Технология концентрированного обучения при изучении дисциплины «информатика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 07:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке методических материалов для реализации технологии концентрированного обучения по дисциплине «Информатика».
Из цели логически вытекают задачи:
- Изучить и проанализировать теоретическую и методическую литературу по технологии концентрированного обучения.
- Разработать и обосновать внедрение учебных блоков дисциплины «Информатика» в технологии концентрированного обучения в процессе профессиональной подготовки в структуре НПО.
- Разработать методические материалы дисциплины «Информатика» для реализации технологии концентрированного обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 7
Технология концентрированного обучения как одна из технологий профессиональной подготовки 7
Модели организации концентрированного обучения 12
Учебный блок и его структура в технологии концентрированного обучения 15
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ НФОРМАТИКА» 18
2.1 Анализ федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования по специальности Информационная безопасность автоматизированных систем 18
2.2 Разработка учебного блока на тему: MS WORD 22
2.3. Разработка учебного блока на тему MS EXCEL 46
2.4.Разработка учебного блока по теме MS POWER POINT 60
2.5. Результаты внедрения технологии концентрированного обучения 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Разработка теста итогового контроля по курсу «Информатика» 79

Вложенные файлы: 1 файл

концентрированное обучение.doc

— 2.04 Мб (Скачать файл)

В течение дня наблюдается  следующая динамика работоспособности: в начале в течение примерно одного часа происходит вхождение организма  в работу врабатывание; затем следует период устойчивой работоспособности, когда она длительное время (до трех часов) удерживается на высоком уровне; затем наступает период утомления, работоспособность падает. После обеденного перерыва цикл динамики работоспособности повторяется. Учитывая динамику работоспособности преподаватель должен так построить урок, чтобы в любых условиях дать учащемуся прочные и глубокие знания. Анализ внедрения концентрированного обучения в процесс подготовки специалистов позволил выявить ряд преимуществ концентрированного обучения перед традиционной классно-урочной системой обучения:

- преодоление многопредметности  учебного дня, недели способствует  мобилизации умственных и физических  сил учащихся, снимает нервное  напряжение;

- целостность процесса познания (начиная от первичного восприятия и осмысления учебной информации и заканчивая формированием умений применять новые знания на практике);

- концентрация обучения  позволяет учащимся полнее сосредоточиться  на изучении определенной дисциплины, а следовательно, усваивать ее углубленно, что влечет за собой основательность знаний3;

- вариативность и комплексность  применяемых форм и методов  обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности учащихся и педагогов;

- улучшение условий  для реализации межпредметных  связей (при изучении специальной технологии – с общеобразовательными предметами и производственным обучением)4;

- обеспечение регулярного учета знаний и умений учащихся, дающего возможность оперативного контроля и коррекции собственных действий педагогу5;

- обеспечение экономии  учебного времени за счет концентрации  обучения;

- повышение качества  обучения;

- наличие благоприятной  деловой атмосферы взаимодействия  и сотрудничества педагогов и учащихся, последних между собой;

- ориентирование учебного  процесса на развитие самостоятельности,  ответственности, творческой активности учащихся.

Концентрированное обучение имеет и ряд недостатков, для  устранения или смягчения которых  существуют возможные способы:

1. Концентрированное обучение требует от учащихся и педагогов большой напряженности в течение учебного дня, которая порождает утомляемость. Преодолеть усталость и потерю интереса к предмету возможно путем частой смены деятельности, т.е. чередованием умственного труда и физического.

2. Быстро воспринятый материал не всегда может быть усвоен полностью в короткие сроки. Поэтому следует серьезно подойти к выбору модели концентрированного обучения и использованию метода концентрированного обучения для некоторых дисциплин.

3. Отсутствие учащихся на занятиях ведет к отставанию от группы. Преодолеть такой недостаток можно за счет большей, чем при традиционном обучении, возможности дифференцированного подхода к учащимся, за счет экономии времени. Так, когда основной состав группы занят выполнением дополнительных заданий, педагог занимается с отстающим учащимся.

4. Если концентрация осуществляется в течение более крупной временной единицы, возможна перегрузка педагога. Для смягчения этого недостатка предлагается совместная, поочередная работа двух педагогов.

Таким образом, можно  сделать предварительное заключение, что не смотря на недостатки в целом  технология концентрированного обучения дает положительные результаты по освоении. Изучаемого материала.

 

1.2. Модели организации концентрированного обучения

 

В педагогической теории и практике выделяют три модели организации  концентрированного обучения в зависимости  от числа одновременно изучаемых дисциплин.

По первой модели предполагается изучение одного предмета в течение определенного времени. Продолжительность погружения определяется особенностями содержания и логикой усвоения его учащимися, общим числом учебных часов, отведенных на изучение учебной дисциплины, наличие материально-технической базы, а также возможностью и необходимость к включения учащихся в процесс производственного обучения.

Рассмотрим  два подхода данной модели, предложенных Е. К. Гитманом концентрическое погружение и линейное погружение.6

Суть концентрического погружения заключается в следующем:

  • общий годовой объем делится примерно поровну на несколько частей (как правило, на три - четыре части, что и определяет число погружений в предмет);
  • затем одно погружение продолжается в течение некоторого количеств учебных дней подряд (до недели), учащиеся за одно погружение изучают материал всего учебного курса;
  • при каждом погружении учащиеся изучают этот же материал на качественно ином уровне. Содержание прорабатывается в разных формах деятельности.

Так, при первом погружении предполагается усвоение основных понятий идеи курса, понимание логики построения и изучения данной дисциплины. При этом необходимо как можно больше обнаружить связей и отличий, выявить общее и специфическое, проанализировать, сравнить, обобщить, сделать выводы, чтобы у учащихся создалось понимание системности и целостности знаний.

Во время второго  погружения вновь возвращаются к  этому учебному материалу, углубляя и расширяя ранее полученные знания путем оперирование ими в стандартных ситуациях. При этом основные понятия курса, охваченные в первом погружении, получают дальнейшее развитие, конкретизацию; теоретические вопросы изучаются более глубоко, всесторонне (например, вводятся формулы, доказываются теоремы, проводятся практикумы).

Во время  третьего погружения учащиеся воспроизводят материал на новом уровне - письменно, устно с опорой на наглядность, модели, учатся применять знания в новых, нестандартных ситуациях.

На четвертом погружении учащиеся обучаются умению творческого применения знаний (придумывание задач, проведение опытов, выполнение заданий повышенной сложности в нестандартной ситуации).

Однако данный вариант модели концентрированного обучения может быть применим не к каждому предмету. Предпочтение отдается миникурсам (объем часов по учебному плану менее пятидесяти) и предметам, где четко просматриваются логические связи.

Идея линейного погружения заключается в однократном в  течение года изучении материала  с сохранением принципа концентрации :

  • объединение уроков в блоки;
  • сокращение числа параллельно изучаемых дисциплин до одной в течение учебного дня, недели или более длительного времени;

- обращение к одному и тому же материалу в рамках одного учебного дня осуществляется неоднократно.

К преимуществам линейного  погружения по сравнению с концентрического относят следующие:

  • линейное погружение легко дозировать;
  • при реализации линейного погружения легче организовать чередование теоретического и производственного обучения в соответствии с нормативами;
  • процесс линейного погружения можно в любой момент прекратить и перейти к традиционной организации процесса обучения.

В профессиональной школе, где достаточно высока доля предметов  цикл профессиональной подготовки, эта форма обеспечивает смену видов деятельности, что позволит бороться с усталостью и поддерживать на высоком уровне познавательную активность.7

К общим чертам двух подходов (концентрического и  линейного погружения) первой модели концентрированного обучения можно отнести следующие:

  • реализация подходов строится на различных видах деятельности, когда задействованы все анализаторы (зрение, слух, моторика);
  • индивидуальные занятия чередуются с групповыми и коллективными;
  • репродуктивные с творческими;

- большой удельный  вес самостоятельной работы учащихся, что делает деятельность учащихся активной.

Вторая модель предусматривает укрупнение учебной информации в течение учебного дня по двум изучаемым одновременно предметам. Основной организационной единицей учебного процесса является учебный блок погружения, состоящий из 4 академических уроков.

Каждый из этих этапов занимает практически время урока, но в рамках этого временного интервала возможно варьировать время, необходимое для решения локальных задач целостного учебного блока. Учебные блоки отличаются применением комплекса форм и методов обучения, способствующих включению учащихся в учебную деятельность.

Организация обучения по второй модели позволяет:

  • наиболее точно учесть соответствие кривой работоспособности учащихся в течение дня (два повторяющихся цикла);
  • устранить многопредметность в пределах учебного дня (многопредметность в других организационных единицах сохраняется).

Третья модель предполагает одновременное и параллельное изучение более трех - четырех дисциплин, образующих своеобразный модуль. Модуль составляют темы учебных дисциплин, содержание которых имеют межпредметные связи.

Эта модель более  мягкая по сравнению с первой моделью, так как требует такой высокой степени сжатия времени на изучение предмета предполагает одновременное изучение нескольких дисциплин. Удобна она тем, что переход к ней в организационном и дидактически-методическом плане легче  осуществима (достаточно  определить удачную  последовательность изучения дисциплин). Модель создает благоприятные условия для интеграции разнопредметного содержания, видов деятельности.8

На основании  вышеизложенного и практического опыта применения данной модели технологии можно сделать вывод об ее эффективности.

1.3. Учебный блок и его структура

 

Основная идея концентрированного обучения заключается в том, что  изучаемая тема не дробится на отдельные мелкие фрагменты, а дается целиком на лекционном занятии, затем повторно проводится через лабораторные и практические работы и, наконец, третий раз пропускается через память учащихся посредством контрольных заданий различного характера.

Основной учебно-организационной  единицей при концентрированном обучении является учебный блок. Учебный блок - это занятие, включающее как правило, четыре урока (по 40 минут), объединенных общей целью. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных форм организации обучения, в которых последовательно и единовременно осуществляется сознательное усвоение учащимися учебного материала, формирование в единстве знаний и умений, развитие творческих способностей учащихся. Структура учебного блока включает следующую последовательность форм: лекция - самостоятельная работа - практическое занятие – зачет.

Структура учебного блока

    1. Лекция – продолжительность 2 часа;
    2. Самостоятельная работа – 2 часа;
    3. Практическая работа – 1 час;
    4. Зачет – 1 час.

На лекции учащиеся знакомятся с целью и планом всего учебного блока и самой лекции. Ведущая форма обучения - фронтальная. Общий метод обучения - монологический, сочетающий в себе информационный и объяснительный методы преподавания, которые реализуются через сообщение, объяснение, демонстрацию, показ, постановку информационных и проблемных вопросов и т.д. Материал лекции, а также основное содержание лекции и последующих организационных форм обучения готовится заранее и оформляется в виде опорного конспекта, схемы и т.п. После первого предъявления следует более сжатое второе, а в конце лекции - третье, еще более концентрированное изложение основных вопросов лекции.

Изложение и объяснение материала сопровождается применением  приемов активизации и поддержания внимания учащихся: сочетание слов и наглядности, постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций, предложение небольших практических заданий и т. д.

На лекции происходит первое знакомство учащихся с новым  знанием, его восприятие и первичное  осмысление. Но, в отличие от традиционного  подхода, воспринятый студентами материал - это не раздробленные сведения, а целостный блок знаний по логически завершенной теме, предъявляемой концентрированно.

На следующем занятии - самостоятельной работе - педагогом  ставится задача проработать материал учебника (указываются параграфы) так, чтобы учащиеся смогли ответить на контрольные вопросы. Самостоятельная работа может быть индивидуальной или в парах. По окончании самостоятельной работы учащиеся отвечают на контрольные вопросы.

На этом занятии в  результате самопогружения учащихся в изучение предмета осуществляется более углубленное усвоение лекционного материала, его осмысление. Важно также, что формируются самообразовательные умения и навыки: работа с книгой, умение выделять главное в прочитанном, составлять планы, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Третий структурный  элемент учебного блока - практическое занятие. Цель практической работы заключается в формировании умений применять знания на практике. При разработке и проведении практической работы составляется алгоритм ее выполнения, используются инструкционные карты.

На зачете - последнем  этапе блока - проверяется степень  усвоения основных понятий и ведущих идей, формирование навыков работы, общих и специальных умений. При этом активно применяются самоконтроль, взаимоконтроль и самооценка. Зачет может проводиться в виде теста, который подразумевает испытание обучаемого с целью выявления уровня знаний и умений. Тест состоит из задания и эталона ответа, который остается у преподавателя.

Информация о работе Технология концентрированного обучения при изучении дисциплины «информатика»