Условия развития сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: изучить особенности и своеобразия развития сюжетно - ролевой игры дошкольника.
Задачи исследования:
Определить значение сюжетных игр, влияющее на развитие детей.
Выявить особенности развития сюжетных игр дошкольников.
Выявить условия, способствующие развитию сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста.
Выявить и экспериментально проверить эффективность содержания методической работы по организации руководства игровой деятельностью детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ..7
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка..7
Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры……………….11
Руководство сюжетно-ролевой игрой…………………………………..16
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНЫХ ИГР ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……..20
2.1 Констатирующий эксперимент………………………………………….20
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..26
2.3 Контрольный эксперимент………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.45 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Контрольный этап

 

Для выявления эффективности проведенной  нами работы и подтверждения выдвинутой гипотезы нами был проведен контрольный  эксперимент.

В контрольном эксперименте были использованы те же методы, что и на констатирующем.

Данные контрольного эксперимента позволили выявить позитивные изменения  в сюжетных играх детей. Они стали  чаще играть в сюжетные игры, сюжеты обогатились, стали содержательнее.

Так, если на этапе констатирующего  эксперимента в основном наблюдались  однотипные действия и сюжеты («Семья», «Больница»), то на этапе контрольного эксперимента было отмечено, что дети играли в такие игры, как «Шоферы», «Больница», «Семья», «Автобус», «Магазин»  и др. Дети стали самостоятельно ставить игровые задачи, распределять роли, количество ролей увеличилось (с 2 до 6-8), игровые действия детей  стали разнообразнее, в игре все  чаще стала присутствовать содержательная ролевая беседа, взаимодействия в  играх стали более длительными, в играх дети помимо игрушек стали  чаще использовать предметы-заместители.

Результаты данных контрольного эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Уровни овладения детьми игровой  деятельностью

(контрольный этап)

 Имя ребенка

Уровни развития игры

Настя К.

           В

Оля Н.

С

Элина Б.

В

Милена А.

В

Азалия С.

С

Артур З.

В

Данил Х.

В

Рифат Г.

С

Лейсан Г.

            Н

Алмас Н.

С

Ренальд И.

Н

Ландыш Г.

С

Ильдан Г.

В

Самат Н.

С

Азалия 

С


Условные обозначения:

Высокий уровень - В

Средний уровень - С

Низкий уровень - Н

Сопоставительные данные распределения  детей по подгруппам представлены в  таблице 3.

Таблица 3

Динамика развития уровня игровой  деятельности детей.

 Имя ребенка 

Уровни развития сюжетной игры

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Настя К.

          В

В

Оля Н.

          Н

С

Элина Б.

           С

В

Милена А.

          В

В

Азалия С.

           С

В

Артур З.

           С

В

Данил Х.

           Н

С

Рифат Г.

          Н

С

Лейсан Г.

           Н

С

Алмас Н.

          С

В

Ренальд И.

          Н

Н

Ландыш Г.

          Н

Н

Ильдан Г.

          С

В

Самат Н.

          С

В

Азалия 

          В

В


Условные обозначения:

Высокий уровень - В

Средний уровень - С

Низкий уровень - Н

            Сопоставительные данные позволяют установить, что значительное количество детей перешло со среднего уровня развития игровой деятельности на высокий (на этапе констатации было 3 ребенка, а на контрольном стало 9 детей) и 4 ребенка с низким уровнем перешли на средний.

Результаты сопоставительного  анализа позволили нам констатировать правомерность выдвинутой нами гипотезы.

С целью анализа состояния предметно-игровой  среды провели смотр на тему: «Создание  условий в группе для организации  сюжетных игр». Результаты смотра были положительными. Многие воспитатели  сумели педагогически целесообразно  в соответствии с возрастом подобрать  игрушки, создать условия для  возникновения и реализации игровых  замыслов детей, проявив много выдумки  и творчества.

Результаты наблюдений за руководством воспитателей игровой деятельностью  детей показал, что педагоги чаще являлись партнерами детей по игре, иногда выступали как наблюдатели  за детской игровой деятельностью, помогая при необходимости советом.

В заключение контрольного эксперимента был проведен педагогический совет  по теме: «Организация руководства  сюжетными играми дошкольников».

Обсуждение на педагогическом совете вопросов изучаемой проблемы позволил нам выявить степень теоретической  и практической подготовленности педагогов. Главным критерием оценки теоретической  и практической подготовленности воспитателей мы выделили активное участие в выступлениях и обсуждениях вопросов.

Повестка включала следующие вопросы:

Значение сюжетных игр в развитии личности ребенка.

Особенности сюжетных игр на каждом этапе их развития (из опыта работы).

Методы и приемы руководства  игровой деятельностью на каждом этапе ее развития (из опыта работы).

Воспитатели в своих выступлениях были активны, анализировали свою работу за истекший период времени. В результате проведенной работы мы увидели как  возрос интерес воспитателей к новым  знаниям и своей работе. Приобретя  теоретические знания, воспитатели  стали уверенней и глубже анализировать  свою работу.

Результаты нашего исследования позволили  нам сделать выводы.

 

Выводы

Значение сюжетных игр заключается  в том, что они влияют на развитие всех психических процессов, в том  числе на творческое воображение  и мышление, благодаря игре происходят преобразования интеллектуальной сферы  ребенка, кроме того игра является носителем  социального опыта дошкольников и способствует формированию их нравственной стороны.

Сюжетная игра в своем развитии проходит ряд этапов: от предметно-действенного этапа к этапу ролевого поведения  и от него к сюжетосложению, где  центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Каждый этап требует определенной методики руководства.

Условиями, способствующими развитию сюжетных игр детей среднего возраста, являются: обогащение знаний об окружающем мире, организация предметно-игровой  среды и совместные игры с взрослым, обучающие ролевому поведению детей (режиссерские и сюжетно-ролевые  игры).

Методическая работа по организации  руководства сюжетными играми дошкольников заключается в обогащении представлений  воспитателей о значении игры в жизни  ребенка, о этапах становления игровой  деятельности детей и особенностями  руководства на каждом этапе (планирование, организация предметно-игровой среды, организация игровых действий ребенка  адекватных соответствующему этапу  игровой деятельности).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра упорядочивает не только поведение  ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение  к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок  учится контролировать и оценивать  себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное  регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в  детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.[16]

Сюжетно - ролевые игры в комплексе  с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять  инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей  жизни.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие  выводы:

1.Ведущая деятельность дошкольного  возраста ролевая игра. Именно  в ней складываются и наиболее  эффективно развиваются главные  новообразования этого возраста: творческое воображение, образное  мышление, самосознание.

2. Особое значение имеет игра  для становления разных форм  произвольного поведения детей.  Развиваются произвольное внимание  и память, соподчинение мотивов  и целенаправленность действий.

3. Сюжетно-ролевая игра проходит  длительный и сложный путь  развития, начинаясь в младшем  дошкольном возрасте с простейшей  ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте  она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

4. Сюжетно - ролевая игра должна  соответствовать современной деятельности  т.к. в связи с развитием  научно - технического прогресса  появляется много новой техники,  много нового в жизни людей  - задача воспитателя создать  условия для отражения этого  в сюжетно-ролевых играх детей.

На основе выводов можно дать следующие рекомендации:

1.Необходимо создать условия  для игровой деятельности в  группе с учётом места, времени  в режиме дня, создать материально  - игровую базу: игрушки, пособия,  атрибуты, предметы - заместители, бросовый  материал, который используется  детьми во время сюжетно - ролевых  игр.

2. Обогащать содержание детской  игры использованием различных  методов и приёмов таких как:  наблюдения, экскурсии, встречи с  людьми разных профессий, чтение  художественной литературы, рассказ  воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки  литературных произведений, этические  беседы, непосредственное участие  воспитателя в игре, предложения,  советы, разъяснения, вопросы направленные  на подсказ детям возможной  реализации замысла, совместное  выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. Белая К.Ю. - М., 1991.
  2. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И.- М., 1990.
  3. Венгер Л.А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.
  4. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Воспитание детей в игре. – М.,2003.
  5. Воспитание детей в семье / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 2004.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд. - М., 2003.
  7. Выготский Л.С. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б. Эльконин. Психология игры. – М., 1999.
  8. Гаспарова Е.М. Режиссерские игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 2001.
  9. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. – М., 2002.
  10. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 2003.
  11. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.,2004.
  12. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 2001
  13. Зворыгина Е.В. Развитие творчества дошкольников в игре // Воспитание детей в игре. – М., 2005.
  14. Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 1989. - №5.
  15. Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Особенности формирования игровой деятельности детей в средней группе // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 2004.
  16. Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование работы по формированию игры // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 2004.
  17. Ивакина И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Учебно-методическое пособие. – Пенза, 2005.
  18. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 2001.
  19. Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений. 16 марта 1999 г. / Отв. редактор Т.А. Куликова. – М., 2000.
  20. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника // Под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасовой и др. – М., 2003.
  21. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов среднего педагогического учебного заведения. – М., 2000.
  22. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2.
  23. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра  дошкольников.// Ребенок в детском саду. - 2006. - №3.
  24. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4
  25. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея// Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 90 – 95
  26. Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.
  27. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.
  28. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей. – М., 2000.
  29. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Формирование сюжетной игры у детей пятого года жизни // Дошкольное воспитание. – 1989. - №7.
  30. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 2004
  31. Менджерицкая Д.В. Развитие детского творчества и игрового замысла // Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 2005.
  32. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Руководство формированием игры // Дошкольное воспитание. – 1981. - №4.
  33. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания // Дошкольное воспитание. – 1983. - №10.
  34. Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный перечень.- М.,2006.
  35. Поздняков Н.А., Менджерицкая Д.В. Исследователь игры детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1995. - №12.
  36. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М., 2000.
  37. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 2003.
  38. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. – М., 2007.
  39. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4.
  40. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 2003.
  41. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М., 2001.
  42. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. - М.: Просвещение, 2002.
  43. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. – 2005. - №5.
  44. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 2001.

Информация о работе Условия развития сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста в дошкольном учреждении