Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ: теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках рсского языка.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».
3. Изучить состояние здоровья учащихся начальных классов.
4. Теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка

Содержание

Введение
Глава І Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
1.1 Понятие и сущность здорового образа жизни
1.2 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка
Глава II. Эксперементальное исследование состояния здоровья у учащихся начальных классов
2.1.Изучение исходного уровня здоровья учащихся начальных классов, анализ медицинских карт
2.2.Методические рекомендации для педагогов по формированию здорового образа жизни на уроках русского языка младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

Под образом жизни большинством людей понимается устойчивый, сложившийся  в определенных общественно-экологических  условиях способ жизнедеятельности  человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления.

По мнению Э.Н.Вайнера, понятие  образа жизни следовало бы определить как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. В таком определении особенно следует выделить культурологический аспект, который подчеркивает, что  образ жизни не тождественен условиям жизни, которые лишь опосредуют и  обусловливают образ жизни материальными  и нематериальными факторами. Культура же человека в контексте рассматриваемого вопроса означает, что человек  в силу освоенных им знаний и жизненных установок сам выбирает себе образ жизни с учетом ее условий.

Важнейшее значение в обеспечении  образа жизни приобретает личностный компонент, который предполагает установление образа жизни в зависимости от наследственных типологических особенностей человека, наследственно обусловленных  или приобретенных заболеваний  либо нарушений состояния его  регуляторно-адаптивных систем или  иммунитета, уровня валеологического воспитания, жизненных целевых установок, имеющихся доступных социально-экономических  условий. Закономерной следует считать  индивидуальную адресность образа жизни, которая должна в качестве исходных посылок включать выше указанные  факторы, а также экологические, региональные и т.п.

Следовательно, образ жизни - это биосоциальная категория, интегрирующая  представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся  его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и  духовных потребностей, правилами индивидуального  и общественного поведения.

Ю.П.Лисицин включает в  образ жизни четыре категории: экономическую - уровень жизни, социологическую - качество жизни, социально-психологическую - стиль  жизни и социально-экономическую - уклад жизни. При равных первых двух категориях здоровье людей в  очень большой степени зависит  от стиля и уклада жизни, которые  в большой степени обусловлены  историческими традициями, закрепленными  в сознании людей.

Двадцатый век дал людям  электричество, радио, телевидение, современный  транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные  способы и средства лечения болезней. Однако, двадцатый век принес уменьшение объема двигательной активности человека, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химического загрязнения  внешней и внутренней среды и  другие негативные явления, связанные  с научно-техническим прогрессом. Реже обращают внимание на существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.

Тысячи поколений наших  предков жили и работали в тесном общении с природой, синхронно  природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой трудовой настрой, свой режим жизни. Теперь же люди живут  в ритме производственного цикла, одинаково в любое время года.

Образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, информационной загруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами  и т.д., что приводит в конечном счете к развитию так называемых болезней цивилизации.

Наиболее плавно взаимосвязь  между образом жизни и здоровьем  выражается в понятии «Здоровый  образ жизни». Здоровый образ жизни  можно рассматривать как вид  жизнедеятельности, способствующий укреплению здоровья и его сохранению (С.В.Попов).

Здоровый образ жизни  объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных  для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении  формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного  здоровья.

Б.Н.Чумаков считает, что  здоровый образ жизни - активность людей, направленная на сохранение и улучшение  здоровья. Образ жизни человека и  семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни  целенаправленно и постоянно.

Если характеризовать  здоровый образ жизни, то в нем  выделено восемь основных позиций, оказывающих  наиболее благоприятное воздействие (влияние) на здоровье. Каждая из позиций  здорового образа жизни характеризуется психофизиологической удовлетворенностью, что положительно сказывается на состоянии здоровья.

Противоположная позиция  характеризует нездоровый образ  жизни, связанный с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые рано или поздно бумерангом отразятся на нервно-психологическом  статусе как первой ступеньке  начала каких-то симптомов заболевания  организма.

«Где тонко, там и рвется» - изречение, которое подходит для  характеристики отрицательного воздействия  на здоровье человека нездорового образа жизни.

Формирование здорового  образа жизни является главным рычагом.

Гиппократ специфическим  элементом здорового образа жизни  считал здоровье человека, а Демокрит - духовное начало. Стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, поскольку  не охватывает всего многообразия взаимосвязей функциональных систем, формирующих  организм человека, и связей самого человека с природой - всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности  и здоровья. Исходя из указанных  предпосылок структура здорового  образа жизни по Э.Н.Вайнеру (1998 г.) должна включать следующие факторы: оптимальный  двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование. Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.

Отсюда понятно, насколько  важно, начиная с самого раннего  возраста, воспитывать у детей  активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье

 

1.2 Условия формирования  здорового образа жизни младших  школьников на уроках русского  языка

Главный ориентир современной  школы – воспитание полноценной  личности, личности активной, здоровой нравственно и физически, способной  к творческой деятельности.

Но за годы обучения в  школе ребёнок не только формируется  как личность, он растёт. В его  организме происходят важнейшие  изменения. И проблема сохранения здоровья становится и остаётся одной из основных.

Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать  который может и должна школа.

В соответствии с законом  РФ “Об образовании” здоровье человека отнесено к приобретённым направлениям государственной политики в области  образования. В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению  здоровья детей школьного возраста.

Винить только школу в  “нездоровье” детей было бы не совсем правильным. Ведь существуют факторы, которые влияют на здоровье детей. Это  и экологические, и биологические, и социокультурные.

