Теоретическое исследование проблемы развития познавательных интересов младших школьников в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
В целях исследования сформулированы основные задачи исследования:
изучить понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе,
определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста,
выявить возможности игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников,
выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить организационно-педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
разработать методические рекомендации по развитию познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

полностью д.doc

— 1.99 Мб (Скачать файл)

- Книга, портфель, чемодан, кошелек;

- Печь, керосинка, свеча, электроплитка;

- Трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

- Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

- Река, мост, озеро, море;

- Бабочка, линейка, карандаш, резинка;

- Добрый, ласковый, веселый, злой;

- Дедушка, учитель, папа, мама;

- Минута, секунда, час, вечер;

- Василий, Федор, Иванов, Семен.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

10-8 баллов - высокий уровень развития  обобщения;

7-5 баллов - средний уровень развития  обобщения, когда ребенок не всегда может выделить существенные признаки предметов;

4 и менее баллов - способность к  обобщению развита слабо.

Стандартизированная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Е.Ф. Замбацявичене. Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэр. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра включает 9 субтестов, используемых для измерения языковых, математических способностей, пространственного воображения и памяти, и рассчитан на групповое применение для детей от 12 лет и выше.

Для младших школьников были разработаны 4 субтеста, включающих 40 вербальных задач, подобранных с учетом программного материала начальных классов.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

Второй субтест состоит из задач, является словесным вариантом исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при использовании этой методики, позволяют судить о владении операциями обобщения и абстрагирования, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.

Третий субтест - аналогичные задания на вывод. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящие в каждое задание субтеста).

Каждому заданию присваивается определенная оценка в баллах, что отражает степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 задачам.

Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту. Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение I - II субтестов, - по 26 баллов, III – 23 балла, IV - 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 100 баллов.

Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом:

100-80 баллов - высокий уровень умственного  развития;

79-60 баллов - средний уровень;

59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития;

39-20 баллов - низкий уровень развития;

менее 20 баллов - очень низкий уровень.

При обсуждении результатов следует учитывать не только общий уровень развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно оценить, насколько гармонично или асинхронно развитые интеллектуальные умения, диагностируемых а также какой из параметров значительно улучшает или ухудшает результат.

 

 

    1. Методика реализации  психолого-педагогических условий развития познавательных интересов младших школьников в игровой деятельности

Устойчивый познавательный интерес формируется различными способами. Одним из них является заинтересованность. Элементы заинтересованности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей удивление, живой интерес к процессу познания, помогает им овладеть любой  учебный материал.

В экспериментальной работе были использованы такие обучающие игры: игра - путешествие, игра - соревнования, игра - ярмарка, игра - аукцион, деловая игра, сюжетно - ролевая игра.

Особенностью предложенных игр является их универсальность, то есть любой учитель, независимо от учебного предмета, и возрастных особенностей учеников, сможет использовать все эти игры, наполнив их своим учебным содержанием. Понятно, что подготовка урока - игры требует значительно больше времени, чем подготовка к обычного урока. Но педагогический результат такого занятия будет значительно больше. А наградой за усилия и затраченное на подготовку время станут сияющие глаза детей, прочные знания, стремление к новым открытиям и позитивный настрой и учителя, и учеников.

«Деловая игра» (Приложение 1).

Деловую игру «Шесть мыслящих шляп де Боно» использована с целью формирования диалогических позиций, диалогического мышления, развития познавательных интересов. Игра позволяет сделать умственный труд ярким и захватывающим средством управления своим мышлением. Игра позволяет избежать путаницы, поскольку только один вид мышления используется группой в определенный промежуток времени. Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным, продуктивным.

 

Метафора игры является своего рода ролевой языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая. Процесс развития игры требует от участников выполнения основных мыслительных операций: классификации, анализа, синтеза.

Дети учатся делиться своими впечатлениями, констатировать факты, которые касаются собеседника, передавать свои эмоции, согласовывать различные подходы для выполнения конкретных задач. Особенностью деловой игры является то, что прежде чем предложить ребенку принять участие в ней, нужно создать своеобразный «Архив» или «банк», который содержал бы в себе большое количество материалов, свидетельств, порой противоречивых и противоположных суждений, потому, что именно они позволят школьнику выработать собственную позицию, выбрать то, что соответствует ему лично, чтобы потом убедить в истинности своей точки зрения товарищей.

«Игра – путешествие» (Приложение 2).

«Игра - путешествие по стране Геометрии» заставляет детей оперировать представлениями, мыслить о вещах, с которыми в то время они не действуют, использовать приобретенные знания в новых ситуациях, связях. Отражает реальные факты через необычное: простое - через загадочное, сложное – через преодоление, необходимое – через интересное.

Она призвана усилить впечатление, придать познавательному содержанию сказочной необычности, обратить внимание на то, что существует рядом, но они этого не замечают. Учит детей играть условные роли в условных ситуациях, условными предметами, воображаемыми конструкциями, стимулирует развитие у детей интересов, символической функции и воображения, творческого мышления.

«Игра – соревнование» (Приложение 3).

Игры соревнования создают проблемные ситуации. Игра ставит ученика в условия иска , возбуждает интерес к конечному результату. В коллективных играх, групповых формах работы формируются нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением других. В них развиваются чувства ответственности, воспитывается воля, интерес к обучению. В процессе игры используется сигнально – накопительная система оценки деятельности группы.

«Игра – ярмарка» (Приложение 4).

Игра используется для закрепления знаний, умений, навыков по изученной теме. В процессе игры используется сигнально - накопительная система оценки знаний учащихся, которая дает возможность средствами игрового компонента этой системы поддерживать активную познавательную деятельность в течение всего урока и стимулировать успех, не вызывая страха или недовольство. Комплексная оценка заявляется в начале урока.

Она «тяжелая» для учителя, так как не требует внимательного, тщательного, системного анализа качестве ответов ученика на каждом этапе урока. Блочные оценки более объективные, так выставляются сразу после выполнения задания. Это могут быть символы, какого - либо вида (яблочко, бублик, морковка). В течение урока ученики «зарабатывают» оценки - символы, а в конце урока, составив полученные баллы и разделив на количество символов, самостоятельно выводят общую оценку.

«Игра – аукцион» (Приложение 5).

Игру - аукцион использую как средство обогащения сенсорных способностей (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальных способностей, обеспечивающих продуктивное овладение знаниями, их знаковых систем и оперирования ими. Игра - аукцион развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

«Сюжетно - ролевая игра» ( Приложение 6)

Детский интерес ярко проявляется в сюжетно - ролевой игре, что связана с ознакомлением с различными профессиями, где дети одновременно выступают и драматургами, и режиссерами, и декораторами, и актерами. В ролевых играх игроки действуют в определенном, заданном правилами, мире, принимая на себя определенные выдуманные роли.

Эти игры не носят соревновательного характера, а предназначены для того, чтобы получить удовольствие от самого процесса игры.

    1. Анализ реализованных мероприятий по развитию познавательных интересов младших школьников в игровой деятельности

Анализ опыта работы по развитию познавательных способностей младших школьников средствами игры показал, что ее эффективность зависит от реализации ряда внешних и внутренних условий. К внешним условиям относятся психолого-педагогические, организационно-методические, кадровые. Внутренние условия – это уровень сформированности основных познавательных процессов, уровень мотивации, адекватность самооценки и уровень тревожности младших школьников.

На первом этапе проведено предварительное психодиагностическое исследование развития познавательных процессов младших школьников, результаты которого отражены на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Уровень развития познавательных процессов младших школьников (1 этап)

 

На втором этапе проведен ряд занятий с учащимися, которые включали дидактические и познавательные игры, направленные на развитие памяти, мышления и внимания младших школьников, представленных выше. После комплекса предложенных игр, было проведено повторное исследование уровня развития познавательных процессов младших школьников.

Количественное распределение значений по методике «Четвертый лишний» приведен на рисунке 2.2.

Рис. 2.2. Количественный разбор выборки исследования по методике «Четвертый лишний» среди общего количества опрошенных

 

Таким образом, в исследуемой группе следует отметить преобладание высоких и средних показателей уровня развития обобщения. Высокие и средние показатели примерно поровну распределены среди мальчиков и девочек.

Количественное деление выборки исследования по методике определения уровня умственного развития младших школьников Э.Ф.    Замбацявичене представлено  табл. 2.1.

 

Таблица 2.1

Количественное       деление      выборки       исследования      по      методике определения  уровня   умственного   развития   младших     школьников Э.Ф.    Замбацявичене

показатель

Высокий уровень умственного развития

средний уровень умственного развития

Недостаточный уровень умственного развития

Низкий уровень умственного развития

очень низкий уровень умственного развития

Кол-во особ

6

6

7

6

0

%

24,0

24,0

28,0

24,0

0,0

Мальчики

1

4

4

5

0

%

7,1

28,6

28,6

35,7

0,0

Девочки

5

2

3

1

0

%

45,5

18,2

27,3

9,1

0,0


 

В качестве критериев оценки эффективности развивающей работы выступают такие параметры, как уровень развития внимания, памяти, мышления, учебной мотивации, адекватность самооценки и уровень школьной тревожности (рис. 2.3 и 2.4).

Рис. 2.3.  Динамика развития познавательного интереса в экспериментальной группе.

 

Рис. 2.4.  Динамика развития познавательного интереса в контрольной группе.

Организация исследования позволила оценить влияние разработанной модели внедрения игровых средств в учебной деятельности младших школьников на развитие их познавательных способностей. Реализация комплекса сформулированных условий в процессе психолого-педагогического сопровождения позволяет добиться наибольшей эффективности развития познавательных способностей младших школьников.

Практическая реализация модели показала эффективность развивающей деятельности, основанной на взаимосвязи постоянного и глубокого мониторинга познавательной и личностной сферы ребенка с непрерывной комплексной деятельностью по развитию его способностей.

Информация о работе Теоретическое исследование проблемы развития познавательных интересов младших школьников в игровой деятельности