Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучить особенности и своеобразия развития сюжетно - ролевой игры дошкольника.
Задачи исследования:
Определить значение сюжетных игр, влияющее на развитие детей.
Выявить особенности развития сюжетных игр дошкольников.
Выявить условия, способствующие развитию сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста.
Выявить и экспериментально проверить эффективность содержания методической работы по организации руководства игровой деятельностью детей среднего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ..7
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка..7
Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры……………….11
Руководство сюжетно-ролевой игрой…………………………………..16
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНЫХ ИГР ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……..20
2.1 Констатирующий эксперимент………………………………………….20
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..26
2.3 Контрольный эксперимент………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..41
2.3 Контрольный этап
Для выявления эффективности
В контрольном эксперименте были использованы те же методы, что и на констатирующем.
Данные контрольного эксперимента позволили выявить позитивные изменения в сюжетных играх детей. Они стали чаще играть в сюжетные игры, сюжеты обогатились, стали содержательнее.
Так, если на этапе констатирующего эксперимента в основном наблюдались однотипные действия и сюжеты («Семья», «Больница»), то на этапе контрольного эксперимента было отмечено, что дети играли в такие игры, как «Шоферы», «Больница», «Семья», «Автобус», «Магазин» и др. Дети стали самостоятельно ставить игровые задачи, распределять роли, количество ролей увеличилось (с 2 до 6-8), игровые действия детей стали разнообразнее, в игре все чаще стала присутствовать содержательная ролевая беседа, взаимодействия в играх стали более длительными, в играх дети помимо игрушек стали чаще использовать предметы-заместители.
Результаты данных контрольного эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Уровни овладения детьми игровой деятельностью
(контрольный этап)
Имя ребенка |
Уровни развития игры |
Настя К. |
В |
Оля Н. |
С |
Элина Б. |
В |
Милена А. |
В |
Азалия С. |
С |
Артур З. |
В |
Данил Х. |
В |
Рифат Г. |
С |
Лейсан Г. |
Н |
Алмас Н. |
С |
Ренальд И. |
Н |
Ландыш Г. |
С |
Ильдан Г. |
В |
Самат Н. |
С |
Азалия |
С |
Условные обозначения:
Высокий уровень - В
Средний уровень - С
Низкий уровень - Н
Сопоставительные данные распределения детей по подгруппам представлены в таблице 3.
Таблица 3
Динамика развития уровня игровой деятельности детей.
Имя ребенка |
Уровни развития сюжетной игры | |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент | |
Настя К. |
В |
В |
Оля Н. |
Н |
С |
Элина Б. |
С |
В |
Милена А. |
В |
В |
Азалия С. |
С |
В |
Артур З. |
С |
В |
Данил Х. |
Н |
С |
Рифат Г. |
Н |
С |
Лейсан Г. |
Н |
С |
Алмас Н. |
С |
В |
Ренальд И. |
Н |
Н |
Ландыш Г. |
Н |
Н |
Ильдан Г. |
С |
В |
Самат Н. |
С |
В |
Азалия |
В |
В |
Условные обозначения:
Высокий уровень - В
Средний уровень - С
Низкий уровень - Н
Сопоставительные данные позволяют установить, что значительное количество детей перешло со среднего уровня развития игровой деятельности на высокий (на этапе констатации было 3 ребенка, а на контрольном стало 9 детей) и 4 ребенка с низким уровнем перешли на средний.
Результаты сопоставительного
анализа позволили нам
С целью анализа состояния
Результаты наблюдений за руководством
воспитателей игровой деятельностью
детей показал, что педагоги чаще
являлись партнерами детей по игре,
иногда выступали как наблюдатели
за детской игровой деятельностью,
помогая при необходимости
В заключение контрольного эксперимента был проведен педагогический совет по теме: «Организация руководства сюжетными играми дошкольников».
Обсуждение на педагогическом совете
вопросов изучаемой проблемы позволил
нам выявить степень
Повестка включала следующие вопросы:
Значение сюжетных игр в развитии личности ребенка.
Особенности сюжетных игр на каждом этапе их развития (из опыта работы).
Методы и приемы руководства игровой деятельностью на каждом этапе ее развития (из опыта работы).
Воспитатели в своих выступлениях были активны, анализировали свою работу за истекший период времени. В результате проведенной работы мы увидели как возрос интерес воспитателей к новым знаниям и своей работе. Приобретя теоретические знания, воспитатели стали уверенней и глубже анализировать свою работу.
Результаты нашего исследования позволили нам сделать выводы.
Выводы
Значение сюжетных игр заключается в том, что они влияют на развитие всех психических процессов, в том числе на творческое воображение и мышление, благодаря игре происходят преобразования интеллектуальной сферы ребенка, кроме того игра является носителем социального опыта дошкольников и способствует формированию их нравственной стороны.
Сюжетная игра в своем развитии проходит ряд этапов: от предметно-действенного этапа к этапу ролевого поведения и от него к сюжетосложению, где центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Каждый этап требует определенной методики руководства.
Условиями, способствующими развитию сюжетных игр детей среднего возраста, являются: обогащение знаний об окружающем мире, организация предметно-игровой среды и совместные игры с взрослым, обучающие ролевому поведению детей (режиссерские и сюжетно-ролевые игры).
Методическая работа по организации
руководства сюжетными играми дошкольников
заключается в обогащении представлений
воспитателей о значении игры в жизни
ребенка, о этапах становления игровой
деятельности детей и особенностями
руководства на каждом этапе (планирование,
организация предметно-игровой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра упорядочивает не только поведение
ребёнка, но и его внутреннюю жизнь,
помогает понять себя, своё отношение
к миру. Это практически единственная
область, где он может проявить инициативу
и творческую активность. И в то
же время именно в игре ребёнок
учится контролировать и оценивать
себя, понимать, что он делает и учится
действовать правильно. Именно самостоятельное
регулирование действий превращает
ребёнка в сознательного
Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.[16]
Сюжетно - ролевые игры в комплексе
с другими воспитательными
Изучив и проанализировав
1.Ведущая деятельность
2. Особое значение имеет игра
для становления разных форм
произвольного поведения детей.
3. Сюжетно-ролевая игра проходит
длительный и сложный путь
развития, начинаясь в младшем
дошкольном возрасте с
4. Сюжетно - ролевая игра должна
соответствовать современной
На основе выводов можно дать следующие рекомендации:
1.Необходимо создать условия
для игровой деятельности в
группе с учётом места,
2. Обогащать содержание детской
игры использованием различных
методов и приёмов таких как:
наблюдения, экскурсии, встречи с
людьми разных профессий,
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