Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 21:43, автореферат

Краткое описание

Задачи:
- изучить и критически осмыслить исторический путь становления и развития методов воспитания профессионального видения художника с целью систематизации и обобщения опыта, накопленного предыдущими поколениями художников-педагогов;
- проанализировать особенности зрительного восприятия начинающего рисовальщика и профессионального художника в изобразительной деятельности, показать их принципиальное различие и причины этого явления;
- выявить комплекс качеств, составляющих структуру и содержание понятия «профессиональное визуальное восприятие художника»;
- определить комплекс общенаучных, психофизиологических, психолого-педагогических и дидактических принципов, служащих научно-теоретической базой решения проблемы, и обосновать возможность целенаправленной работы глаза в процессе формирования зрительного образа натуры и изображения;
- разработать и обосновать методическую систему формирования визуального восприятия студентов ХГФ на академических занятиях по рисунку и живописи;

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 62.92 Кб (Скачать файл)

Исследование путей  педагогического влияния на развитие способностей чрезвычайно важно. Выбор  методов педагогического руководства  процессом формирования визуального  восприятия в изобразительной деятельности на занятиях академическим рисунком и живописью должен зависеть не только от конкретных целей и задач очередного фронтального этапа обучения. Необходимо учитывать индивидуальные различия студентов, их природные задатки, уровень  специальной подготовки до поступления  на факультет, психологическую готовность к решению творческих и учебных  задач, степень самостоятельности  и креативности мышления. Всё это  требует индивидуализации педагогического  процесса, выбора соответствующих образовательных  технологий, обеспечивающих личностно  ориентированный характер обучения. Для этого необходимо сформировать у студентов способность быть субъектом процесса своего творческого  и интеллектуального развития. Существенное значение здесь имеет психологическая  готовность обучаемых к целенаправленной и осознанной регуляции и саморегуляции своей познавательной, эмоциональной и личностной активности. Принципиальным моментом здесь является то, что студент становится как бы субъектом своего собственного развития, субъектом образовательного процесса, а не пассивным объектом тотального педагогического влияния.

Учебный коллектив  в качестве образовательной среды  должен проектироваться и взращиваться как коллектив единомышленников, коллектив ярких творческих индивидуальностей, объединённых высокими целями и идеалами искусства. Только тогда можно надеяться  на эффективность образовательной  среды, на эффективность учебного процесса в целом. Именно этими положениями обусловлена необходимость создания такой образовательной среды в рамках развивающей, личностно ориентированной, инновационной экспериментальной методической системы, которая давала бы возможность каждому студенту реализовать наилучшим образом заложенные в нём природные задатки и сформировать у себя искомые изобразительные и творческие способности, в нашем случае - профессиональные качества визуального восприятия как фундаментальную основу успешного овладения изобразительным искусством.

Экспериментальная модель методической системы формирования восприятия включает комплекс методов, методических приёмов, средств организации  учебного процесса, упражнений и заданий, направленных на целенаправленную перестройку  обыденного восприятия на профессиональное, что даёт возможность организовать результативное воспитание восприятия в неразрывной связи с другими  задачами обучения изобразительной  грамоте и развития творческих способностей студентов.

В нашем исследовании мы предлагаем систему методов активизации  визуального восприятия рисующих в  учебном процессе на занятиях академическим  рисунком и живописью, которые, с  некоторыми оговорками и допущениями, мы предлагаем считать частными формами  общедидактических методов:

· метод активизации  эмоционального фона восприятия в изобразительной  деятельности;

· метод активизации  эстетической направленности визуального  восприятия;

· метод активизации  интеллектуальной составляющей восприятия;

· метод программирования или настройки визуального восприятия (метод предвосхищения или мотивированной установки);

· метод активизации  художественно-образного компонента в визуальном восприятии;

· метод активизации  ассоциативных связей восприятия;

· метод координации  восприятия рисующих с выразительными возможностями изобразительных  материалов;

· метод активизации  волевых усилий в восприятии.

Экспериментальная модель учебного процесса спланирована в психодидактически обоснованной последовательности этапов формирования визуального восприятия студентов  так, чтобы работа велась системно и  систематично, чтобы каждой учебной  задаче соответствовали выверенные методы формирования того или иного  профессионального качества визуального  восприятия рисующих, подбирались экспериментально проверенные оптимальные учебные  и творческие упражнения и задания, а также применялись соответствующие  формы учебной деятельности и  средства организации учебного процесса.

Нами предложена система критериев оценки уровня сформированности визуального восприятия рисующих, включающая специальные качественные показатели, которые в своей совокупности дают объективное и полное представление  об уровне развития измеряемой способности  или профессионального качества визуального восприятия рисующих на примере оценки степени проявления в изобразительной деятельности их знаний, навыков и умений, актуализировавшихся  на уровне восприятия, представления, замысла и практической реализации.

В четвёртой главе «Экспериментальное исследование процессов формирования визуального восприятия студентов на занятиях академическим рисунком и живописью» даны содержание, методика и результаты педагогического эксперимента по апробации научно-методических материалов исследования.

Исследовательская работа по избранной проблеме проводилась  в 1980-2008 годах. Экспериментальные исследования осуществлялись в течение 25 лет (1983-2008 гг.) на базе художественно-графических  факультетов Москвы (МГПИ им. В.И. Ленина - МПГУ, МГОУ), Курска, Орла, Воронежа, Липецка.

На первом этапе (1980-1983 и 1987-1988 гг.) были определены проблемы исследований и их актуальность сначала в рамках кандидатской, а затем и с перспективой на докторскую диссертацию.

На втором этапе (1983-1986гг.) осуществлялась теоретическая работа в направлении обоснования путей и методов формирования одного из профессиональных качеств визуального восприятия рисующих - целостного видения средствами академического рисунка. Результаты исследования легли в основу кандидатской диссертации на тему: «Формирование целостного видения на начальных этапах обучения рисунку студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов». Диссертация была успешно защищена в 1986 году в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина.

На третьем этапе (1987-2005гг.) проводилась поисковая и экспериментальная работа по уточнению основных направлений формирования отдельных профессиональных качеств визуального восприятия рисующих. Нами апробировались, подвергались пересмотру и доводке формы и методы совершенствования профессиональных аспектов визуального восприятия студентов средствами академического рисунка и живописи, происходила координация усилий и слияние в одну методическую систему разрозненных методов преподавания рисунка и живописи, межпредметное объединение целей и задач обучения, воспитания и развития вокруг общей продуктивной идеи на базе единых педагогических технологий.

Четвёртый, завершающий этап (2005-2008гг.) был посвящён научному анализу результатов теоретического и экспериментального исследования, систематизации и обобщению материалов работы в форме докторской диссертации, ряда научных статей, методических публикаций и монографии.

На разных этапах эксперимента в общей сложности  принимало участие свыше 850 студентов, было проанализировано, подвергнуто  экспертизе и оценке свыше 10000 учебных  и творческих работ студентов  различных курсов, отделений и  форм обучения.

Констатирующий эксперимент

Основным методом исследования в ходе констатирующего эксперимента был метод экспертной оценки изобразительной  продукции испытуемых. Как правило, уровень сформированности профессиональных качеств визуального восприятия рисующих в наших экспериментах  оценивался по десятибалльной системе. Данная форма оценки хорошо знакома  тем преподавателям, которые в  своей работе пользуются общепринятой пятибалльной системой, добавляя к  ней знаки «плюс» и «минус».

На этапе констатирующего  эксперимента основной целью было предметное и аргументированное выявление  круга проблем, с которыми встречаются  студенты на академических занятиях по рисунку и живописи, и преподаватели  кафедры, работающие на младших курсах художественно-графических факультетов, при организации и проведении занятий по академическому рисунку  и живописи, а также руководители дипломных работ выпускников. Кроме того, нам было необходимо выявить исходный уровень сформированности профессиональных качеств зрительного восприятия студентов или наличие определённых задатков к успешному решению данной проблемы в учебном процессе в будущем, степень развития их представлений о специфике визуального восприятия в изобразительной деятельности, степень обыденности и константности зрительных оценок изображаемого, наличие представлений о живописном понимании и обогащенном видении цвета, уровень или отсутствие навыков работы отношениями, сформированность или отсутствие целостного видения и аконстантного восприятия. Для этих целей нами было проанализировано и оценено свыше 400 экзаменационных работ абитуриентов художественно-графического факультета по рисунку и живописи на вступительных экзаменах в 2003-2004 гг.

Результаты эксперимента оказались следующими: высокий уровень  развития профессиональных качеств  визуального восприятия мы не обнаружили, уровень выше среднего показали 6,5% испытуемых, средний уровень - 15,3%, ниже среднего - 33,7%, низкий - 39,3%; 5,1% испытуемых не продемонстрировали положительного результата.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к следующим выводам.

1. У абитуриентов  художественно-графического факультета  в подавляющем большинстве отсутствуют  осознанные представления о специфике  визуального восприятия в изобразительной  деятельности.

2. Довузовская подготовка  по традиционной методике, направленная  на решение конкретных задач  вступительных экзаменов не даёт  возможности абитуриентам сконцентрировать  основные усилия на совершенствовании  профессиональных аспектов своего  зрительного восприятия, развитии  других изобразительных способностей.

3.Эксперимент показал  необходимость целенаправленной  работы по сознательному формированию  студентами профессиональных качеств  визуального восприятия художника. 

Проведённые эксперименты убедительно свидетельствуют об актуальности предпринятых исследований.

Формирующий и контрольный (сравнительный  эксперимент)

Экспериментальное обучение и апробация разработанной  нами модели методической системы формирования профессиональных качеств визуального  восприятия в изобразительной деятельности на занятиях академическим рисунком и живописью с целью проверки и объективной оценки её эффективности, а также воспроизводимости аналогичных  результатов потребовали проведения обширного формирующего эксперимента. Здесь мы приводим только материалы  экспериментальных исследований 2003-2004 и 2004-2005 уч. годов, осуществлявшихся на художественно-графическом факультете Курского государственного университета на отделении «Художественное образование» и на факультете изобразительного искусства  и народных ремёсел Московского  государственного областного университета. В обучающих экспериментах принимали  участие экспериментальные и  контрольные группы 1-2 курсов.

Цель формирующего эксперимента - научно проверить и  доказать на практике эффективность  и жизнеспособность предлагаемой методической системы формирования визуального  восприятия студентов ХГФ средствами академического рисунка и живописи, оценить результативность разработанных  методов активизации восприятия в учебном процессе, подтвердить  воспроизводимость положительных  результатов экспериментальной  модели развивающего обучения в широкой  учебной практике.

В формирующем эксперименте мы отказались от подведения итогов непосредственно  по окончании каждого задания, так  как влияние латентного периода  не давало ясного представления об истинной эффективности предлагаемой системы формирования способностей. Результаты подводились по итогам контрольных  заданий и общего семестрового просмотра  всех учебных и творческих работ  студентов в конце каждого  семестра.

В соответствии с  выявленной нами структурой профессиональных качеств визуального восприятия рисующих, формирование визуального  восприятия студентов мы начали с  воспитания способности видения большой объёмной формы и навыков её изображения по законам изобразительной грамоты и теории перспективы. Здесь работа осуществлялась по трём направлениям: совершенствование способности к восприятию проекционных отношений, способности пространственного осязательного «ощупывания» глазом объекта и способности восприятия объемной формы посредством видения и оценки светотеневых градаций. Кроме того, усилия преподавателя и испытуемых должны были концентрироваться по двум параллельным направлениям - формирование профессионального восприятия натуры и формирование адекватного восприятия изображения.

Следующий этап формирующего эксперимента был посвящён совершенствованию  восприятия светлотных отношений и градаций освещённости объёмной формы в натуре и изображении. Испытуемые должны были получить представление о закономерностях распределения светотени на объемных геометрических телах и предметах простой формы, усвоить рациональные приёмы лепки объемной формы карандашом и кистью, сформировать умение распределять светотень на изображении объемных предметов. На занятиях по живописи осуществлялось изучение закономерностей освещения, развитие навыков моделировки объёма средствами светотени и тона в технике монохромной акварели и в цвете с целью совершенствования визуального восприятия объёмной формы предметов, восприятия тоновых и цветовых отношений натуры, формирование способности тонкого различения тоновых градаций и градаций освещённости.

Поскольку в этом блоке академические задания  уже приобретают характер длительных тематических постановок, перед рисующими  встаёт проблема грамотного и выразительного размещения изображения на листе, поэтому, начиная с этого этапа, мы приступили к целенаправленному формированию у студентов композиционного видения, способности видеть объект именно для изображения, оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое, видеть в плоскости формата будущее изображение ещё до того, как карандаш прикоснётся к листу бумаги. Способность композиционного видения основывается на воспитании восприятия натурной постановки как целостного объекта, на умении видеть в плоскости чистого листа будущее изображение. Поэтому совершенствование способности композиционного видения мы считаем одной из важных проблем в целенаправленном формировании профессионального визуального восприятия художника.

Информация о работе Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности