Технология концентрированного обучения при изучении дисциплины «информатика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 07:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке методических материалов для реализации технологии концентрированного обучения по дисциплине «Информатика».
Из цели логически вытекают задачи:
- Изучить и проанализировать теоретическую и методическую литературу по технологии концентрированного обучения.
- Разработать и обосновать внедрение учебных блоков дисциплины «Информатика» в технологии концентрированного обучения в процессе профессиональной подготовки в структуре НПО.
- Разработать методические материалы дисциплины «Информатика» для реализации технологии концентрированного обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 7
Технология концентрированного обучения как одна из технологий профессиональной подготовки 7
Модели организации концентрированного обучения 12
Учебный блок и его структура в технологии концентрированного обучения 15
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ НФОРМАТИКА» 18
2.1 Анализ федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования по специальности Информационная безопасность автоматизированных систем 18
2.2 Разработка учебного блока на тему: MS WORD 22
2.3. Разработка учебного блока на тему MS EXCEL 46
2.4.Разработка учебного блока по теме MS POWER POINT 60
2.5. Результаты внедрения технологии концентрированного обучения 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Разработка теста итогового контроля по курсу «Информатика» 79

Вложенные файлы: 1 файл

концентрированное обучение.doc

— 2.04 Мб (Скачать файл)

Задание 1.

Рассмотрите внимательно изображение окна программы и ответьте на вопросы.

  1. Как называется данная программа?_______________
  2. Аккуратно обведите название программы на рисунке.
  3. Какая вкладка открыта перед вами? Напишите ее название.

____________________________________

  1. Обведите название вкладок.
  2. Сколько групп имеет данная вкладка? __________________
  3. Обведите название групп.
  4. Сколько всего слайдов имеет данная презентация?__________________
  5. Под каким номером слайд является текущим? ____________
  6. Обведите на рисунки информацию о количестве слайдов.
  7. Отражается ли в этом окне контекстная вкладка? Ответ подчеркните. ДА/НЕТ.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Результаты внедрения материалов по реализации  технологии концентрированного обучения по дисциплине «Информатика»

Апробация методических материалов по реализации технологии концентрированного обучения по дисциплине «Информатика» проводилась на базе Ленинск-Кузнецкого профессионального училища №14, в ней принимали участие учащиеся 2 группы по специальности «Оператор ЭВМ». В одной группе проводились занятия с использованием разработанных материалов по реализации технологии концентрированного обучения, в другой – по традиционной технологии. В каждой группе – 20 учащихся. Возраст учащихся, принимавших участие в исследовании, от 16 до 19 лет. Анализ аттестата об основном среднем образовании показывает, что по начальному уровню знаний группы примерно равны (было проведено сравнение оценок по информатика, проставленных в аттестате об основном общем образовании). Средний балл в контрольной группе составил 4,15 балла, в испытуемой – 4,22.

Для определения эффективности  усвоения дисциплины «Информатика»  был разработан тест, приведенный  в ПРИЛОЖЕНИИ А. Количество заданий – 45. Более подробная информация о заданиях теста представлена в приложении.

Проведение теста подразумевает создание благоприятных условий выполнения заданий учащимися, так как они также могут отрицательно повлиять на результаты тестирования.

При групповом проведении теста необходимо соблюдать определённые требования к формальной стороне  процедуры. Проведение измерений в группе учащихся проводились по единой технологии:

  • учащиеся были обеспечены инструментарием в необходимых количествах (ручки, бланки тестирования);
  • тестирование проводилось в отдельной аудитории, где каждый учащийся располагался за отдельным рабочим местом;
  • столы и стулья размещены так, чтобы к каждому испытуемому было удобно подойти;
  • место для преподавателя оборудовано с достаточным комфортом и возможностью обзора всей аудитории;
  • тестирование проводилось в 11 часов, что является фактором, благоприятно влияющим на работоспособность;
  • ситуативные отвлекающие факторы (шум, звонки, недостаточность освещения, запах и т.п.) отсутствовали.

Тестирование  среди студентов, проведено во время преддипломной практики. Первая группа изучала темы дисциплины традиционно, вторая - по технологии концентрированного обучения. Результат тестирования, приведенные в таблице, показали, что качество усвоения учебного материала во второй группе стал выше, чем в первой.

Таблица 5

Результаты тестировании студентов

Контрольная группа

Испытуемая группа

Ф.И.О

Результат

тестирования в %

Ф.И.О

Результат

тестирования в %

1

2

3

4

Агеева В.О.

65

Болотникова С.Н.

78

Антоненко В.А

64

Воротников Д.Ю.

82

Асташкина Н.В.

72

Губерт И.Ю.

84

Беляева Т.А.

68

Дунаевский М.М.

88

Богданчикова Т.Д.

69

Жигачева А.П

69

Верещагин А.Р.

72

Зимин К.Ю.

85

Власенко Н.М.

74

Ивлев Ф.П.

75

Власов А.В.

77

Кочеткова С.Л.

84

Денщик К.Е.

71

Кретова В.М.

74

Ермолаев М.П.

85

Кустова Л.Г.

85

Зинчук В.Д.

88

Лазебная В.Г.

85

Корн НФ.

74

Лучшева В.А

84

Коновалов С.В.

68

Михайлова М.М.

69

Саулина Н.В.

69

Носков П.Д.

96

       

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

Семайкина Ю.Н.

95

Остертаг Е.Ю.

95

Смердина Л.Л.

84

Пономаренко О.В.

85

Трофимов С.М

57

Ремарчук Р.В.

88

Устьянцев С.М.

52

Румынова В.Л.

78

Шуварикова А.А.

57

Туманова Н.Ю.

78

Черданцева С.В.

67

Фех О.В.

88

Средний процент

68

Средний процент

83


 

То есть, можно сделать  вывод о том, что реализация технологии концентрированного обучения при изучении дисциплины «Информатика» позволила повысить эффективность обучения по данной дисциплине, что необходимо для формирования более высокого уровня усвоения учебного материала студентами.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной выпускной квалификационной работы являлась разработка материалов методического материала для реализации технологии концентрированного обученияпо дисциплине «Информатика» для контроля готовности студентов к профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:

Изучена и проанализирована теоретическую и методическую литературу, необходимая для реализации технологии концентрированного обучения в СПО.

Разработано методические материалы для 3 блоков дисциплины «Информатика» в технологии концентрированного обучения.

Результаты внедрения  разработанных материалов проанализированы на базе Ленинск-Кузнецкого профессионального училища №14. Полученные данные показали, что освоение дисциплины  при использовании разработанных блоков составляет в среднем   процентов, в то время как при использовании традиционной технологии   процентов.

Результаты решения  первой задачи представлены в первой главе. Были рассмотрены основные категории  теории педагогических измерений, формы  тестовых заданий. Также рассмотрены  вопросы конструирования базы тестовых заданий, систем заданий в тестовой форме.

В результате решения  второй задачи был осуществлен отбор  содержания учебного материала. Отбор содержания осуществлялся в соответствии с тематическим планом и содержанием дисциплины «Информатика». В результате отбора материала были разработаны учебные блоки, по необходимым темам.

В результате решения  третий задачи был проанализирован Федеральный государственный стандарт (ФГОС) среднего профессионального образования по специальности .Анализ представлен в первом параграфе второй главы.

В результате решения  четвертой задачи был разработан тест итогового контроля знаний учащихся,  состоящая из 45 заданий различных форм. Были разработаны цепные, текстовые и ситуационные системы заданий в тестовой форме. Так же была проведена апробация теста итогового контроля по дисциплине «Информатика» на студентах группы О-012 Ленинск-Кузнецкого профессионального училища №14. Варианты теста итогового контроля и результаты анализа апробации представлены в параграфе 2.6.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что применение разработанного методического обеспечения по дисциплине «Информатика» является эффективным средством повышения готовности студентов СПО к профессиональной деятельности.

Поставленная цель выпускной  квалификационной работы была достигнута, задачи – решены.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учеб. пособие. М.: Центр тестирования. 3 изд. 2002.
  2. Безрукова В.С. Педагогика профессионально-технического образования. Актуальные проблемы. [Текст] // Свердловск, 2001.
  3. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. // Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 2005.
  4. Болтунов А.Н. Практикум по теории тестологических исследований. // 1997. 
  5. Боресков, А. А. Зайцев. // М.: Диалог-МИФИ, 1993.
  6. Зеер Э.З., Павлова А.М., Зольников А.П. Практикум по психологии профессии. – Екатеринбург: РГППУ, 2002. -  С. 170
  7. Зимняя И.А. Педагогическая технология. // М.: «Логос», 2001.
  8. Колясникова Л.В. Диагностическое обеспечение образовательного процесса: Учеб. пособие. // Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. .ун-та, 2003.
  9. Колясникова Л.В. Составление заданий в тестовой форме средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие. // Екатеринбург, 2007.
  1. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. — 640 с. 

  1. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] // Т. Н. Милютина [и др.] ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во: РГППУ, 2010.
  2. Романцев Г.М. Теоретические основы высшего рабочего образования. // Екатеринбург: Изд-во Уральск. Гос проф. – пед. ун-та, 1997. 
  3. Рысс В.Л. Контроль знаний учащихся. // М.: Педагогика, 2002. 
  4. Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб.пособ. – Екатеринбург: Урал гос. проф.-пед. ун-та, 2001.-67с.
  5. Эрганова Н.Е. Введение в технологии профессионального обучения. Практико-ориентированная монография. // Екатеринбург: РГППУ, 2009.
  6. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие.  2-е изд., испр. и доп. // Екатеринбург: изд-во Уральск. Гос. проф.  пед. ун-та, 1999.
  7. obrazural-a.ru›details/02/ps090305.pdf 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Тест итогового контроля по теме «MS OFFISCE»

 

Вид тестирования – бланковый. Учащийся выполняет тест на отдельном  бланке. В бланк заносится Ф.И.О, номер группы, вариант, номер заданий  и соответствующие правильные (правильный) ответ.

Тест предназначен для  итогового контроля знаний по теме «MS OFFISCE». Время выполнения теста – 60 мин.

 

Задания 1 – 22 выберите правильный вариант ответа

1. Ответьте на вопрос, выбрав вариант ответа.

Какое приложение не является текстовым редактором?

а) Блокнот

б) Word Pad

в) Paint

г) Microsoft Word 2010

 

2. Ответьте на вопрос, выбрав вариант ответа.

Как называется эта строка?

          а) строка  состояния

б)  строка меню

в) строка заголовка

г) панель инструментов

 

3. Ответьте на вопрос, выбрав вариант ответа.

Чтобы создать  новый документ в программе Microsoft Word 2010 надо открыть вкладку:

а) Файл

б) Главная

в) Вставка

г) Разметка страницы

 

4. Ответьте на вопрос, выбрав вариант ответа.

Какой клавишей можно удалить символ слева от курсора (т.е. перед ним)?

а) Delete

б) Enter

в) ← (Backspace)

г) Shift

 

5. Ответьте на вопрос, выбрав вариант ответа.

Какой клавишей происходит переход на новую строку?

а) Delete

б) Enter

в) ← (Backspace)

г) Shift

 

6. Ответьте на вопрос, выбрав вариант ответа.

Какой клавишей происходит переход на заглавную  букву с строчной?

а) Delete

б) Enter

в) ← (Backspace)

г) Shift

 

7. Соотнесите номер кнопки с ее названием:

1)                               а) цвет текста

2)                                              б) подчеркнутый

3)                                                   в) шрифт

4)                                                   г) цвет выделения текста

5)                                                     д) курсив

6)                                                    е) размер шрифта

7)                                                     ж) полужирный

 

8. Соотнесите номер кнопки с ее названием:

Информация о работе Технология концентрированного обучения при изучении дисциплины «информатика»