
  29. Осадько А.Ю. Формирование у ребенка эмоционально положительного отношения к школе (Материалы для работы с родителями) / А.Ю. Осадько // Начальная школа. ─ 2009. ─ 125с.
  30. Падалка А.С. Педагогические технологии. - Киев: Энциклопедия, 2005. – 411с.
  31. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения». - М.: Просвещение, 2010. – 501с.
  32. Подласый И.П. Педагогика - М., 1999. – 441с.
  33. Подласый И.П. Практическая педагогика или три технологии. Интерактивный учебник для педагогов рыночной системы образования./И.П. Подласый. - М.: Издательский Дом «Слово», 2006. - 616 с.
  34. Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.
  35. Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика - Ростов- на- Дону, 2006. – 441с.
  36. Руденкова Е. А. Психокоррекционная работа с детьми // Начальная школа. 2008. №5 – 188с. 
  37. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. – 333с.
  38. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. – 148с.
  39. Савченко О.Я. Дидактика начальной школы. - Киев: Абрис, 2007 – 284с.
  40. Савченко О.Я. Развивай свои способности / О.Я. Савченко. - К., 2005. – 303с.
  41. Сиротенко Г.А. Современный урок: интерактивные технологии обучения. - Науч. - метод. пособие. / Под ред. О.И.Пометун. - Киев. А.С.К., 2006. – 391с.
  42. Современный урок биологии / Под ред. В. Н. Максимовой и др.- М., 2005. – 221с.
  43. Телячук В., Лесина А. Инновационные технологии обучения в начальной школе. - Винница, 2004. – 112с.
  44. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. –106с.
  45. Устиненко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре / В.И. Устиненко // Философские науки. - 2010. – 204с.
  46. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. – 238с.
  47. Щербань П.М. Учебно-педагогические игры / П.М. Щербань. - М.: Высшая школа, 2010. - 119 с.
  48. Щербань П.М. Учебно-педагогические игры. - Киев, 2008. – 247с.
  49. Эльконин Д.Б. Психология игры / Б.Д. Эльконин. - М.: Смысл, 2009. – 247с.
  50. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности  школьника / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. - 2010. – 114с.
  51. Яцента Л. Игровые формы обучения.  - М.: Астон, 2009. –  283с.

 

Приложения

Приложение 1

ФРАГМЕНТ УРОКА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

(1 КЛАСС)

(деловая  игра «Шесть мыслящих шляп де Боно»)

Тема. Знакомство с теплой группой цветов. Осенние листья.

Цель. Учить детей делать отпечатки из готовых природных материалов (листья); ознакомить с простой работой, которая имитирует гравюру; достичь уравновешенности композиции путем соразмерно расположение элементов на плоскости; развивать критическое мышление, цветовое ощущение глаза, образное мышление, умение видеть красоту и гармонию окружающего мира; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: природный материал (листья), выставка «Дары осени», иллюстрации, шляпы.

Ход урока

1. Организация ученического коллектива.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Мотивация учебной деятельности. 

1.Загадкы  из корзины.

Учитель.

Дети, у нас необычный урок.

К нам пришла красавица одна,

Я знаю, что дорога всем детям она!

А что за красавица, вам нужно угадать,

Для этого нужно старания добавить.

Ой. Что это? ( На столе - корзина)

Эта корзина, видимо, не простая,

Наверное, она волшебная!

Корзина предлагает нам сказку - загадку. Угадав ее, вы узнаете нашу гостю:

«За глубокими синими морями, за высокими каменными горами, в густом лесу стоит избушка. А этот лес необычный. В нем и птицы, и звери, и даже деревья разговаривают. В этой избушке старый, но очень мудрый дедушка живет. Есть у него волшебная палка. Стукнет он ею о землю - и чудеса творятся: ​​то снег идет, то цветы распускаются, то яблоки созревают. Есть у него четыре дочери. Очень хорошие, только между собой совсем не похожи. В белом наряде с белоснежными коврами под мышкой старшая дочь.

Пробуждает поля, ручьи, украшают цветами рощи вторая сестра.

Третья - всегда с ягодами, душистыми травами и красочными цветами.

А четвертая краской оранжевой, желтой и красной любит все разукрашивать.

Осень

Привет осенний вам, друзья!

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной -

Осенние сады и парки?

Осень пополняет выставку «Дары осени».

Игра «Шесть мыслящих шляп де Боно»

1. Распределение на группы.

2.Повторение правил работы в группе.

3.Работа  в группах.

белые шляпы

Что знаете об осени?

Откуда вы это знаете?

Составление ассоциативного куста «Осень»

 

 

Пожелтевшие листочки на кленочке,

Почернели астры в саду.

Спряталось солнышко - не видно,

Сыплет ветер дождиком вокруг дома.

Стучит и стучит в окошки:

Осень: «А что? ... Вам не весело здесь без солнца»

Дети: Такой ветер пакостный, сам гуляет,

А детей на улицу не пускает. ( К. Перелисна )

красные шляпы

Слушание фрагментов из цикла пьес П.И.Чайковского «Времена года»

Какие чувства возникли у вас во время звучания музыки?

Рассмотрение картины.

Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Какого цвета осень?

Желтые шляпы

Положительные стороны: сбор урожая; любование красотой природы.

Пословица «Холодная осень и сытая зима»:

Осень такая милая, осень славная.

Осень есть несет:

борщ в горшочке,

кашица в горстке,

ломоть в пазухе,

груши в хвартушке.

Осень такая милая, осень славная.

черные шляпы

Отрицательные стороны: начинается похолодание (холодный дождь, ветер);  ухудшается самочувствие человека (простудные заболевания);  дни короче, ночи длиннее; птицы улетают в теплые края; на дорогах много грязи. 

зеленые шляпы

Представим, что в году три времени года, нет осени.

Можно ли предотвратить ноябрь?

Фантазирование. Представим, что природа не завянет.

Игра «Телеведущая»

Телеведущая 1.Почему деревья сбрасывают листья?

Ноябрь необходимый для жизни деревьев и кустов. Листья испаряют большое количество воды. Сбросив листья, деревья уменьшают количество влаги, которая испаряется. Сбрасывая листья, деревья защищают себя от механических повреждений при больших снегопадах. Листопад способствует удалению минеральных солей, которые накапливаются в листьях, а затем листья перегнивают и обогащают минеральными веществами почву.

До ноября дерева готовятся еще летом. В месте, где черешок листа соединяется с деревом, зарождается новая почка. Придет весна, и за счет этих запасов вырастет новый листочек. На осень в основе листового черенка образуется пробковый слой клеток, он отделяет листок от ветки. Листочек может упасть вниз даже от собственного веса.

У сосны, ели листочки в виде иголочек, они очень узкие, игольчатые и называются хвоей. Иглы уменьшают количество испарения воды и покрытые воском. Держится хвоя на дереве 2-5 лет. Осенью она желтеет и опадает. И, в отличие от листьев, опадает понемногу, а не вся сразу.

Телеведущая 2. Что такое ветвепад?

Некоторые деревья осенью сбрасывают не только листья, но и часть своих ветвей. Ветвепад можно наблюдать у осины. Придите в лес осенью и посмотрите под старой осиной. Тут и там под деревом валяются живые веточки разной длины. На кончике каждой - почка. Весной такая почка могла бы распуститься. Как же они оторвались от дерева? Никакой поломки здесь не было. Дерево само лишилось «лишних веточек».

Или предложили бы вы осени потерять ноябрь?

Вывод - рассуждение. У природы нет важного и неважного. Все в природе интересное. У природы нет плохой погоды. Осенью мы узнали, почему бывает ноябрь.

 

 

Приложение 2

ФРАГМЕНТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ (1 КЛАСС)

(ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ)

Цель игры. Ознакомить с понятием прямая, кривая линия; точка. Учить строить прямую и кривую линию. Развивать пространственное воображение, логическое мышление.

Проблемная ситуация.

Представьте себя пассажиром математического поезда, который отправляется в путешествие в необычную, удивительную и интересную страну Геометрия. Слово геометрия пришло к нам из греческого языка. Оно означает - Земля, мера, измерение.

Поезд у нас есть. Но железную дорогу, по которой поедет наш поезд, нам надо построить. Как это сделать (ответы детей)?

Практические упражнения. Игра «Строители»

1. Согните лист бумаги в каком - либо направлении (раскрыв лист, ученики увидят, что на нем образовалась прямая линия). Линия, которую вы видите, называется прямой. Прямая линия бесконечна, у нее нет конца. Видим мы только ее часть.

2. Натяжения тонкого шнура.

Натяните шнур. Мы получили прямую горизонтальную линию. Выпустите шнур с рук на парту. Мы получили кривую линию (ученики делают различные кривые линии).

