Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:05, курсовая работа
Сущность и содержание процесса воспитания· Современные концепции и подходы к воспитанию · Закономерности и принципы воспитания · Методы, формы и технологии воспитания · Формирование и развитие коллектива обучающихся · Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении · Воспитательная работа в общежитии · Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов и методы ее выявления
планы подготовки проведения общешкольных мероприятий.
. Воспитательная работа в общежитии
Особенности воспитательного процесса в общежитии
Организация воспитательной работы в общежитии –– составная часть системы воспитания профессионального учебного заведения. Эта работа направлена на повышение качества знаний, формирование мировоззрения, совершенствование нравственного и эстетического воспитания учащихся.
В настоящее время большинство профессиональных учебных заведений имеют общежития, которые для проживающих в них становится на время учебы вторым домом. Работа в общежитии имеет свои особенности, которые необходимо учитывать педагогом.
Приехавшие в чужой город подростки или молодые люди оказываются в новой социальной роли. Происходит естественное уменьшение влияния семьи и близких родственников на их нравственное развитие и повышается влияние сверстников.
Необходимо учитывать то, что отрыв студентов и учащихся от семьи часто вызывает у них сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, капризностью, угрюмостью. Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную жизнедеятельность.
Необходимо изучить особенности проживающих в общежитии студентов. Контингент общежитий может в значительной степени формироваться из сельской молодежи. Резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Сельская молодежь, попадая в город, стремится как можно скорее освоить специфику городской жизни. Город создает у ребят иллюзию взрослости.
На первых порах молодые люди испытывают недостаток общения. Поэтому важно правильно организовать досуг учащихся. Однако многие из числа обучающихся удовлетворяют свою потребность в коллективном общении в процессе учебы в стенах учебного заведения. Иногда увеличение контактов приводит к тому, что возникает естественное желание уединиться, изолироваться, заняться любимым делом.
Практика показывает, что в общежитии необходимы специальные помещения, где ребята могли бы удовлетворить свои личные запросы, –– своеобразная зона культурно-массовой работы. Проживающие в общежитии, стараясь компенсировать ослабленные связи с родителями, испытывают выраженную потребность в общении со взрослыми. Однако установить этот контакт удается не каждому: возрастная дистанция, специфичность отдельных проблем, боязнь прослыть подхалимом и прочие условности служат значительной преградой. Общение со взрослым высоко ценится среди учащихся, особенно на первых курсах. Многие чувствуют, какое значение имеют для них отношения с педагогом, особенно, если собственные попытки разобраться в себе заводят в тупик.
Общение между педагогами и студентами в общежитии может быть успешным, если обеспечиваются следующие условия:
Организация воспитательной работы в общежитии
Анализ сложившейся практики позволяет отметить в деятельности воспитателя общежития следующие необходимые направления.
Изучение студентов. Не зная индивидуальных особенностей студентов, проживающих в общежитии, невозможно добиться положительных результатов в воспитательной работе. Это процесс долговременный и охватывает весь период проживания учащихся в общежитии.
Планирование работы. Программа педагогических действий, устанавливает содержательную и временную последовательность их осуществления, позволяет определить пути совершенствования системы воспитания.
Воспитание в коллективе. Организуя коллектив, воспитатель создает условия для успешного решения педагогических задач не только силой своего авторитета, но и воздействием общественного мнения.
Воспитание сознательной дисциплины. С первых дней воспитатель совместно с администрацией устанавливает твердый режим и четкий внутренний распорядок проживания, которые неукоснительно должны выполняться студентами, приучают их заботиться о чистоте и порядке в помещении. Воспитатель не только поощряет дисциплинированное поведение, но и в случае нарушений, применяет и меры наказания.
Организация деятельности. Работа с коллективом студентов – важнейший участок работы воспитателя в общежитии.
Создание морального климата в коллективе. Доброжелательная атмосфера в коллективе создает благоприятную почву для реализации способностей и возможностей личности4.
Планирование воспитательной работы в общежитии
Работа воспитателя в общежитии начинается с изучения нормативных документов и своих должностных обязанностей. Целесообразно познакомиться с функциями сотрудников, с которыми придется налаживать совместную работу
Важно изучить особенности проживающих в общежитии студентов.
В общежитии необходимо развитое ученическое самоуправление. Совет общежития, в состав которого входят представители каждой учебной группы, проживающей в общежитии, сразу же, с первых дней после избрания следует привлекать к принятию самостоятельных решений, управлению коллективом, контролю за поведением учащихся. Совет общежития делится на секторы по основным направлениям работы: бытовой, культурно-массовый, спортивно-массовый и т. д. На своих заседаниях совет рассматривает различные вопросы организации быта и досуга, выполнения учащимися режима, организации самоподготовки, заслушивает отчеты ответственных за секторы, старост блоков и комнат, поощряет и наказывает учащихся4.
Один из элементов самообразовательной деятельности –– самоподготовка студентов в общежитии. Это специфический режимный момент, в котором сочетаются как учебные, так и воспитательные задачи. Если самоподготовка правильно организована, то у проживающих в общежитии формируются навыки самостоятельного труда, умения самим добывать новые знания, работать с учебной книгой, справочной литературой.
Важным аспектом деятельности воспитателя является организация совместных с преподавателями действий, направленных на обеспечение стабильности успешного выполнения учащимися самостоятельных учебных заданий во время самоподготовки. Для достижения успеха в этой работе необходимо учитывать следующее:
Рекомендуется организовать в общежитии группы взаимопомощи. На каждом этаже оформляются и оборудуются комнаты для занятий.
Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических требований в учебной работе. Поэтому воспитатель общежития совместно с комендантом, хозяйственными службами должен обеспечить соответствующие условия (соблюдение правил личной гигиены, регулярное проветривание, чистоту окон и т. д.).
Организация быта и досуга учащихся
Для успешного решения учебно-воспитательных задач большое значение имеет культура быта, четкая упорядоченность всех его элементов.
Задача воспитателей в общежитии –– создать четкую систему трудового воспитания. Для ее успешного функционирования необходим ряд условий: доброжелательное отношение к проживающим; воспитание у обучающихсся готовности воспринимать воздействия педагога и правильно реагировать на них; всеобщность и обязательность труда, разнообразие видов, методов и форм организации труда; понимание конечной цели каждого трудового задания и заинтересованность в его выполнении. При этом основной вид деятельности обучающихся –– самообслуживание. Приобретение опыта работы в среде сверстников помогает каждому оценить собственные возможности.
Дежурство должно быть организовано с первого дня заселения в общежитие. Специально оформленные листки с перечнем прав и обязанностей дежурных вывешиваются на каждом этаже, на видном месте. Результаты труда дежурных зависят от единства требований и контроля. По линии самоуправления организация дежурства является задачей совета проживающих в общежитии и профкома (ученического, студенческого).
Тщательной подготовки требует организация субботников. С активом обсуждается предстоящая задача, совместно с ним определяется порядок проведения субботника: объекты, ответственные, подведение итогов.
Организуя работу по самообслуживанию, воспитатель должен принимать во внимание не только конечный результат труда, но и отношения, которые сложились в коллективе в процессе этой деятельности.
Формирование культуры молодого специалиста тесно связано со сферой досуга, система организации которой в учебном заведении предполагает выявление, развитие и формирование широких и устойчивых интересов обучающихся.
Ведущий мотив в жизни и деятельности молодого человека –– самоутверждение в коллективе, желание добиться признания в среде сверстников. Если ему удается реализовать себя, он живет в мире и согласии с теми, кто его окружает, если нет –– он либо замыкается либо становится агрессивным, либо стремится создать свой особый мир, в котором чувствует себя защищенным.
Чтобы работа по организации досуга была эффективной, воспитателю необходимо позаботиться о взаимодействии с социальными и воспитательными учреждениями, способными оказать необходимую помощь, обеспечить условия для проведения культурных мероприятий. Следует учесть: если воспитатель акцентирует внимание на создании и укреплении традиций, то мероприятия в рамках этих традиций проходят на высоком уровне.
Эпизодические, пусть даже блестяще подготовленные мероприятия не могут стать решить всех воспитательных задач, которые стоят перед педагогом. Необходима хорошо продуманная система работы, предусматривающая опору на традиции и создание духовной атмосферы. Для разработки такой системы необходимы комплексные мероприятия, которые предусматривают реализацию нескольких задач воспитания в их взаимосвязи, что позволяет осуществить воздействие на коллектив в целом и на каждую личность в отдельности. В процессе подготовки и проведения комплексного мероприятия укрепляются межличностные связи, создаются условия для самовыражения обучающихся, повышения уровня их общей культуры.
и методы определения
Исходя из культурологического подхода, одной из целей профессионального образования является формирование базовой культуры личности. Некоторые авторы понимают под базовой культурой минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически обусловленных дарований личности. Базовый компонент культуры человека есть его готовность и способность к жизненному самоопределению, открывающему возможности для достижения гармонии с собой и окружающим миром. Базовая культура является инвариантным компонентом воспитания, которым должен овладеть современный специалист.
Учебно-профессиональная культура –– это уровень овладения студентами и учащимися технологией профессионального образования, условленный степенью сформированности у них профессиональной направленности, профессионального самосознания, мотивационно-ценностной основы учения, выражающейся в учебной активности, самодеятельности и успешности. Учебно-профессиональная культура является вариативным компонентом, содержание которого зависит от приобретаемой профессии.
Критерии выражаются в конкретных показателях. По каждому критерию воспитанности будущего специалиста можно выделить следующие показатели.
1. Гражданско-правовая воспитанность:
2. Социально-экономическая
3. Сформированность духовно-
4. Художественно-эстетическая