Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 07:43, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать средства, обеспечивающие развития учебно–исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1)проанализировать развитие начального математического образования с целью выявления исторических аспектов развития предмета исследования;
2) изучить психолого – педагогические основы учебно – исследовательской деятельности школьников;
3) выявить и обосновать средства развития учебно – исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.
Введение 3
§1.Начальное математическое образование (история, 6
современность, перспективы)
§2.Психолого – педагогические основы учебно – 16
исследовательской деятельности школьников
§3. Исследовательские задания как средство развития учебно- 31 исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики
Заключение 45
Литература 48
Приложение
- «Умение решать задачи, хотя оно и носит общий характер, поддается развитию, как и все другие, но для этого нужна особая система упражнений, направленная на то, чтобы формировать у школьников потребность в творческом мышлении, интерес к самостоятельному решению задач - проблем, а, следовательно, и к поиску наиболее рациональных приемов их решения».
-«Полная сознательность усвоения может быть достигнута учеником только при условии, если он не пассивно воспринимает сообщаемый новый материал, а активно оперирует им».
-«Следует избегать не только чрезвычайно трудного, но и чрезвычайно легкого для усвоения учеником материала, когда в процессе усвоения для него не возникает не каких проблем или задач, требующих умственных усилий».
В книге не только отмечена
роль сравнений и
Большой вклад в развитии методики обучения математике внесли работы П.М. Эрдниева. Под его руководством было проведено экспериментальное исследование с целью обоснования идеи укрупнения дидактических единиц в процессе обучения детей математике (метод УДЕ).
Обучение, построенное в соответствии
с этой идеей, оказывается
эффективным для повышения
б) одновременное изучение взаимно обратных действий;
в) преобразование
В числе исследований, которые сыграли неоценимую роль в развитии методики начального обучения, следует назвать два: одно под руководством Л.В. Занкова (1957г), другое - под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова (1959г). И хотя объектом экспериментального исследования Л.В. Занкова являлись не отдельные учебные предметы, а дидактическая система, охватывающая все начальное обучение, тем не мнение разработанные в лаборатории дидактические принципы (обучение на высоком уровне трудности, изучение программного материала быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание школьниками процесса учения; целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых) могли служить действенной основой для совершенствования методики обучения математике [4.75].
Широкомасштабный эксперимент,
В исследовании
под руководством Д. Б.
Параллельно с психолого–педагогическими проводились исследования методического характера, нацеленные на подготовку реформы начального образовании. Разрабатывались варианты программ, создавались экспериментальные учебники[16.22].
Огромный вклад в подготовку реформы математического образования внесли ученые–методисты М.И.Моро, А.С. Пчелко,
М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова,
Н.В. Меленцова, Е.М.Семенов, П.М.
Эрдниев, И.К.Андронов, Ю.М.Колягин. В подготовке
реформы начального образования активное
участие приняли психологи Н.А. Менчинская,
А.А Люблинская [8.27].
В результате проведенных
Модернизации предметного содержания начального математического образования сопровождалось указаниями:
-одна из важных воспитательных задач, связанных с изучением курса математики, - развитие познавательных способностей учащихся;
- занятия математикой должны способствовать воспитанию у детей самостоятельности, инициативы, творчества, культуры труда;
-обучение и развитие при изучении математического материала должны осуществляться в неразрывной связи друг с другом.
Однако реализации этих указаний в школьной практике оказалась, пожалуй, еще более сложной задачей, нежели внедрение нового содержания единого НКМ. «Учителя получили новые программы и приступили к их осуществлению, понятия не имея о новой методике», - пишет Ш. А. Амонашвили. И далее: «Вскоре выяснилось, что детям трудно учится по этой системе. И вместо того, чтобы знакомить учителя с новыми подходами к ребенку и к обучению, начали выхолащивать программы» [10.62].
Задача развития ребенка в
процессе обучения так и
В 70–80-е годы тысячи школьников работали по системе Л.В. Занкова, продолжался эксперимент по системе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, активно внедрялась в школьную практику система УДЕ, проводился эксперимент А.М. Пышкало и К.И. Нешкова, в котором проверялась возможность построения НКМ на теоретико-множественной основе. И вот уже в методике начального обучения математике уважаемые авторы ориентируют будущих учителей на то, что при определении задач и содержания начального обучения математике методическая наука исходит из того, чтобы «давать учащимся прочные знания основных наук, формировать у них высокую коммунистическую сознательность. Готовность к жизни, к сознательному выбору профессии». В этот же период ведущие методисты –математики стараются донести до сознания будущих учителей математике идею, что ведущая цель в обучении математике должна быть направлена на развитие математического мышления учащихся, а иные цели должны быть подчинены ей и сориентированы на продолжение образования в высшей школе. Обеспечение потребностей практической деятельности, поддержку политического компонента школьного образования.
Первые
сдвиги появились в программе
по математике для 1-4 классов(1986г),
где отмечалось, что на начальную
школу возлагаются задачи
Начало 90-х годов знаменуется внедрением в школьную практику различных инноваций, новых технологий обучения, вариативных авторских программ и учебников. На волне этого инновационного движения «Российское начальное образование приобретает развивающий характер». На передний план выдвигаются задачи становления у ребенка интереса к учению, формирование учебной самостоятельности и необходимых для нее умений, связанных с осознанием учебной задачи, с поиском ее решения, с выполнением различных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения), с организацией контроля за своими действиями и их оценкой [8.112].
С 1991-1992 учебные года началась массовая апробация в школах России развивающих систем Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова, в наибольшей степени реализующих своим содержанием новые цели обучения.
С 1995-1996 учебные года обе системы были введены в практику работы общеобразовательных учреждений как вариантные наряду с традиционной. С этого времени вариантное образование в начальной школе России можно рассматривать на двух уровнях:
-первый: вариативность целостных систем начального образования традиционная(1-3кл. и 1- 4кл.), система Л.В. Занкова и система Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова;
-второй: вариативность предметных уроков внутри образовательных областей выше названных образовательных систем.
Как
показала практика
В новом
образовательном пространстве
На сегодняшний
день обучения математике
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития образования существуют различные подходы к изучению математике в начальной школе, каждый из которых имеет свои методы, цели, приемы и принципы. В данном параграфе мы рассмотрели работы исследования в развитии математического образования психологов и дидактов, как Л,С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.С. Пчелко, Н.А. Менчинской и т.д. Они отмечают, что целью обучения должно являться овладение учащимися собственной деятельностью, позволяющим им подняться с уровня «обучения» на уровень «самообразования». Рассмотрели современные подходы к изучению математики в начальной школе.
Одно из важнейших направлений совершенствования начального математического образования мы видим в целенаправленном формировании интеллектуальных умений. Осмысление на методическом уровне таких задач, как становление у ребенка интереса к учению, формирования учебной самостоятельности и необходимых для нее умений – актуальная задача современной методической науки.
§ 2. Психолого-педагогические основы учебно-исследовательской
деятельности
На современном этапе развития образовательной школы большинство педагогов сходятся во мнении, что наиболее важной целью любого курса обучения является пробуждение в детях активных исследовательских интересов.
Одним
из первых сторонников
В России идея
Во второй половине XIX века началась практическая реализации данного метода (Г. Амстронг, А.Я.Герд, Ф. Даниеман и др.). В 20-30-е годы XX века активно разрабатывают ИМ отечественные педагоги Б.В.Всесвятский, Б.Е.Райков, В.Ю. Ульянинский, В.В. Половцов, М.А.Рыбников, М.Н.Салтыков и др.
В этот период
Информация о работе Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики в начальных классах