Тем не менее, по данным Министерства Образования России, среди причин явного неблагополучия со здоровьем  учащихся 21% составляют факторы внутришкольной среды.

Сюда можно отнести  следующие факторы:

Интенсификация учебного процесса;

Нерациональная организация  учебной деятельности (несколько  контрольных работ в один день; к/р после выходного дня)

Санитарно-гигиенические  условия;

Психологический фон во время  занятий;

Организация учебного процесса;

Организация физкультурно-оздоровительной  работы;

Динамика заболеваемости;

Функциональная неграмотность  родителей, педагогов в вопросах охраны и здоровья детей;

Направления здоровьесберегающих  технологий;

Несоответствие методик  и технологий обучения возрастным и  функциональным возможностям школьников.

Чем крепче здоровье ребёнка, тем эффективнее будет и обучение. Нужно, чтобы урок способствовал  не только интеллектуальному развитию, но и сохранял и укреплял здоровье школьника. Поэтому необходимо построить  весь учебно-воспитательный процесс  так, чтобы учебные занятия не снижали, а увеличивали резервы  сохранения здоровья учащихся. Здесь  на первый план выходят здоровьесберегающие  технологии. Это приёмы, методы, способы  решения образовательных и воспитательных задач, методика воспитания устойчивого  интереса к здоровому образу жизни, которая должна являться основой  базисного учебного плана. Эти технологии должны стать приоритетными в  работе школьных педагогических коллективов.

Педагоги видят выход  решения ситуации в овладении  необходимыми здоровьесберегающими приёмами и методами.

 Здоровьесберегающие  технологии - предполагают совокупность  педагогических, психологических и  медицинских воздействий, направленных  на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения  к своему здоровью.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая  важнейшие характеристики образовательной  среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Считаю, что  здоровье подрастающего человека –  это главная проблема современной  школы и не только социальная, но и нравственная.

 Основной формой организации  учебной работы был и остаётся  урок, на котором должно использоваться  всё умение учителя и другие  резервы по решению данной  проблемы. Каждый новый урок –  это ступенька в знаниях и  развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока. Русский язык– серьёзный и сложный предмет. На этом уроке учащимся приходится много писать, а потому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Важная составная часть  здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация  урока. Показателем рациональной организации  учебного процесса являются:

 Объем учебной нагрузки  – количество уроков и их  продолжительность, включая затраты  времени на выполнение домашних  заданий; 

 Нагрузка от дополнительных  занятий в школе; 

 Занятия активно-двигательного  характера: динамические паузы,  уроки физической культуры, спортивные  мероприятия и т.п. 

 От соблюдения гигиенических  и психолого-педагогических условий  проведения урока в основном  и зависит функциональное состояние  школьников в процессе учебной  деятельности. Для повышения умственной  работоспособности детей, предупреждения  преждевременного наступления утомления  и снятия у них мышечного  статического напряжения, следует  проводить физкультминутки и  другие оздоровительные моменты  на уроке – их место, содержание  и продолжительность (норма –  15-20 минут урока, по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя  повторениями каждого упражнения), кроме того проводить  эмоциональную  разрядку, следить за соблюдением  учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы  и чередованием в течение урока  (средняя продолжительность и  частота чередования различных  видов учебной деятельности; ориентировочная  норма – 7-10 минут). Обязательное  условие эффективного проведения  физкультминуток – положительный  эмоциональный фон. Выполнение  упражнений со скучающим видом,  нехотя, как бы делая одолжение  учителю, желаемого результата  не даст, скорее, наоборот.

Здоровьесберегающее обучение направлено на– обеспечение психического здоровья учащихся.

Достигается через:

-учет особенностей класса (изучение и понимание человека);

-учет периодов работоспособности  детей на уроке (период   «врабатываемости», период высокой  продуктивности, период снижения  продуктивности с признаками  утомления);

 учет возрастных и  физиологических особенностей ребенка  на занятиях (разных видов деятельности  на уроках, их продуктивность);

-наличие эмоциональных  разрядок на уроках;

- создание благоприятного  психологического фона на уроке; 

 использование приемов,  способствующих появлению и сохранения  интереса к учебному материалу; 

- наличие в содержательной  части урока вопросов, связанных  со здоровьем и здоровым образом  жизни; демонстрация, прослеживание  этих связей; формирование отношения  к человеку и его здоровью  как к ценности;

- создание условий для  самовыражения учащихся; инициацию  разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

 Успешность любой педагогической  технологии зависит от личности  учителя и психологически грамотной  направленности его педагогической  деятельности.

Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению  мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

 И чтобы результативно  реализовать здоровьесберегающую  технологию в педагогической  деятельности, применяются образовательные  технологии по их здоровьесберегающей  направленности:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной  системы ставится личность ребёнка, обеспечивающая  комфортные условия  её развития и реализации природных  возможностей.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как  создающую все условия для  реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

 Проявления гуманного  отношения к детям, перечисленные  в качестве факторов учебно-воспитательного  процесса, такие как любовь к  детям, и оптимистичная вера  в них, отсутствие прямого принуждения,  приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам,  в сочетании с проявлениями  демократизации отношений – правом  ребёнка на свободный выбор,  на ошибку, на собственную точку  зрения – оказывают благоприятное  воздействие на психику учащихся  и способствуют формированию  здоровой психики и, как следствие,  высокого уровня психологического  здоровья.

Информация о работе Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка