Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 21:43, автореферат
Задачи:
- изучить и критически осмыслить исторический путь становления и развития методов воспитания профессионального видения художника с целью систематизации и обобщения опыта, накопленного предыдущими поколениями художников-педагогов;
- проанализировать особенности зрительного восприятия начинающего рисовальщика и профессионального художника в изобразительной деятельности, показать их принципиальное различие и причины этого явления;
- выявить комплекс качеств, составляющих структуру и содержание понятия «профессиональное визуальное восприятие художника»;
- определить комплекс общенаучных, психофизиологических, психолого-педагогических и дидактических принципов, служащих научно-теоретической базой решения проблемы, и обосновать возможность целенаправленной работы глаза в процессе формирования зрительного образа натуры и изображения;
- разработать и обосновать методическую систему формирования визуального восприятия студентов ХГФ на академических занятиях по рисунку и живописи;
- изучение и
обобщение практического опыта
зарубежной и отечественной
- комплекс методов
- методы сравнительного
анализа: анализ учебно-
- целенаправленное наблюдение
за поведением и процессом
работы студентов на занятиях
по рисунку и другим
- моделирование методической системы организации целенаправленного формирования визуального восприятия студентов ХГФ в рамках программы по рисунку и живописи для 1-2 курсов образовательной ступени бакалавр;
- педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий, сравнительный), экспериментальное обучение по намеченной системе, обработка результатов эксперимента и внедрение их в практику;
- творческая работа
в области живописи в технике
акварели в жанрах натюрморта
и портрета, анализ творческого
опыта и его результатов (
Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в следующем:
- создана концептуальная
система обучения основам
- в рабочую практику
и методику преподавания
- изучены закономерности развития визуального восприятия рисующих как важнейшего средства повышения уровня профессиональной подготовки студентов; выявлены условия, пути и методы педагогических воздействий, которые дают возможность организовать процесс целенаправленного формирования восприятия в неразрывной связи с другими задачами обучения изобразительной грамоте и развития творческих способностей студентов на академических занятиях по рисунку и живописи;
- разработана и
проверена на практике
- разработана и
апробирована система методов
активизации визуального
В настоящем исследовании
поставлена и решена актуальная крупная
научная проблема формирования и
совершенствования визуального
восприятия в изобразительной деятельности
студентов художественно-
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе теоретических положений и выводов даны конкретные методические рекомендации по развитию системы обучения рисунку и живописи студентов художественно-педагогических учебных заведений; разработаны научно-методические рекомендации для педагогов вуза, предложены научно обоснованные подходы к разработке системы заданий и упражнений для обучения рисунку и живописи. Материалы исследования могут быть использованы в процессе совершенствования учебных планов и программ по рисунку и живописи в педагогических учебных заведениях, а также при проведении лекционных и практических занятий по рисунку и живописи и при подготовке учебных и методических пособий по спецдисциплинам для студентов I-2 курсов художественно-графического факультета в условиях осуществляемой в настоящее время модернизации общеобразовательной и профессиональной школы. Результаты и выводы диссертации могут явиться основой дальнейших исследований по данной проблеме.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается научно-теоретическим обоснованием, базирующимся на строгом соответствии основополагающим методам научного исследования, фундамент которого составили капитальные труды отечественных и зарубежных учёных в области философии, эстетики, психологии, педагогики, теории и методики обучения изобразительному искусству; адекватностью целей, задач, логики исследования разработанной и реализованной комплексной методике; репрезентативностью экспериментального материала, длительной экспериментальной проверкой основных положений, выносимых на защиту, в многолетней педагогической и творческой практике автора, воспроизводимостью эффективной работы предложенной методической системы при использовании её в других учебных заведениях региона, возможностью сопоставления полученных данных и сформулированных выводов с массовым педагогическим опытом; всесторонним критическим анализом опытно-экспериментальной работы и объективной оценкой её результатов коллективом независимых экспертов.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, всероссийских и региональных научных и практических конференциях и семинарах-совещаниях по вопросам совершенствования художественно-педагогического образования в Москве, Карачаевске, Орле, Ростове-на-Дону, на межвузовских научных конференциях Курского государственного университета, Воронежского государственного педагогического университета, Липецкого государственного педагогического университета. Результаты работы регулярно обсуждались на заседаниях кафедры рисунка КГУ, кафедры живописи МГОУ и успешно используются преподавателями художественно-графического факультета КГУ.
Основное содержание
и материалы исследования опубликованы
в трёх учебных пособиях для студентов
художественно-графического факультета
различных форм обучения и других
публикациях общим объёмом
Основные положения
диссертации реализованы в
На защиту выносятся следующие положения:
- научно-теоретическое
обоснование содержания и
- теоретическое
и методическое обоснование
- целостная методическая
система формирования и
- апробированная
система методов активизации
визуального восприятия
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. Объём основного текста составляет 304 страницы. Список литературы насчитывает 328 публикаций. В приложении даны таблицы и графики, отражающие результаты педагогических экспериментов и подтверждающие достоверность проводимых исследований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении сформулирована проблема и актуальность её исследования, степень её разработки в исторически обозримом опыте художественной педагогики, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, дано обоснование гипотезы, методологической базы, научной новизны и практической значимости, а также охарактеризованы основные результаты педагогического эксперимента и внедрения в практику научных и методических материалов исследования.
В первой главе «История становления и развития методов «постановки глаза» художника в процессе обучения изобразительной грамоте» исследуется опыт предшествующих поколений мастеров искусства в целенаправленном воспитании глаза художника, анализируются результаты научных поисков и достижений в области художественной педагогики, теории и методики преподавания специальных дисциплин, уделяется пристальное внимание наиболее близким нашей проблеме диссертационным исследованиям.
Вместе с эволюцией изобразительного искусства и взглядов общества на его роль в жизни человека и государства меняется как само искусство, так и требования к профессиональной подготовке художника, в том числе и к проблеме постановки глаза.
В теоретических
трудах и практических руководствах
гениев Возрождения мы впервые встречаем
упоминания о необходимости специального
воспитания зрительного восприятия
художника. Выдающиеся представители
этой эпохи осуществили поистине
революционный переворот в
Своё дальнейшее
развитие прогрессивные идеи педагогической
мысли в области
Свое наивысшее воплощение проблема воспитания и совершенствования профессиональных качеств зрительного восприятия художника, а точнее художника-живописца, получила в творчестве и эстетике импрессионистов. Новый подход к искусству нёс с собой обогащение видения художника, расширение изобразительных возможностей живописи. Глаз живописца становится важнейшим и почти единственным инструментом познания действительности, а мгновенное, незамутнённое прошлыми представлениями и константными штампами обыденного житейского опыта зрительное впечатление является почти основным поводом и смыслом картины. Однако в отношении обучения искусству живописи, отвергая старую академическую систему, они предлагают молодым верить только самим себе и учиться у природы, в крайнем случае - на творческом опыте великих мастеров. По этой причине импрессионизм, во многом определивший дальнейший ход истории искусства в теоретическом, педагогическом и методическом плане, оказался, к сожалению, почти бесплоден.
Бесценный опыт в деле специальной подготовки художника накоплен русской академической школой. Усилиями художников-педагогов А.П. Лосенко, И. Урванова, Г.И. Угрюмова, А.И. Иванова, А.Е. Егорова, В.К. Шебуева и др. русская художественная школа постепенно вырабатывает свою, оригинальную, прогрессивную педагогическую систему. В дальнейшем история развития российской академической школы связана с именами таких выдающихся деятелей, как К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, И.Н. Крамской, А.И. Куинджи, И.Е. Репин, В.А. Серов, П.П. Чистяков, И.И. Шишкин и др.
Наиболее полно достижения русской академической школы, да и весь прогрессивный опыт мировой художественной педагогики вообще, а также незаурядный личный педагогический дар сконцентрировались в деятельности выдающегося русского художника-педагога, «всеобщего учителя всех русских художников» - П.П. Чистякова. Его педагогическая деятельность, отразившаяся на трёх поколениях русских художников, во многом определила исторический путь развития отечественного искусства. Заслугой Чистякова в историческом плане является то, что его педагогическая система противостояла, с одной стороны, засилию рутины в вырождающейся Академии художеств, а с другой - влиянию всевозможных течений модернизма, процветавшего на Западе и постепенно проникавшего в Россию.
Информация о работе Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности