Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 21:43, автореферат
Задачи:
- изучить и критически осмыслить исторический путь становления и развития методов воспитания профессионального видения художника с целью систематизации и обобщения опыта, накопленного предыдущими поколениями художников-педагогов;
- проанализировать особенности зрительного восприятия начинающего рисовальщика и профессионального художника в изобразительной деятельности, показать их принципиальное различие и причины этого явления;
- выявить комплекс качеств, составляющих структуру и содержание понятия «профессиональное визуальное восприятие художника»;
- определить комплекс общенаучных, психофизиологических, психолого-педагогических и дидактических принципов, служащих научно-теоретической базой решения проблемы, и обосновать возможность целенаправленной работы глаза в процессе формирования зрительного образа натуры и изображения;
- разработать и обосновать методическую систему формирования визуального восприятия студентов ХГФ на академических занятиях по рисунку и живописи;
Исследование путей
педагогического влияния на развитие
способностей чрезвычайно важно. Выбор
методов педагогического
Учебный коллектив
в качестве образовательной среды
должен проектироваться и взращиваться
как коллектив
Экспериментальная модель методической системы формирования восприятия включает комплекс методов, методических приёмов, средств организации учебного процесса, упражнений и заданий, направленных на целенаправленную перестройку обыденного восприятия на профессиональное, что даёт возможность организовать результативное воспитание восприятия в неразрывной связи с другими задачами обучения изобразительной грамоте и развития творческих способностей студентов.
В нашем исследовании мы предлагаем систему методов активизации визуального восприятия рисующих в учебном процессе на занятиях академическим рисунком и живописью, которые, с некоторыми оговорками и допущениями, мы предлагаем считать частными формами общедидактических методов:
· метод активизации эмоционального фона восприятия в изобразительной деятельности;
· метод активизации эстетической направленности визуального восприятия;
· метод активизации интеллектуальной составляющей восприятия;
· метод программирования
или настройки визуального
· метод активизации
художественно-образного
· метод активизации ассоциативных связей восприятия;
· метод координации восприятия рисующих с выразительными возможностями изобразительных материалов;
· метод активизации волевых усилий в восприятии.
Экспериментальная
модель учебного процесса спланирована
в психодидактически
Нами предложена система критериев оценки уровня сформированности визуального восприятия рисующих, включающая специальные качественные показатели, которые в своей совокупности дают объективное и полное представление об уровне развития измеряемой способности или профессионального качества визуального восприятия рисующих на примере оценки степени проявления в изобразительной деятельности их знаний, навыков и умений, актуализировавшихся на уровне восприятия, представления, замысла и практической реализации.
В четвёртой главе «Экспериментальное исследование процессов формирования визуального восприятия студентов на занятиях академическим рисунком и живописью» даны содержание, методика и результаты педагогического эксперимента по апробации научно-методических материалов исследования.
Исследовательская работа по избранной проблеме проводилась в 1980-2008 годах. Экспериментальные исследования осуществлялись в течение 25 лет (1983-2008 гг.) на базе художественно-графических факультетов Москвы (МГПИ им. В.И. Ленина - МПГУ, МГОУ), Курска, Орла, Воронежа, Липецка.
На первом этапе (1980-1983 и 1987-1988 гг.) были определены проблемы исследований и их актуальность сначала в рамках кандидатской, а затем и с перспективой на докторскую диссертацию.
На втором этапе (1983-1986гг.) осуществлялась теоретическая работа в направлении обоснования путей и методов формирования одного из профессиональных качеств визуального восприятия рисующих - целостного видения средствами академического рисунка. Результаты исследования легли в основу кандидатской диссертации на тему: «Формирование целостного видения на начальных этапах обучения рисунку студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов». Диссертация была успешно защищена в 1986 году в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина.
На третьем этапе (1987-2005гг.
Четвёртый, завершающий этап (2005-2008гг.) был посвящён научному анализу результатов теоретического и экспериментального исследования, систематизации и обобщению материалов работы в форме докторской диссертации, ряда научных статей, методических публикаций и монографии.
На разных этапах эксперимента в общей сложности принимало участие свыше 850 студентов, было проанализировано, подвергнуто экспертизе и оценке свыше 10000 учебных и творческих работ студентов различных курсов, отделений и форм обучения.
Констатирующий эксперимент
Основным методом исследования в ходе констатирующего эксперимента был метод экспертной оценки изобразительной продукции испытуемых. Как правило, уровень сформированности профессиональных качеств визуального восприятия рисующих в наших экспериментах оценивался по десятибалльной системе. Данная форма оценки хорошо знакома тем преподавателям, которые в своей работе пользуются общепринятой пятибалльной системой, добавляя к ней знаки «плюс» и «минус».
На этапе констатирующего
эксперимента основной целью было предметное
и аргументированное выявление
круга проблем, с которыми встречаются
студенты на академических занятиях
по рисунку и живописи, и преподаватели
кафедры, работающие на младших курсах
художественно-графических
Результаты эксперимента оказались следующими: высокий уровень развития профессиональных качеств визуального восприятия мы не обнаружили, уровень выше среднего показали 6,5% испытуемых, средний уровень - 15,3%, ниже среднего - 33,7%, низкий - 39,3%; 5,1% испытуемых не продемонстрировали положительного результата.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к следующим выводам.
1. У абитуриентов
художественно-графического
2. Довузовская подготовка
по традиционной методике, направленная
на решение конкретных задач
вступительных экзаменов не
3.Эксперимент показал
необходимость
Проведённые эксперименты убедительно свидетельствуют об актуальности предпринятых исследований.
Формирующий и контрольный (сравнительный эксперимент)
Экспериментальное
обучение и апробация разработанной
нами модели методической системы формирования
профессиональных качеств визуального
восприятия в изобразительной деятельности
на занятиях академическим рисунком
и живописью с целью проверки
и объективной оценки её эффективности,
а также воспроизводимости
Цель формирующего
эксперимента - научно проверить и
доказать на практике эффективность
и жизнеспособность предлагаемой методической
системы формирования визуального
восприятия студентов ХГФ средствами
академического рисунка и живописи,
оценить результативность разработанных
методов активизации восприятия
в учебном процессе, подтвердить
воспроизводимость
В формирующем эксперименте мы отказались от подведения итогов непосредственно по окончании каждого задания, так как влияние латентного периода не давало ясного представления об истинной эффективности предлагаемой системы формирования способностей. Результаты подводились по итогам контрольных заданий и общего семестрового просмотра всех учебных и творческих работ студентов в конце каждого семестра.
В соответствии с выявленной нами структурой профессиональных качеств визуального восприятия рисующих, формирование визуального восприятия студентов мы начали с воспитания способности видения большой объёмной формы и навыков её изображения по законам изобразительной грамоты и теории перспективы. Здесь работа осуществлялась по трём направлениям: совершенствование способности к восприятию проекционных отношений, способности пространственного осязательного «ощупывания» глазом объекта и способности восприятия объемной формы посредством видения и оценки светотеневых градаций. Кроме того, усилия преподавателя и испытуемых должны были концентрироваться по двум параллельным направлениям - формирование профессионального восприятия натуры и формирование адекватного восприятия изображения.
Следующий этап формирующего эксперимента был посвящён совершенствованию восприятия светлотных отношений и градаций освещённости объёмной формы в натуре и изображении. Испытуемые должны были получить представление о закономерностях распределения светотени на объемных геометрических телах и предметах простой формы, усвоить рациональные приёмы лепки объемной формы карандашом и кистью, сформировать умение распределять светотень на изображении объемных предметов. На занятиях по живописи осуществлялось изучение закономерностей освещения, развитие навыков моделировки объёма средствами светотени и тона в технике монохромной акварели и в цвете с целью совершенствования визуального восприятия объёмной формы предметов, восприятия тоновых и цветовых отношений натуры, формирование способности тонкого различения тоновых градаций и градаций освещённости.
Поскольку в этом
блоке академические задания
уже приобретают характер длительных
тематических постановок, перед рисующими
встаёт проблема грамотного и выразительного
размещения изображения на листе, поэтому,
начиная с этого этапа, мы приступили
к целенаправленному
Информация о работе Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности