Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 21:43, автореферат

Краткое описание

Задачи:
- изучить и критически осмыслить исторический путь становления и развития методов воспитания профессионального видения художника с целью систематизации и обобщения опыта, накопленного предыдущими поколениями художников-педагогов;
- проанализировать особенности зрительного восприятия начинающего рисовальщика и профессионального художника в изобразительной деятельности, показать их принципиальное различие и причины этого явления;
- выявить комплекс качеств, составляющих структуру и содержание понятия «профессиональное визуальное восприятие художника»;
- определить комплекс общенаучных, психофизиологических, психолого-педагогических и дидактических принципов, служащих научно-теоретической базой решения проблемы, и обосновать возможность целенаправленной работы глаза в процессе формирования зрительного образа натуры и изображения;
- разработать и обосновать методическую систему формирования визуального восприятия студентов ХГФ на академических занятиях по рисунку и живописи;

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 62.92 Кб (Скачать файл)

- изучение и  обобщение практического опыта  зарубежной и отечественной художественной  педагогики по проблеме постановки  глаза художника, рабочей практики  обучения рисунку и живописи  на художественно-графических факультетах  вузов, отделений художественного  образования факультетов искусств, художественно-графических отделений  педагогических колледжей и иных  образовательных учреждений;

- комплекс методов эмпирического  исследования: педагогические наблюдения  за учебно-творческой работой  студентов, беседы, анкетирование,  тестирование и опрос педагогов,  студентов и абитуриентов художественно-графических  факультетов;

- методы сравнительного  анализа: анализ учебно-творческой  деятельности студентов, экзаменационных,  учебных и творческих работ  студентов по рисунку, живописи, другим дисциплинам изобразительного  комплекса, анализ творческих  работ художников;

- целенаправленное наблюдение  за поведением и процессом  работы студентов на занятиях  по рисунку и другим специальным  предметам;

- моделирование  методической системы организации целенаправленного формирования визуального восприятия студентов ХГФ в рамках программы по рисунку и живописи для 1-2 курсов образовательной ступени бакалавр;

- педагогический  эксперимент (констатирующий, поисковый,  формирующий, сравнительный), экспериментальное  обучение по намеченной системе, обработка результатов эксперимента и внедрение их в практику;

- творческая работа  в области живописи в технике  акварели в жанрах натюрморта  и портрета, анализ творческого  опыта и его результатов (самоанализ  собственной творческой и педагогической  деятельности).

Научная новизна и теоретическая  значимость заключаются в следующем:

- создана концептуальная  система обучения основам изобразительной  грамоты на академических занятиях  по рисунку и живописи студентов  художественно-графических факультетов  университетов; процесс формирования  визуального восприятия в изобразительной  деятельности впервые рассмотрен  комплексно и системно как  самостоятельный фактор;

- в рабочую практику  и методику преподавания изобразительного  искусства введён системный, комплексный,  деятельностный подход к формированию  и совершенствованию профессиональных  качеств визуального восприятия  художника в развивающих, личностно  ориентированных педагогических  технологиях, что содействовало  развитию на их основе изобразительных  и творческих способностей испытуемых  и позволило по-новому решить  проблему профессиональной и  специальной подготовки выпускников  художественно-графических факультетов; предпринята попытка дифференцировать эту проблему глубже и вычленить комплекс способностей, составляющих структуру профессиональных качеств визуального восприятия художника;

- изучены закономерности развития визуального восприятия рисующих как важнейшего средства повышения уровня профессиональной подготовки студентов; выявлены условия, пути и методы педагогических воздействий, которые дают возможность организовать процесс целенаправленного формирования восприятия в неразрывной связи с другими задачами обучения изобразительной грамоте и развития творческих способностей студентов на академических занятиях по рисунку и живописи;

- разработана и  проверена на практике методическая  система формирования и развития  основных способностей, составляющих  структуру профессиональных качеств  визуального восприятия, на основе  комплексного деятельностного подхода  к формированию способностей  в процессе овладения умениями  и навыками выполнения целостного  изображения; 

- разработана и  апробирована система методов  активизации визуального восприятия  начинающих в учебной и творческой  изобразительной деятельности.

В настоящем исследовании поставлена и решена актуальная крупная  научная проблема формирования и  совершенствования визуального  восприятия в изобразительной деятельности студентов художественно-графических  факультетов средствами академического рисунка и живописи. Теоретические  положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, создают предпосылки  для научно-педагогического обеспечения  профессиональной и специальной  подготовки выпускников художественно-педагогических учебных заведений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе теоретических положений и выводов даны конкретные методические рекомендации по развитию системы обучения рисунку и живописи студентов художественно-педагогических учебных заведений; разработаны научно-методические рекомендации для педагогов вуза, предложены научно обоснованные подходы к разработке системы заданий и упражнений для обучения рисунку и живописи. Материалы исследования могут быть использованы в процессе совершенствования учебных планов и программ по рисунку и живописи в педагогических учебных заведениях, а также при проведении лекционных и практических занятий по рисунку и живописи и при подготовке учебных и методических пособий по спецдисциплинам для студентов I-2 курсов художественно-графического факультета в условиях осуществляемой в настоящее время модернизации общеобразовательной и профессиональной школы. Результаты и выводы диссертации могут явиться основой дальнейших исследований по данной проблеме.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается научно-теоретическим обоснованием, базирующимся на строгом соответствии основополагающим методам научного исследования, фундамент которого составили капитальные труды отечественных и зарубежных учёных в области философии, эстетики, психологии, педагогики, теории и методики обучения изобразительному искусству; адекватностью целей, задач, логики исследования разработанной и реализованной комплексной методике; репрезентативностью экспериментального материала, длительной экспериментальной проверкой основных положений, выносимых на защиту, в многолетней педагогической и творческой практике автора, воспроизводимостью эффективной работы предложенной методической системы при использовании её в других учебных заведениях региона, возможностью сопоставления полученных данных и сформулированных выводов с массовым педагогическим опытом; всесторонним критическим анализом опытно-экспериментальной работы и объективной оценкой её результатов коллективом независимых экспертов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, всероссийских и региональных научных и практических конференциях и семинарах-совещаниях по вопросам совершенствования художественно-педагогического образования в Москве, Карачаевске, Орле, Ростове-на-Дону, на межвузовских научных конференциях Курского государственного университета, Воронежского государственного педагогического университета, Липецкого государственного педагогического университета. Результаты работы регулярно обсуждались на заседаниях кафедры рисунка КГУ, кафедры живописи МГОУ и успешно используются преподавателями художественно-графического факультета КГУ.

Основное содержание и материалы исследования опубликованы в трёх учебных пособиях для студентов  художественно-графического факультета различных форм обучения и других публикациях общим объёмом свыше 41 п.л.

Основные положения  диссертации реализованы в рабочей  практике художественно-графических  факультетов Курского государственного университета, Орловского государственного университета, Воронежского государственного педагогического университета, кафедры  живописи Воронежской государственной  академии искусств, художественно-графических  отделений Бутурлиновского (Воронежская  область) и Обоянского (Курская область) педагогических колледжей, Железногорского (Курская область) художественного  училища. Результаты исследования в  виде учебных пособий и методических рекомендаций по организации визуального  восприятия в изобразительной деятельности, научно-методических статей и тезисов  докладов открыты для широкого внедрения  в учебный процесс различных  художественных и педагогических учебных  заведений.

На защиту выносятся следующие положения:

- научно-теоретическое  обоснование содержания и структуры  профессиональных качеств визуального  восприятия художника;

- теоретическое  и методическое обоснование комплексной  методической системы совершенствования  профессионально значимых качеств  визуального восприятия студентов  ХГФ в учебной изобразительной  деятельности; вероятность успешного  формирования визуального восприятия  зависит от того, является ли  развитие способностей, входящих  в структуру профессиональных  качеств зрительного восприятия художника, объектом обучения и организуется ли их целенаправленное воспитание;

- целостная методическая  система формирования и совершенствования  профессиональных качеств визуального  восприятия студентов художественно-графических  факультетов средствами академического  рисунка и живописи, включающая  комплекс методов, методических  приёмов, средств организации  учебного процесса, упражнений и  заданий, направленных на целенаправленную  перестройку обыденного восприятия  на профессиональное, что даёт  возможность организовать воспитание  восприятия на принципах комплексного  деятельностного подхода к формированию  способностей в неразрывной связи  с другими задачами обучения  изобразительной грамоте и развития творческих способностей студентов на академических занятиях по рисунку и живописи;

- апробированная  система методов активизации  визуального восприятия начинающих  в учебной изобразительной деятельности, направленная на последовательное  формирование профессиональных  качеств зрительного восприятия художника.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. Объём основного текста составляет 304 страницы. Список литературы насчитывает 328 публикаций. В приложении даны таблицы и графики, отражающие результаты педагогических экспериментов и подтверждающие достоверность проводимых исследований.

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении сформулирована проблема и актуальность её исследования, степень её разработки в исторически обозримом опыте художественной педагогики, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, дано обоснование гипотезы, методологической базы, научной новизны и практической значимости, а также охарактеризованы основные результаты педагогического эксперимента и внедрения в практику научных и методических материалов исследования.

В первой главе «История становления и развития методов «постановки глаза» художника в процессе обучения изобразительной грамоте» исследуется опыт предшествующих поколений мастеров искусства в целенаправленном воспитании глаза художника, анализируются результаты научных поисков и достижений в области художественной педагогики, теории и методики преподавания специальных дисциплин, уделяется пристальное внимание наиболее близким нашей проблеме диссертационным исследованиям.

Вместе с эволюцией  изобразительного искусства и взглядов общества на его роль в жизни человека и государства меняется как само искусство, так и требования к  профессиональной подготовке художника, в том числе и к проблеме постановки глаза.

В теоретических  трудах и практических руководствах гениев Возрождения мы впервые встречаем  упоминания о необходимости специального воспитания зрительного восприятия художника. Выдающиеся представители  этой эпохи осуществили поистине революционный переворот в познании законов природы и человека, в  привлечении достижений научной  мысли на службу искусству, что позволило  им сделать величайшие открытия в  области геометрии, перспективы, анатомии, физиологии зрения, оптики. Тем не менее в их рабочей практике, особенно в области трактовки цвета, остаётся стойкая приверженность предметному цвету, передаче его постоянных неизменных устойчивых характеристик. По этой причине мы пока не встречаем в педагогических воззрениях представителей Ренессанса понимания необходимости формирования профессионального зрительного восприятия в том объёме, который бы охватывал все аспекты проблемы постановки глаза художника.

Своё дальнейшее развитие прогрессивные идеи педагогической мысли в области профессиональной подготовки художников получили в деятельности художественных академий. Здесь сложилась  стройная педагогическая система художественного  образования и воспитания, были разработаны  основы методики учебно-воспитательной работы. Начиная с XVII века постепенно настоящим «законодателем мод» в  европейской истории искусства  становится Франция. Уже в первой половине XIX века художники в своём  творчестве обращаются к непосредственной работе с натуры на открытом воздухе, что становится переломным моментом в развитии представлений о визуальном восприятии явлений пленэра с  его постоянно меняющимися трудноуловимыми  состояниями. Всё это потребовало  постепенного пересмотра способов и  приёмов организации зрительного  восприятия художника, методов обучения аконстантному восприятию живописных качеств цвета, других выразительных характеристик натуры.

Свое наивысшее  воплощение проблема воспитания и совершенствования  профессиональных качеств зрительного восприятия художника, а точнее художника-живописца, получила в творчестве и эстетике импрессионистов. Новый подход к искусству нёс с собой обогащение видения художника, расширение изобразительных возможностей живописи. Глаз живописца становится важнейшим и почти единственным инструментом познания действительности, а мгновенное, незамутнённое прошлыми представлениями и константными штампами обыденного житейского опыта зрительное впечатление является почти основным поводом и смыслом картины. Однако в отношении обучения искусству живописи, отвергая старую академическую систему, они предлагают молодым верить только самим себе и учиться у природы, в крайнем случае - на творческом опыте великих мастеров. По этой причине импрессионизм, во многом определивший дальнейший ход истории искусства в теоретическом, педагогическом и методическом плане, оказался, к сожалению, почти бесплоден.

Бесценный опыт в  деле специальной подготовки художника  накоплен русской академической  школой. Усилиями художников-педагогов  А.П. Лосенко, И. Урванова, Г.И. Угрюмова, А.И. Иванова, А.Е. Егорова, В.К. Шебуева  и др. русская художественная школа  постепенно вырабатывает свою, оригинальную, прогрессивную педагогическую систему. В дальнейшем история развития российской академической школы связана  с именами таких выдающихся деятелей, как К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, И.Н. Крамской, А.И. Куинджи, И.Е. Репин, В.А. Серов, П.П. Чистяков, И.И. Шишкин и др.

Наиболее полно  достижения русской академической  школы, да и весь прогрессивный опыт мировой художественной педагогики вообще, а также незаурядный личный педагогический дар сконцентрировались в деятельности выдающегося русского художника-педагога, «всеобщего учителя  всех русских художников» - П.П. Чистякова. Его педагогическая деятельность, отразившаяся на трёх поколениях русских художников, во многом определила исторический путь развития отечественного искусства. Заслугой Чистякова в историческом плане  является то, что его педагогическая система противостояла, с одной  стороны, засилию рутины в вырождающейся  Академии художеств, а с другой - влиянию всевозможных течений модернизма, процветавшего на Западе и постепенно проникавшего в Россию.

Информация о работе Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности