Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучить особенности и своеобразия развития сюжетно - ролевой игры дошкольника.
Задачи исследования:
Определить значение сюжетных игр, влияющее на развитие детей.
Выявить особенности развития сюжетных игр дошкольников.
Выявить условия, способствующие развитию сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста.
Выявить и экспериментально проверить эффективность содержания методической работы по организации руководства игровой деятельностью детей среднего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ..7
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка..7
Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры……………….11
Руководство сюжетно-ролевой игрой…………………………………..16
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНЫХ ИГР ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……..20
2.1 Констатирующий эксперимент………………………………………….20
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..26
2.3 Контрольный эксперимент………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список детей экспериментальной группы
№п/п |
Имя ребенка |
Возраст |
1. |
Настя К. |
4,7 года |
2. |
Оля Н. |
4,5 года |
3. |
Элина Б. |
4,8 года |
4. |
Милена А. |
4,2 года |
5. |
Азалия С. |
4,7 года |
6. |
Артур З. |
4,6 года |
7. |
Данил Х. |
4,4 года |
8. |
Рифат Г. |
4,7 года |
9. |
Лейсан Г. |
4,1 года |
10. |
Алмас Н. |
4,6 года |
11. |
Ренальд И. |
4,5 года |
12. |
Ландыш Г. |
4,3 года |
13. |
Ильдан Г. |
4,2 года |
14. |
Самат Н. |
4,3 года |
15. |
Азалия |
4,0 года |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Параметры определения уровня развития игры детей
б) самостоятельно;
б) с помощью взрослого;
г) самостоятельно.
6. Разнообразие игровых действий с игрушками.
7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:
а) развернутые;
б) обобщенные.
8. Игровые действия с
а) с помощью взрослых;
б) самостоятельно.
9. Игровые действия с предметами –заместителями:
а) с помощью взрослого;
б) самостоятельно.
10. Принимает роль.
11. Разнообразие ролевых действий.
12. Выразительность ролевых
13. Наличие ролевых высказываний.
14. Ролевые высказывания
б) ребенка.
15. Ролевая беседа возникает: а) со взрослым;
б) со сверстником.
16. Ролевая беседа возникает по инициативе: а) взрослого;
б) ребенка.
17. Содержательность ролевой
18. Вступает во взаимодействие: а) со взрослым;
б) со сверстником.
19. Ставит игровые задачи : а) взрослому;
б) сверстнику.
20. Принимает игровые задачи: а) от взрослого;
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
План семинара-практикума по проблеме: «Руководство воспитателями сюжетными играми дошкольников»
Форма методической работы |
Тема |
Цели |
1. Семинар-практикум: занятие |
« Виды сюжетных игр и их значение на развитие личности ребенка». |
Познакомить педагогов с видами сюжетных игр. Подвести их к пониманию значимости этого вида игр для всестороннего развития ребенка. |
2. Семинар-практикум: занятие |
« Режиссерские и сюжетно-ролевые игры, их особенности и этапы развития» |
На основе анализа психолого- |
3. Семинар-практикум: занятие |
«Современные подходы к |
Помочь воспитателям ознакомиться с новыми подходами к руководству игровой деятельности детей. (Исследования Н.Я Михайленко и Е.В. Зворыгиной) |
4. Семинар-практикум: занятие (практическое) |
«Создание условий для развития сюжетных игр во всех возрастных группах». |
Сформировать умения педагогов
по руководству игровой |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Педагогические условия
дошкольников
(По исследованию Н.Я.
Источником содержания детских игр ( тематика сюжета игры) являются знания, полученные детьми в процессе разных источников (знания, полученные на занятиях, литература, телевидение и пр.).
Формирование способов
построения игры начинается педагогом
с выявления уровня овладения
игровым умением каждого
Выявление игровых интересов каждого ребенка.
Программа игровой деятельности строится с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Главное условие формирования игровых умений – совместная игра воспитателя вместе с детьми.
Педагогические условия
(По исследованиям Н.Я.
Особое внимание обращать на роль поведения.
Кругозор детей расширяется, что дает возможность брать разнообразные роли.
Сюжет подбирать многоперсонажный.
Взаимодействие главной роли с второстепенными,
Педагогические условия формирования игровых умений
дошкольников.
(По
исследованиям Е.В. Зворыгиной)
1.Ознакомление с окружающим в активной деятельности детей. |
2. Обогащение игрового опыта в обучающих играх. |
3. Педагогическая
организация предметно-игровой |
4. Активизирующее общение |
1 –
2 Условия, подготавливающие
3 –4
Условия, побуждающие к
Консультация для воспитателей
Тема. Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении.
Цель: Научить воспитателей
организации предметно-игровой
Одним из педагогических средств,
стимулирующих самостоятельную
игру детей, являются игрушки. Особенно
большое значение игрушки имеют
на этапах раннего и младшего дошкольного
возраста, где предметно-игровая
обстановка выступает в качестве
пускового момента
Следует помнить, что игрушки являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Они должны обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной.
При отборе игрушек для детей разных возрастных групп мы с вами должны учитывать все ее качества: функциональность, безопасность, привлекательность, эстетичность.
В сюжетных играх используются
преимущественно сюжетно-
Более подробно о видах игрушек Вы можете познакомиться в книге «Игра дошкольника» под редакцией С.Л. Новоселовой, а также в книге С.Л. Новоселовой и Н.А. Реуцкой «Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений».
Организация игрового пространства является важной педагогической задачей, от правильного решения которой зависит развитие самостоятельной игры детей дошкольного возраста..
Необходимо так оформить
и наполнить игрушками
Для развития детской активности на первоначальной стадии развития игры необходимы игрушки, которые имитируют реальные предметы, знакомые детям по их смысловому назначению. При этом масштаб игрушек должен соответствовать размеру руки ребенка, его росту.
Для стимулирования первых
самостоятельных игр ребенка
достаточно 2-3 игрушки, имеющих между
собой смысловую связь. По мере овладения
способами игровой деятельности
организация предметно-игровой
Когда подводим детей к
сюжетам через игровые
Также на втором этапе развития игровой деятельности вносится дополнительная атрибутика: халаты, каски и т.п., которая облегчает выбор роли.
Детям надо предлагать однозначные игрушки (например, утюг, пианино и т.д.), с помощью которых легко изменять сюжетную ситуацию. Такие однозначные игрушки ценны тем, что их можно использовать в разнообразных по тематическому содержанию играх, творчески изменять сюжет.
Значение игрушки для
развертывания самостоятельной
игры детьми старшего дошкольного возраста
также специфично. Если в игре малышей
предметная обстановка определяет сюжет,
то старшие дошкольники сами конструируют
предметно-игровую ситуацию в зависимости
от выбранной темы и намеченного
хода игры. Поэтому в игровом пространстве
необходимо иметь произвольно
Помните, что искусство
педагогов заключается в
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЮЖЕТНЫХ ИГР ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Работа в больнице
Ознакомление с окружающим |
Обучающие игры |
Предметно-игровая среда |
Активизирующее общение |
Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Цель: уточнить знания детей о работе медицинской сестры, познакомить с медицинскими инструментами. Уточнить знания детей: что делает медсестра в детском саду. |
Индивидуальные совместные со взрослым игровые ситуации: Ребенок – роль: медсестра; взрослый – роли: ребенок; воспитатель; родитель. |
Изготовление рецептов, игрушечных таблеток, порошков. |
Обращение к ребенку, пришедшему после болезни: Вы сегодня кому справку отдавали? А что сказала наша медсестра? |
Экскурсия к больнице . Цель: знакомство с работой машины «скорой помощи». |
Индивидуальные игры совместно с взрослым: Ребенок – роль: шофер «скорой помощи»; взрослый – роли: врач, медсестра. больной |
Изготовление атрибутики к игре «Больница»: белый халат для медсестры и врача, красный крест для машины «скорой помощи». |
|
Беседа ( с мамой Максима Ч.) Цель: рассказать о работе врача, о том как врач работает вместе с медсестрой, подчеркнуть их взаимодействие в работе. |
Индивидуальные игровые Ребенок – врач; Взрослый – медсестра, больной, другой врач. |
Вопросы к детям: -Ты болела? -Что у тебя болело? -Как тебя лечили? | |
Чтение художественной литературы: К. Чуковский « Доктор Айболит»; А. Кардашова «Наш доктор». Цель: создать образы врачей для передачи их детьми в играх. |
Создание панно: пейзаж большое дерево с красным крестом. |
Сюжетная игра « Транспорт»
Знакомство с транспортом
Ознакомление с окружающим |
Обучающие игры |
Предметно-игровая среда |
Активизирующее общение |
Занятие 1. «Прогулка по городу». Цель: уточнить и расширить знания детей о транспорте, приобщать детей к культуре поведения в транспорте. |
Дидактическая игра «Соберем машину» Цель: закрепить части машины |
Сделать макет улицы совместно с детьми. Приобрести маленькие машинки, человечков. |
Вопросы к детям : -Как вы сегодня шли в детский
сад? Как машины едут по |
Занятие 2. «Улица полна неожиданностей». Цель: расширить представления детей о правилах поведения на улице и во дворе. |
Индивидуальные игровые ситуации с использованием макета улицы: персонажи- шофер, милиционер, пешеходы |
Утверждение: «На улице много опасностей. Надо быть внимательными, переходить улицу осторожно Как?» | |
Беседа . «Труд шофера» Цель: познакомить детей с трудом
шофера, его простейших отношений
с другими людьми, о помощи, которую
оказывают машины людям, создать
целостное представление о |
Индивидуальные игровые Ребенок – роль: шофер; Взрослый – роли: пассажир, милиционер, автослесарь. |
Изготовление рулей, светофора. |
Утверждение: «Да, шофер должен знать правила дорожного движения, должен знать как устроена машина.» |
Занятие «Транспорт специального назначения». Цель: закрепить знание детей о машинах специального назначения. |
Игровые ситуации: шофер «скорой помощи», автобуса, овощной машины. Воспитатель занимает позиции второстепенных ролей: врач, пассажир, продавец овощного магазина. Дидактическая игра «Трамвай» с целью закрепления особенностей передвижения разного транспорта. |
Изготовление с детьми рисунков, которые будут отличительными знаками специальных машин. |
Подтверждение: Да, многим машинам всегда зеленый цвет. Почему? |
Прогулки: «Наблюдение за транспортом» и «знакомство с островком безопасности» Цель: Познакомить детей с |
Игровые ситуации с показом жестов регулирования: «остановиться», «приготовиться», «проезд разрешен», «переход» |
Приобретение жезла, изготовление дорожных знаков «переход», «осторожно, дети», «одностороннее движение, «двухстороннее движение» |
Объяснение: « Если бы милиционер был на посту аварии бы не произошло» |
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Моя улица»,»Светофор»; С. Маршак «Милиционер» |
Игры с использованием макета улицы (режиссерские игры) |
Активизация и обогащения словаря, поощрение желания рассказать. |