Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Задачи, решавшиеся нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. С одной стороны, это был анализ теоретического и фактического материала, накопленного в избранной нами части науки, а с другой – использование таких исследовательских методов, как наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, тестирование, интервьюирование. Неоднократное сопоставление данных, полученных разными методами, позволило дать более глубокий анализ материалов, накопленных в ходе исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
5
1 Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко……………………………..
8
2 Методика организации воспитательного процесса………………………...
15
3 Социально-педагогические подходы к воспитанию в опыте
А.С. Макаренко………………………………………………………………..
22
4 Применение социально-педагогических подходов А.С. Макаренко в
МБОУ СОШ № 2 ст. Крыловской…………………………………………..

30
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников………………………………………….
39
41

Вложенные файлы: 1 файл

osnovnaya_chast.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию – все это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически [5].

Центр. Обычно управление детским учреждением сосредоточивается в кабинете директора или его помощника по учебно-воспитательной части.

Кабинет директора должен находиться в том корпусе, в котором протекает жизнь коллектива, где находятся спальни, столовая, клубы, в школе – в главном школьном здании. Каждый воспитанник имеет право всегда зайти в эту комнату по делу, не спрашивая разрешения.

Стиль поведения воспитанников  в кабинете педагогического руководителя и совета командиров должен стать определенной традицией в коллективе: сдержанность, вежливость, расположенный деловой тон [12].

Не нужно в детских  учреждениях устанавливать какую-нибудь обязательную субординацию – обращаться только через ближайшее начальство: учителя, воспитателя, командира или бригадира. Конечно, в тех случаях, когда воспитанник злоупотребляет своим правом и обращается к педагогическому руководителю по вопросу, который может быть разрешен в ближайшей инстанции, такому воспитаннику нужно всегда разъяснить его ошибку [12].

Санкомиссия. Для учреждения в 500 человек санкомиссия должна состоять не менее чем из семи человек. Санкомиссия избирается на полгода общим собранием коллектива. В санкомиссии обязательно участвует врач учреждения. Решения санкомиссии обязательны не только для воспитанников, но и для всех сотрудников учреждения.

Работа санкомиссии  заключается в следующем:

- наблюдение за чистотой помещений, общих залов, классов, спален, столовой, кухни, коридоров, квартир сотрудников, двора, складских помещений;

- особое наблюдение за чистотой посуды, кухонных принадлежностей, тары, в которой перевозится пища;

- наблюдение за чистотой тела воспитанников и регулировка всех вопросов, связанных с купанием, пользованием баней и прачечной;

- наблюдение за регулярной сменой белья и костюмов;

- принятие мер для предотвращения эпидемий;

- скорая помощь в несчастных случаях;

- участие в мероприятиях по охране здоровья воспитанников [12].

Таким образом, каждый из вышеперечисленных компонентов  играет немаловажную роль в воспитании личности в коллективе, и лишь в своей совокупности они составляют наиболее эффективную методику организации воспитательного процесса.

 

3 Социально-педагогические подходы к воспитанию в опыте А.С. Макаренко

 

 

А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, основными социально-педагогическими подходами к воспитанию которой являются:

- воспитание личности в коллективе  и через коллектив;

- воспитание личности в семье;

- трудовое воспитание  личности;

- воспитание личности в ходе  игры [13].

Остановимся подробнее на каждом из подходов выдающегося педагога-новатора.

Воспитание личности в коллективе и через коллектив. Основополагающий принцип воспитательной системы  А.С. Макаренко – воспитание личности в коллективе [14]. Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива.

Педагог-новатор выявил четыре этапа развития коллектива [15]. Первый этап – становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т. е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяется характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива – педагог, от которого исходят все требования. Второй этап – усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит пользу, а что вред коллективу. Коллектив на втором этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Третий этап и последующие этапы – расцвет коллектива. Уровень и характер требований – более высокие требования к себе, чем к своим товарищам – свидетельствует об уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива – общий опыт, одинаковые оценки событий. Четвертый этап развития – этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Следует отметить, что  между этапами развития нет четких границ. Последующий этап не сменяет  предыдущий, а добавляется к нему.

Также А.С. Макаренко подчеркивал, что во всех коллективах создаются  свои традиции. Традиции – это такие  устойчивые формы коллективной жизни, которые помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают, украшают коллективную жизнь [14]. Традиции бывают большие и маленькие. В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения.

Особое внимание педагог  уделял цели, способной увлечь и  сплотить коллектив, ее А.С. Макаренко называл перспективой. В воспитательном процессе он различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Далекая перспектива – это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия [11].

А.С. Макаренко выдвинул принцип параллельного действия. В его основе – требование воздействовать на школьника не непосредственно, а  опосредованно, через первичный  коллектив. Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием, по крайней мере, трех сил – воспитателя, актива и всего коллектива. А.С. Макаренко советовал пользоваться данным принципом очень осторожно, так как коллектив может наказать провинившихся очень сурово.

Большое значение А.С. Макаренко  придавал стилю внутриколлективных отношений [16]. Отличительными признаками сформированного коллектива он считал:

- постоянную готовность  воспитанников к действию;

- ощущение собственного  достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;

- дружеское единение  его членов;

- ощущение защищенности  каждого члена коллектива;

- активность, проявляющуюся  в готовности к упорядоченному, деловому действию;

- привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах [14].

Воспитание личности в семье. «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны… Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слёзы, это – наша вина перед другими людьми, перед всей страной» [17]. Эти слова А.С.Макаренко до сих пор являются частью воспитательной программы, которая нацелена на воспитание полноценного, добропорядочного гражданина.

Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного  воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка [18].

В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в  ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим. Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не поддаваться их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет. Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания [18]. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребёнка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых её членов, но и всем образом жизни. А.С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей.

Первым он называет авторитет  подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета – это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов            А.С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, доброты, дружбы, подкупа. Последний он считал наиболее безнравственным, нередко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А.С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей [18].

Также А.С. Макаренко выделил  три стиля отношения родителей  к своим детям – авторитарный, либеральный (попустительский), демократический [19].

Авторитарный стиль характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности.

Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

Трудовое воспитание личности. А.С. Макаренко говорил, что правильное коммунистическое воспитание не может быть нетрудовым. Наше государство – это государство трудящихся. В нашей Конституции написано: «Кто не работает, тот не ест». И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности советского человека. Тот, кто не имеет привычки к труду, не знает, что такое трудовое усилие, кто боится «трудового пота», тот не может видеть в труде источник творчества. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека [21].

А.С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. Из неинтересной обязанности, каким является труд для новичков, он постепенно становится источником творчества, предметом гордости и радости, как, например, описанный в «Педагогической поэме» праздник первого снопа. В учреждениях, которыми руководил Макаренко, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду [20].

Говоря о постановке трудового воспитания в школе  и семье,           А.С. Макаренко считал, что следует  в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать  у них умение ориентироваться  в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда. 
«Участие в коллективном труде, – говорил А.С. Макаренко, – позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда» [21].

Информация о работе Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко