Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:05, курсовая работа
Сущность и содержание процесса воспитания· Современные концепции и подходы к воспитанию · Закономерности и принципы воспитания · Методы, формы и технологии воспитания · Формирование и развитие коллектива обучающихся · Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении · Воспитательная работа в общежитии · Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов и методы ее выявления
При целенаправленном и систематическом воздействии на сознание, чувства и поведение воспитанников происходит формирование нравственных качеств. Основными задачами нравственного воспитания являются:
Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества, ознакомление с нравственными идеалами, требованиями в обществе, превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения.
Эстетические (художественные) дела –– способствуют формированию эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению. Критерием эстетической воспитанности считается овладение эстетической культурой4.
1 Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. –– М.: ТЦ «Сфера», 2003. –– С. 6.
2 Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. –– М.: ТЦ Сфера, 2003. –– С. 102.
3 Макаренко А.С. Соч.: в 8-ми т. –– М., 1985. –– Т. 4. –– С. 121
4 Подласый И.П. Педагогика: В 2-х кн. ––
М.: Изд. центр ВЛАДОС, 1999. –– Кн. 2: Процесс
воспитания. ––
С. 143–146.
Формирование и развитие коллектива учащихся
Понятие коллектива
«Коллектив (от лат. collectives –– собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения»4.
Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе имеет разные трактовки: в одном случае коллектив –– это любое организованное объединение людей, в другом –– высокая степень развития группы.
Коллектив сочетает интересы индивида и общества в целом или индивида и социальной общности, к которой он принадлежит. Объединение индивидов в коллективе основано на общности целей, потребностей, ценностных ориентаций, установок и мотивов деятельности.
Главными функциями коллектива являются: предметная функция –– непосредственное осуществление той или иной задачи, достижение той или иной цели, ради которой возник и существует коллектив; социально-воспитательная фукнция –– обеспечение сочетания общественных и индивидуальных интересов на основе сплочения членов коллектива вокруг общей идеи и предоставление каждому свободы волеизъявления и активного участия в принятии коллективных решений.
Основные характерные признаки коллектива –– наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие, систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность и соответствующая организация совместной деятельности.
Большое значение для развития коллектива имеет наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности, развитие критики и самокритики, сознательная дисциплина.
В организации коллектива обучающихся в сфере профессионального образования большую роль играет система единых и четких требований к учащимся, регламентирующих их поведение. Ставя перед собой задачу воспитать полезных членов общества, педагогический коллектив должен с первых дней неуклонно предъявлять к учащимся единые требования. Прием предъявление этих требований должно быть не временной мерой, а постоянной и неотъемлемой чертой деятельности каждого педагогического работника и педагогического коллектива в целом. Опыт показывает, что самые целесообразные требования останутся нереализованными, если их предъявляет к обучающимся не весь педагогический коллектив, а только отдельные педагоги.
Высокая требовательность по отношению к коллективу учащихся –– это не только требование соблюдать правила поведения, которые должны стать нормой для каждого из них, но и создание условий для этого. Одно из таких условий –– высокая требовательность в самом педагогическом коллективе: администрации –– к педагогическим работникам, каждого педагога –– к товарищам, но прежде всего, –– к самому себе. Только таким образом в воспитательной работе можно выработать единую коллективную методику.
Важная роль в реализации единых требований принадлежит педагогическому совету образовательного учреждения, в обязанности которого входит разъяснение значения единых педагогических требований к учебно-воспитательному процессу, уточнение их содержания, разработка методики их осуществления. В этой работе существенную помощь педагогическому совету оказывают методические комиссии, которые конкретизируют требования применительно к предмету и возрастным особенностям обучающихся.
Каждый педагог должен ясно представлять, что в том или ином случае следует требовать от коллектива учащихся и от каждого его члена, какие привычки и навыки должны быть выработаны. Учащиеся же должны знать, как надо вести себя в различных обстоятельствах. Только тогда, когда педагоги знают, что требовать, а обучающиеся знают, что от них требуется, можно надеяться, что атмосфера требовательности прочно укрепится в коллективе.
Наиболее целесообразной представляется структура, включающая четыре группы требований:
Выполнение единых требований предполагает разъяснение обучающимся их содержания, значения и смысла, систематическую тренировку и контроль. Разъяснение должно сопровождать требование, а не заменять его. Выполнения единых требований добиваются лишь те преподаватели и мастера, которые умеют предъявить их в категоричной форме и требовать обязательного выполнения.
Необходимо, чтобы обучающиеся почувствовали, с одной стороны, важность и значение соблюдения правил поведения, а с другой –– непреклонную волю педагога добиться их выполнения. Требование о соблюдении единых правил поведения может быть предъявлено преподавателем в виде приказа (особенно если это требование к поведению на уроке).
Большое значение для выполнения единых требований имеет привлечение самих учащихся к установлению порядка и соблюдению дисциплины с помощью организации групповых дежурств по учебному заведению. Очень важно своевременно реагировать на любое нарушение требований, но делать это следует дифференцированно, с учетом мотивов поведения. Индивидуальный подход при этом является одним из важнейших педагогических положений.
Вся работа по предъявлению единых требований и тренинга их выполнения эффективна только тогда, когда осуществляется систематический контроль. Действенность контроля зависит от его регулярности, причем результаты должны быть известны учащимся.
Виды коллективов
Для практической работы в профессиональной школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органах. Виды коллективов могут быть разными.
Первичный коллектив –– коллектив в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. Различают постоянные и временные формы первичного коллектива. По характеру деятельности первичные коллективы можно разделить на организованные на основе разнообразной деятельности (классы, отряды, группы); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными.
Органы управления коллектива. Успешное функционирование ученического коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность членов коллектива по достижению общих целей. Главным органом коллектива является собрание. Для решения оперативных задач формируется актив и избирается староста и профорг. Они и составляют ядро группы.
Староста учебной группы избирается собранием группы сроком на один учебный год из наиболее авторитетных учащихся и утверждается директором учебного заведения. Если староста плохо выполняет возложенные на него обязанности, то может быть по требованию группы досрочно переизбран. Староста работает под руководством мастера производственного обучения и о своей работе отчитывается перед общим собранием группы.
На старосту группы возлагаются следующие обязанности: оказание помощи мастеру и преподавателям в подготовке и проведении занятий; обеспечение соблюдения учащимися правил внутреннего распорядка профессионального образовательного и вынесение на обсуждение собрания группы отдельных случаев нарушения дисциплины; назначение (по очереди) дежурных и наблюдение за выполнением ими обязанностей; вовлечение обучающихся в группе в кружки, спортивные секции и др. Вместе с профоргом группы староста проводит работу по воспитанию и сплочению ученического коллектива.
Актив группы решает следующие задачи: повышение успеваемости, оказание помощи отстающим, подготовка к экзаменам, укрепление дисциплины, благоустройство учебного заведения, проведение культурно-массовых мероприятий (читательские конференции, экскурсии, посещение театров, туристские походы), подготовка к общим собраниям, работа стенной печати и др.
Формы работы с активом весьма разнообразны: индивидуальный и групповой инструктаж, совещания, семинары по обмену опытом работы и т. д. С активом следует работать систематически: анализировать в индивидуальных беседах работу того или иного активиста, уточнять его задачи с учетом конкретной обстановки в группе, проверять, как усвоил активист рекомендации совещаний, семинаров, проводимых в масштабе учебного заведения, какие конкретные выводы из них он сделал для себя. В группах на совещаниях актива обсуждаются результаты учебы, планы подготовки конференций, смотров художественной самодеятельности и др.
Создание актива –– это первый шаг на пути организации крепкого, сплоченного ученического коллектива. В свою очередь, организация и воспитание такого коллектива –– одно из важнейших средств воспитания молодежи. Большую роль в борьбе за качество обучения и воспитания должны играть сами учащиеся. Деятельность коллектива необходимо организовать так, чтобы каждый чувствовал ответственность не только за себя, но и за работу всего коллектива.
Важную роль в создании коллектива играет правильное распределение общественных поручений, когда каждый ученик имеет поручение, выполняя которое вносит свой вклад в работу группы. Поэтому необходимо назначать ответственных за трудовую дисциплину, культуру поведения, за инструмент и приспособления, безопасность труда, сдачу готовой продукции в ОТК и др.
Выделяют коллективы временные, ученические и воспитательные.
Временный коллектив отличается определенной стабильностью и длительностью процесса выполнения стоящей перед ним задачи. Временные коллективы формируются на ограниченный временными рамками срок, по истечении которого прекращают свое существование, выполнив свою функцию.
Несмотря на временный характер деятельности, межличностные отношения и атмосфера сотрудничества во временном коллективе могут быть на высоком уровне. Это обеспечивается за счет наличия в них единомышленников, специалистов или учащихся, объединенных общностью интересов и потребностей.
Коллектив профессионального учебного заведения отличается от других типов ученических коллективов учебно-производственным характером своей учебной деятельности. Целями такой деятельности является не только получение знаний, но и умений, а в некоторых случаях –– и выпуск продукции. Специфика отношений в таком коллективе определяется возрастом учащихся и структурой педагогического коллектива. Руководство учебной группой осуществляется мастером производственного обучения и классным руководителем (куратором группы).
Показателями эффективности формирования коллектива служат: сплоченность, проявляющаяся в единстве мнений и устремлений; последовательность и целеустремленность в достижении цели; открытость –– способность устанавливать и поддерживать деловые и межличностные отношения и т. д.
Воспитательное значение коллектива заключается во влиянии на самопознание, самоактуализацию и саморазвитие входящих в коллектив членов.
Образовательное учреждение не может не учитывать влияния на воспитание учащихся различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные объединения учащихся (объединения любителей музыки, участников художественной самодеятельности, спортивных секций, клубов по интересам и т. д.). Опыт показывает, что у таких объединений должна быть своя социальная ниша.
Объединения классифицируются по содержанию деятельности, по времени существования и по форме управления.
По содержанию объединения могут быть, например, трудовыми, решающими задачи заработка. Это малые предприятия, обычно создаваемыми обучающимися совместно с преподавателями для для решения личных экономических проблем. Досуговые объединения предполагают решение задач развития способностей и склонностей обучающихся, предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения.
По содержанию деятельности различаются общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и другие объединения.
Этапы формирования коллектива
В развитии воспитательного коллектива А.С. Макаренко закономерным считал переход от категорического требования педагога к членам коллектива до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.