Привяжите к шнуру гирю. Нить натягивается сверху вниз. Мы получили вертикальную линию.

Игра «Найди линию»

На рисунке найдите горизонтальные, вертикальные, кривые линии (фонарные столбы, волейбольная сетка, футбольные ворота, подъемный кран и т.п.).

По какой линии нашему поезду лучше будет ехать? (По прямой). Наш поезд отправляется. А сопровождает нас важная фигура, и сейчас мы с ней познакомимся.

Я - невидимка. В этом суть моя.

Хотя и одна, известная всем и привычная,

Фигура я геометрическая.

Меня лишь прикосновением пера или мела изображают

И точкой всюду называют.

Появилась я в том месте, где пересеклись две прямые линии.

- Все геометрические фигуры состоят из точек. Линии также состоят из

точек. Давайте это проверим.

3. Логические упражнения.

1. Проведите две линии так, чтобы  они пересеклись. В месте пересечения поставьте точку. Или пересекутся прямая и кривая линии

2. Проведите линию. Отметьте на ней две точки (три, четыре).

3. Поставьте точку. Сколько прямых линий можно провести через нее?

4. Расставьте пять точек так, чтобы на каждой прямой их было по три…

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

ФРАГМЕНТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ 4 КЛАСС (ИГРА - СОРЕВНОВАНИЯ)

Цель игры. Систематизировать и обобщить знания о периметре.

Развивать умение находить периметр фигур. Формировать внимание, воображение, наблюдательность, мышление. Развивать интерес к математике.

Оборудование. Поезд, маршрут путешествия, карты.

Форма проведения - игра соревнования.

Ход игры

Представьте себя пассажирами математического поезда, который отправляется в путешествие по стране Геометрии в город Периметроград. Для того чтобы попасть в математический поезд, надо купить билеты.

Дети делятся на группы.

Повторение правил работы в группе. 

1. Станция «Стартовая»

Назовите геометрические фигуры. Дайте определение и назовите свойства фигур. 

   

Мозговая атака.

  • Геометрическая фигура, ограниченная тремя отрезками (треугольник).
  • Сумма длин сторон многоугольника (периметр).
  • Какая геометрическая фигура похожа на молнию (ломаная линия).
  • Часть прямой, ограниченная точками (отрезок).
  • Четырехугольник, у которого все углы прямые (прямоугольник).
  • Замкнутая фигура, имеющая шесть углов (шестиугольник).
  • Прямоугольник с равными сторонами (квадрат).
  • Продолжите предложение «Периметр - это ....».

 

 2. Станция «Детективная»

Найден лист бумаги с размытыми цифрами, знаками, буквами. Необходимо найти их

А) Периметр ....     Р = а + в + с

Б) Периметр квадрата     

Р = а + а + а + ...     

Р = а * ...

В) ......... прямоугольника     

Р = а + в + ... + в     

Р = а * 2 + ... * 2     

Р = (... + ... ) * 2 

3. Станция «Практическая»

Решите задачи.

Периметр квадрата равен 16см. Найдите сторону квадрата.

Периметр прямоугольника равен 12см. Чему равны стороны прямоугольника?

Периметр прямоугольника равен 20см. Длина прямоугольника - 6см. Найдите ширину прямоугольника.

Длина прямоугольника 8см, а ширина на 3см короче. Найдите периметр прямоугольника.

Ширина прямоугольника 3см, а длина в 2 раза длиннее. Найдите периметр прямоугольника.

 

 

Приложение 4

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА – ЯРМАРКА (4 КЛАСС)

Тема. Обобщение и систематизация знаний по теме «Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями». 

Цель. Упражнять учащихся в умножении многозначных чисел, оканчивающихся нулями. Формировать умение решать задачи, вычислять выражения.

Развивать математическую речь, логическое мышление, воображение, память.

Воспитывать бережное отношение к результатам труда, чувство гордости. 

Оборудование: игра «Ярмарка», сказочный герой Скоморох, национальные блюда, предметные рисунки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Предоставление необходимой информации.

ученик

Внимание! Внимание!

Веселый, счастливый и радостный праздник,

Его ждем давно уже мы.

Сегодня весело у нас -

Мы зиму провожаем.

Всех, кто в классе в настоящее время,

Мы горячо приветствуем.

Информация о работе Теоретическое исследование проблемы развития познавательных интересов младших школьников в игровой деятельности