Теория и методика воспитательной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Сущность и содержание процесса воспитания· Современные концепции и подходы к воспитанию · Закономерности и принципы воспитания · Методы, формы и технологии воспитания · Формирование и развитие коллектива обучающихся · Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении · Воспитательная работа в общежитии · Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов и методы ее выявления

Вложенные файлы: 1 файл

Teoria_i_metodika_vospitatelnoy_raboty.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Теория и методика воспитательной работы

Сущность и содержание процесса 
воспитания· Современные концепции и подходы к воспитанию · Закономерности и принципы воспитания · Методы, формы и технологии воспитания · Формирование и развитие коллектива обучающихся · Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении · Воспитательная работа в общежитии · Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов и методы ее выявления

Процесс воспитания занимает важное место в целостном педагогическом процессе. Воспитание проявляется там, где формирование личности имеет управляемый характер, где воспитатели и воспитуемые руководствуются сознательными намерениями, действуют по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами.

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей (схема 1). Прежде всего, это целенаправленность. Наиболее эффективной является такая организация воспитательного процесса, при которой цель воспитания превращается в цель, понятную воспитаннику. На процесс воспитания оказывают влияние многочисленные объективные и субъективные факторы, усложняющие его своим совокупным действием. И чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так быстро обнаруживают себя, как при обучении. Воспитательный процесс, динамичный, подвижный и изменчивый, отличается длительностью. Для воспитания характерны отдаленность результатов от момента воспитательного воздействия и его непрерывность. Будучи  комплексным процессом, воспитание подразумевает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненных идее целостности формирования личности. Воспитательному процессу присущи вариативность и неопределенность результатов, что обусловлено наличием субъективных факторов –– индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Процесс воспитания имеет двусторонний характер –– прямую и обратную связь от воспитателя к воспитаннику.

Ядром новой теории воспитания стала генеалогия личности, объясняющая ее происхождение в системогенезе. В соответствие с этой теорией, развитие и становление человека как личности подчиняется системно-ролевой закономерности. Человек становится личностью не иначе, как осваивая и выполняя объективную систему социальных ролей: в семье, в труде и обществе –– соответственно семейных, профессионально-трудовых и гражданских, в мире –– геосоциальных и интерсоциальных, в «я»-сфере –– эгосферных. Данные ему ходом социальной эволюции, эти роли объективны для человека.

Цели и задачи воспитания

Генеральная цель воспитания –– формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять объективную систему социальных ролей. Эта цель имеет ориентирующее значение для всех типов образовательных учреждений и для всех воспитателей, так как она определяет стратегию всего воспитательного процесса.

Задачи воспитания можно рассматривать как его цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т. д. Задачи воспитания делятся на две группы: инвариантные и вариативные.

Инвариантные задачи воспитания –– это общие задачи, стоящие перед всеми типами учебных заведений. Они вытекают из потребности освоения личностью системы социальных ролей и имеют системно-ролевую структуру. Каждая из них –– составная часть генеральной цели воспитания.

Цель гуманистического воспитания ставит адекватные ей задачи:

  • философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире и в профессии;
  • оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных, профессиональных задатков и способностей, творческого потенциала;
  • приобщение личности к системе культурных ценностей;
  • раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллектуально значимых личностно-профессиональных параметров;
  • развитие интеллектуальной и нравственной свободы личности, способной к адекватным самооценкам и оценкам, самореализации в поведении и деятельности, умений принимать профессионально значимые решения;
  • возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма, единства этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремление к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;
  • формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные блага;
  • развитие представлений о культуре труда и здоровом образе жизни.

По мере взросления личность осваивает все объективные социальные роли с учетом конкретных возрастных потенциалов и возможностей. По этому основанию выделяются возрастные вариативные задачи, которые должны соответствовать уровню освоения личностью социальных ролей.

В одном и том же возрасте воспитательные задачи варьируются в зависимости от типа учебного заведения: они по-своему специфичны, например, в общеобразовательной и профессиональной школе. В общеобразовательной школе формируется общая базовая культура личности, в профессиональной –– воспитание носит профессиональный характер и формирует качества, присущие будущему специалисту.

Содержание профессионального воспитания

Под профессиональным воспитанием понимается процесс формирования профессионально важных качеств личности.

Профессионально значимые (важные) качества –– это потенциальные или актуальные свойства человека, необходимые для успешного овладения той или иной профессиональной деятельностью. К ним можно отнести:

  • интересы, склонности, способности;
  • свойства темперамента, особенности характера;
  • особенности психических процессов: ощущений, внимания, мышления, памяти, воображения и др.;
  • моторно-двигательные особенности (совокупность двигательных реакций, умений и двигательных действий, свойственных человеку);
  • общее физическое развитие, состояние здоровья и т. д.

Есть общие профессионально значимые качества. Например, для любого специалиста необходимы такие качества, как высокий профессионализм, профессиональная компетентность, организованность и исполнительность, творческое отношение к делу, деловитость, предприимчивость, стремление к разумному риску и др.

Одновременно конкретные типы профессий и отдельные профессии предъявляют к человеку специфические требования. Например, для тех, кто занимается профессиональной деятельностью, связанной с техникой, необходимы такие качества, как любовь к технике, технический кругозор, быстрота реакции, скорость и точность движений, эмоционально-волевая устойчивость, технический слух, физическая выносливость, распределение и концентрация внимания.

Культурный потенциал личности можно представить в виде сочетания ряда элементов:

  • культура жизненного самоопределения –– философско-мировоззренческая подготовка, формирование самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, определение смысла жизни, потребности в самоактуализации, социальной и профессиональной адаптации;
  • интеллектуальная культура –– формирование мышления, культуры умственного труда, расширение кругозора, базового фундамента знаний, общей культуры;
  • нравственная культура –– формирование отношений к Родине, общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения;
  • культура труда и экономическая культура –– воспитание положительного отношения к труду, потребности в творческом труде, формирование экономического мышления;
  • правовая культура –– воспитание уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культура межнациональных отношений;
  • экологическая культура –– воспитание бережного и ответственного отношения к окружающей среде, формирование готовности к природоохранительной деятельности;
  • эстетическая культура –– формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях, в их дальнейшем обогащении, развитии творческих способностей;
  • физическая культура –– развитие двигательных качеств, умений и навыков, формирование ответственного отношения к своему здоровью, повышение физической и умственной работоспособности, формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • культура семейных отношений –– формирование готовности к семейно-брачным отношениям, установка на рождение и воспитание детей; половое и сексуальное просвещение;

профессиональная культура –– овладение определенным набором профессиональных знаний, связанных с идеями, понятиями, ситуациями и фактами той деятельности, которая избрана в качестве профессиональной. (знание о производственном сырье, о технике, технологиях, измерительных приборах, инструментах.

Основными направлениями воспитательной работы в профессиональном учебном заведении являются:

  • гражданско-правовое воспитание (философско-мировоззренческая подготовка, воспитание политической культуры, гражданской зрелости, патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения, правовой культуры, развитие общественно-политической активности);
  • социально-экономическое воспитание (формирование активной жизненной позиции, экономической и потребительской культуры, заинтересованного отношения к своему учебному заведению);
  • формирование духовно-нравственной культуры (воспитание гуманности, доброты, терпимости, духовного богатства, формирование духовно-нравственного идеала, экологической культуры, готовности к семейной жизни);
  • художественно-эстетическое воспитание (формирование эстетических знаний, чувств художественно-эстетического вкуса, идеала, развитие художественно-эстетической активности);
  • воспитание физической культуры и здорового образа жизни (формирование физической образованности, валеологической культуры, потребности в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом, развитие основных двигательных качеств, ориентация на здоровый образ жизни, привитие интереса к туризму);
  • формирование учебно-профессиональной культуры (развитие профессиональной направленности, профессионального самосознания, профессиональной этики, формирование профессионально важных качеств и потребности в постоянном профессиональном росте, воспитание учебной культуры, выработка индивидуального стиля учебной деятельности, формирование компьютерной грамотности, информационной культуры, трудолюбия, положительного и творческого отношения к различным видам труда).

Работа по формированию культуры обучаемых осуществляется в процессе преподавания всех учебных предметов, всех циклов, а также и во внеучебное время. В зависимости от типа и профиля профессионального учебного заведения делается выбор приоритетных направлений. В данном случае в качестве доминанты может, с учетом ситуации, фигурировать любой предмет специального или гуманитарного цикла.

Только интегрированная культура может способствовать формированию личности молодого специалиста и устойчивости его профессиональной судьбы. Приведем наиболее важные в этом плане показатели:

  • высокая конкурентоспособность воспитанника профессиональной школы в условиях острой конкурентной борьбы работников всех уровней за обеспечение рабочим местом, за качество выполняемых работ и выпускаемой продукции;
  • складывающаяся профессиональная интуиция, позволяющая с опережением выстраивать ряд всех компонентов трудового процесса как творческого, осознанно задействовать в нем все элементы культуры своей личности;
  • способность и опыт осмысленной оценки определенных явлений жизни, воспринимаемых молодыми людьми особенно болезненно и остро в силу их возрастного, психологического и социокультурного максимализма;
  • умение видеть в учебных предметах не только стандартизованные положения, идеи, узко научные связи, но и значительность их общекультурного смысла.

Формируя культуру молодого специалиста, нельзя оставлять без внимания вопросы истории искусства, тенденции и явления развития художественной культуры, науки и производства. Актуально обращение к проблемам экологии, делового и досугового общения и семейных отношений.

Современные концепции и подходы к воспитанию

Современные концепции воспитания

Термин концепция воспитания рассматривается как система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс –– его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели эффективности1.

Системное построение процесса воспитания. В данной концепциивоспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем –– это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Авторами данной концепции В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. Приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов; вместо этого выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Существуют общие принципы воспитания (личностный подход, гуманистическая направленность, учет индивидуальных особенностей и др.)

Кроме того можно выделить специфические принципы воспитания будущих специалистов:

  • средовой подход в воспитательной деятельности , который предполагает использование возможностей внутренней и внешней среды учреждения в развитии личности будущего специалиста;
  • дифференцированный подход к воспитанию личности –– отбор содержания, форм и методов воспитательной работы;
  • природосообразность воспитания –– обязательный учет половозрастных особенностей учащихся с учетом положений, определяющих возможности данного пола и возраста, уровня развития их личностных свойств; опора на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;
  • культуросообразность воспитания, т. е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуры, привычки;
  • эстетизация среды жизнедеятельности и развития личности.

Информация о работе Теория и методика воспитательной работы