Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 15:54, курсовая работа
Цель исследования – анализ особенностей структуры лексико-словообразовательных диалектизмов, функционирующих в русских говорах на территории Республики Мордовия.
1 Введение
4.2 Теоретические основы исследования
4.2.1 Изучение словообразовательного строя русских говоров в лингвистической литературе
4.2.2 Своеобразие диалектного словопроизводства
4.3 Типы лексико-словообразовательных диалектизмов
4.3.1 Диалектные слова, отличающиеся от слов литературного языка аффиксами
4.3.1.1 Приставочные образования в русских говорах на территории Мордовии
4.3.1.2 Суффиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии
4.3.1.3 Префиксально-суффиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии
4.3.1.4 Постфиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии
4.3.2 Диалектные слова, образованные сложением основ
4.3.2.1 Диалектизмы, образованные сложением основ
4.3.2.2 Сложносуффиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии
4.4 Заключение
4.5 Список использованных источников
4.6 Приложение
В абсолютном большинстве работ, посвященных описанию тех или иных словообразовательных типов в различных говорах русского языка, решается, прежде всего, задача выявления специфики диалектного словообразования. Изучение диалектного словообразования производится путем сопоставления соответствующих фактов литературного языка и говоров, что предполагает выявление собственно диалектных черт с учетом общих принципов организации словообразовательной системы русского языка и основных тенденций ее развития.
Главная задача, которую ставят перед собой исследователи, – определить специфику регионального словообразования, в отличие от литературного языка, выявить и описать словообразовательные типы, модели, их варианты, форманты, неизвестные литературному языку.
В работах диалектологов различается синхронный и диахронический подход к фактам словообразования. Большинство исследователей рассматривает вопросы диалектного словообразования в синхронном аспекте (Л.В. Сахарный [36], В.Н. Немченко [27], Л.А. Климкова [23], В.А. Щебникова [53], С.Н. Варина [8], Л.А. Юмаева [54], Г.В. Луканина [25]), в то же время многие считают необходимым и важным изучать и диахроническое словообразование (А.С. Герд [13], [14], М.В. Сыромля [51]).
Проблемы изучения словообразования
в народных говорах и методика
синхронного анализа
При изучении диалектного словообразования используются как описательный, так и статистический и сравнительно-сопоставительный методы, например, в работах А.С. Герда [13, 14]. Последний связан с привлечением и сопоставлением фактов из других славянских языков и диалектов. Этот метод помогает уточнить источники, ареалы и пути проникновения различных формантов в русские говоры из других языков (диалектов), помогает решить вопрос о межславянских диалектных словообразовательных связях, о продуктивности словообразовательных моделей в говорах [28; 15-16].
В исследованиях диалектологов ставится и вопрос о выделении интерфиксов как особых единиц морфологического уровня, активно участвующих особенно в диалектном словообразовании (в качестве примера можно привести работы Э.Д. Головиной [15]).
Проблема детального описания системы диалектного словообразования по отдельным частям речи находится в центре внимания многих исследователей. Чаще всего объектом изучения диалектологов становятся проблемы диалектного словообразования имен существительных [8, 13, 14, 25, 26, 53, 54 и др.].
Наиболее продуктивным способом словообразования в говорах, как и в литературном языке, как полагают диалектологи, является суффиксальный, который характеризуется многообразием словообразовательных типов. Особенно распространены в говорах те суффиксы, которые в литературном языке уже не являются продуктивными (А.С. Герд [13], [14], С.Н. Варина [8], В.А. Щебникова [53], Л.А. Юмаева [54]). Е.М. Пантелеева изучает процесс нулевой суффиксации, значительно шире встречающийся в говорах по сравнению с литературным языком [30].
Одним из центральных является вопрос, связанный с попыткой определить словообразовательную структуру имен прилагательных в говорах, ее специфику. И здесь решаются те же проблемы теории регионального словообразования, что и при изучении словопроизводства имен существительных:
а) вопрос о выделении словообразовательных значений, на основании которых устанавливаются соответствующие словообразовательные типы;
б) вопросы изучения и выявления словообразовательных моделей, формантов, степени их продуктивности, специфики в сравнении с употреблением в литературном языке;
в) проблема выявления производящей основы, соотношение производящей и производной основ;
г) проблема нулевой аффиксации в системе словообразования имен прилагательных в говорах;
д) вопрос о суффиксальной синонимии имен прилагательных, о разграничении синонимии и вариантности слов (С.Н. Варина [8], О.И. Блинова [5], Л.А. Ивашко, О.С. Мжельская [22], Г.А. Раков [32], Г.Я. Симина [38], В.Н. Немченко [27]). В целом система словообразования имен прилагательных в говорах изучена очень слабо, равно как и других частей речи. Словообразовательной структуре диалектных наречий посвящена работа И.А. Попова [31].
По мнению А.С. Герда, многие трудности, возникающие при прямом лингвогеографическом полевом изучении славянского диалектного словообразования, говорят о том, что наиболее перспективными на сегодняшний день представляются пока исследования по славянскому региональному словообразованию, проводимые по семантическим группам и специальной сетке по отдельно избранным региональным точкам и узлам с усилением сетки в переходных зонах. Наличие областных словарей и картотек для некоторых из локальных центров делает такие исследования более результативными [14; 36].
В качестве примера можно привести
исследования ученых кафедры русского
языка Мордовского
Относительно поздними
в диалектологии являются работы,
в которых описываются
Как полагает М.Н. Янко-Триницкая, формирование лексико-семантической группы в значительной ее части происходит в неких словообразовательных рамках, под знаком наиболее продуктивных для своего времени словообразовательных моделей. Следствием этого является то, что, с одной стороны, морфологические признаки слов одной лексико-семантической группы, пополняемой в течение длительного времени под воздействием разных словообразовательных моделей, оказываются весьма разнородными. С другой стороны, необходимость обогащения определенных лексико-семантических групп, отражающих наиболее значимые в жизни людей явления, может привести к расширению и изменению структуры словообразовательных типов [55; 92]. В связи с этим целесообразно, по мнению Ф.П. Филина, производить на основе семантических групп слов выделяемых внутри словообразовательных типов [6; 50].
Таким образом, можно констатировать, что от первоначального этапа изучения диалектного словообразования в лингвистической литературе, результатом которого явилось описание в говоре или в группе родственных говоров образования слов различных частей речи, диалектологи переходят к изучению проблемных вопросов словообразования; становятся возможными исследования обобщающего характера, вскрывающие принципы системной организации диалектного словообразования, его связи с морфологией и лексикой.
Необходимы работы, в которых эти проблемы рассматривались бы и на материале одного говора, и на материале большой группы однородных говоров, что позволит решать вопросы теории словообразования на функциональном и типологическом уровне. Вместе с тем представляется важным продолжать изучение диалектного словообразования в плане сопоставления со словообразованием литературного языка, но нужны исследования, в которых не просто отмечалось влияние литературного языка или говоров на данный говор, а выяснялись бы конкретные проявления такого влияния и связанные с этим изменения в диалектной словообразовательной системе [56; 20-21].
1.2 Своеобразие диалектного словопроизводства
Как полагает М.Н. Янценецкая, диалектное словообразование во многом отражает действие общерусских словообразовательных тенденций. Заметим, что наличие общерусских словообразовательных процессов и принципов действия словообразовательных моделей исследователями-диалектологами признается, так, сказать, «имплицитно», лишь как «внутреннее» условие сопоставительного анализа диалектных и литературных словообразовательных явлений у развернутого описания принципов устройства словообразовательных структур русского языка и общих тенденций их развития в современной лингвистике, по существу, еще нет, так как основное внимание в большей части работ уделено выявлению специфики словообразовательных явлений в говорах [56; 9].
Важно при этом подчеркнуть, что особенности диалектного словообразования касаются самих словообразовательных аффиксов и их семантического наполнения, но, в большей мере они проявляются в способе реализации действующих в русском языке словообразовательных законов. В целом, вслед за Г.В. Луканиной, их можно свести к следующим характеристикам, последовательно вытекающим одна из другой:
1) в говорах используется больший или меньший набор словообразовательных элементов для образования слов одного словообразовательного значения;
2) те или иные диалектные словообразовательные элементы, модели и даже типы отличаются от соответствующих словообразовательных единиц литературного языка степенью своей продуктивности – непродуктивности;
3) диалектные
4) со всеми названными
особенностями связано наличие
большого количества
Все это свидетельствует о словообразовательном своеобразии говоров, наблюдаемом как в самом перечне основных словообразовательных элементов и словообразовательных типов, так и в распределении сфер влияния между словообразовательными типами и в их функционировании [25; 92].
Интересные замечания в своем исследовании делает Г.Я. Симина. Исследователь считает, что в говорах совершаются те же процессы, проявляются те же тенденции, что и в литературном языке, но неодновременно, поэтому диалекты во многих случаях отражают более архаическую языковую систему, с более прямолинейными связями и отношениями. В литературном языке эти связи уже в значительной мере затемнены [40; 122]. Для диалектного производного слова, по мнению диалектолога, характерно своеобразие в сочетаемости морфем, отличающее его от соответствующего литературного эквивалента. Наблюдается это как в области словообразовательной базы, так и в комбинации морфем, их сочетаемости.
1. Своеобразие производящих основ. В диалектное словообразование включаются в качестве производящих основ слова узкодиалектные, в литературном языке уже (или еще) не представленные. Например, хал, халовизна: Подите, жонки, чистой хал там, готово берите, скошоно и высушено, берите, колъко натъ (Шд); Деньги, если они задаром достались – халовы, халовизна это (Шд). Корень -хал- тот же, что и в слове нахал.
2. Своеобразие словообразующих суффиксов. В говоре отмечается иная продуктивность суффиксов. Продолжают активно употребляться суффиксы, которые в литературном языке утрачивают продуктивность. Суффикс -ив-: Радива жонка-та, суседлива: все прибежит к нам. Утрачивают продуктивность в литературном языке и суффиксы -ав-, -яв- (делявый, ручнявый, годявый, тончавый и т. п.): Ручнявый котанко-то у нас, все около нас трется (К) и др.
3. Особенности сочетаемости морфем. Главное же отличие диалектного производного слова проистекает из своеобразия сочетаемости морфем. При основах слов общерусских с помощью суффиксов и приставок, употребительных в литературном языке, строятся слова диалектные. Например: Вил-ат-ое дерево (разветвленное); Вид-к-ие очки (через которые хорошо видно) и т.п. Приведем здесь и высказывание М.Н. Янценецкой, которая утверждает, что в говорах многие словообразовательные элементы «способны сочетаться с большим кругом основ, чем в литературном языке» [56; 11].
4. Принципы осложнения основ. В любом диалектном материале обращает на себя внимание большое количество производных слов со сложным морфемным составом. Осложнение морфемного состава слова – один из основных принципов диалектного словообразования. Прослеживается эта тенденция и словообразовании любой части речи, особенно в системе прилагательных и глаголов. Так, в прилагательных наряду со словами простой структуры многочисленны образования, осложненные добавочными, уточняющими суффиксами. Например: ловкий – ловчивый – ловистый – ловкящий; бойкий – бойкящий – бойчивый; любой – любковатый и т.п. В системе глагола эта тенденция проявляется в наличии большого числа многоприставочных глаголов (призадлитъся, запод-хаживать, оприсаживатъся, приростушеватъся и др.).