Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 18:24, дипломная работа

Краткое описание

Вопрос о формировании звукового анализа слов и его месте в системе обучения грамоте занимает одну из центральных позиций в методиках обучения языку и развития речи различных категорий детей. Впервые данная проблема была поднята К.Д. Ушинским, являющимся основоположником «звукового метода» в России. Автор считал необходимым развивать у детей речевой слух, формировать умение слушать отдельные звуки, устанавливать их последовательность в словах. Так, например, разрабатывая новую для своего времени методику первоначального обучения грамоте, К.Д. Ушинский писал: «Я не по этому предлагаю звуковую методику, что, достигая успешно своей цели метода эта в тоже время даёт самостоятельность ребёнку, беспрестанно упражнять внимание, память, и когда перед ним потом раскрывается книга, она уже значительна, к пониманию того, что читает, и, главное в нём не подавляется, возбуждается интерес к учению» [43, с.22].

Содержание

Введение
С.
Глава I. Теоретические обоснование проблемы исследования
С.
I.1. Формирование звукового анализа слов в онтогенезе
С.
I.2. Особенности овладения звуковым анализом слов старшими дошкольниками с задержкой психического развития
С.
I.3.Современные программно-методические требования к работе по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
Выводы по I главе
С.
Глава II. Экспериментальная работа по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
II.1. Организация педагогического эксперимента
С.
II.2. Особенности и уровни сформированности звукового анализа слов детей 6-7 лет с ЗПР на констатирующем этапе исследования
С.
II.3. Использование комплекса упражнений, направленных на формирование навыков звукового анализа слов у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе педагогического эксперимента
С.
II.4. Результаты педагогического эксперимента
С.
Выводы по II главе
С.
Заключение
С.

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 879.00 Кб (Скачать файл)

5. Формирование двигательной и слухо-зрительной координации;

6. Формирование осознанного выполнения звукового анализа слов.

Проводя целенаправленную коррекционно-развивающую работу с учётом целей, задач, содержания каждого блока, мы смогли повысить уровни сформированности звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Э.Г. В группе детей, участвовавших в формирующем эксперименте, появились те, у кого на контрольном этапе исследования был зафиксирован высокий уровень (33%). На низом уровне осталось только 17% дошкольников. Преобладающим явился средний уровень, составив 50 %.

Произошедшие позитивные изменения подтверждаются результатами качественного анализа: у детей удалось преодолеть ряд ошибок, трудностей, а также в определённой степени развить фонематический слух, правильную координацию руки и слухо-зрительного восприятия, умение ориентироваться в звуковой структуре лексической единицы.

В целом в процессе проведённого педагогического эксперимента нами были достигнута поставленная цель, решены задачи, а выдвинутая гипотеза подтвердилась.

 

 

Библиография

  1. Айзенберг Б.Г., Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии.- М.,1992.
  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред.К.С. Лебединской. - М.,1982.
  3. Белопольская Н.Л. К вопросу об особенностях личности и деятельности детей с задержкой психического развития и их коррекции //психологические исследования.-М.,1974.-Вып.6.
  4. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. – 1982. - №5.
  5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. // Учебно- методическое пособие для  дефектологов. – М., 1999.
  6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М., 2003.
  7. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. - М., 1994.
  8. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.,1998.
  9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1965.
  10. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – ЭКСМО, 2003.
  11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.,1961
  12. Гвоздилов М.Ф. Обучение грамоте во вспомогательной школе. - М.,1957
  13. Давыдов В.В. Виды общения в обучении.- М., 1972.
  14. Дурова Н.В. Оптимизация подготовки четырёх летних детей к обучению грамоте.- В кн.: Психологические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. Под ред. Ю.Ф. Эмановского. - М., 1979
  15. Дети с задержкой психического развития. / Под. редакцией Власовой Т.А., Лубовского В.И., ЦыпинойН.Н. - М.,1984.
  16. Денисова Т.Н. Некоторые особенности отношения школьников 1-4 классов к звуковой деятельности речи. - М., 1977., вып.2.
  17. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей грамоте. - М., АПН 1950.
  18. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958.
  19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
  20. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973.
  21. Жукова С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. - М., 1979.
  22. Жарова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М.,1978.
  23. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. - М., 1978.
  24. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребёнка. - Издат. Ростовского университета, 1987.
  25. Кларк Г., Кларк Э. Как маленькие дети употребляют свои высказывания. - В кн.: Психолингвистика. - М.,1984.
  26. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. - «Гном и Д», 2004.
  27. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Экспресс - обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста / Пособие для логопеда. - «Гном-Пресс». - М., 1999.
  28. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с ЗПР в школе // Дефектология. - 1981.-№6.
  29. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. – Лениздательство, 2002.
  30. Леонтьев А.А. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. - М., 1987.
  31. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
  32. Логинова Н.Э. Обучение детей с особыми образовательными потребностями. – Омск: ООИПКРО, 2003.
  33. Лурия А.Р. О патологии грамматических операций. // АНП РСФСР, 1946.
  34. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Ф. Хомской. - М., 1979.
  35. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом. - М., 1983.
  36. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средство общения. - М.,1974.
  37. Обучение дошкольников грамоте. / Под ред. Дуровой Н.В. - М., 1998.
  38. Обучение детей ЗПР в подготовительном классе. / Под ред. Мачихиной В.Ф. – М., 1992.
  39. Психолого- педагогические вопросы развития речи в детском саду. / Под ред. Сохиной Ф.А. – АПН СССР, 1987.
  40. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., «ВЛАДОС», 1994.
  41. Триггер Р.Д. и др. Обучение детей с задержкой психического развития.- М., 1987.
  42. Триггер Р.Д. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. - М., 1987.
  43. Триггер Р.Д. Психологические особенности общения у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-1985.- №5.
  44. Труве Э.И. Некоторые особенности ориентировки дошкольников на фонематическую сторону речи. - В кн.: Психологические исследования.-М.,1974., вып.6.
  45. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6, стр. 272.
  46. Ульенкова У.В. Шестилетние дети ЗПР. - М.,1990.
  47. Фаусек Ю.И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори. - М., 1922.
  48. Филичева Т.Б., Тумакова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. - М., 1993.
  49. Чуковский К.И. От двух до семи. - М., 1959.
  50. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического воспитание речи в раннем детстве – АПН РСФСР, 1948., вып.13.
  51. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. - М., 1999.
  52. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с ЗПР.-М., 2004.
  53. Шевченко С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно- развивающего обучения. / Под ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001.
  54. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2004.
  55. Эльконин Д.Б. Ещё раз о психологических основах первоначального обучения чтению. - Светская педагогика, 1973. - № 1.
  56. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать – М., 1976.
  57. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. - М., «Знание», 1974.
  58. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., 1958.
  59. Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ начального обучения чтению. В кн.: Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М., 1962.

 

Приложение 1

Результаты обследования дошкольников К.Г.

на констатирующем  этапе эксперимента

 

Фамилия, имя ребёнка

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Общий балл

Уровень развития

1.

Баранов Кирилл

5

4

5

5

4

5

5

5

38

Высокий

2.

Блинков Вова

5

5

5

5

4

5

5

5

39

Высокий

3.

Жилибо Максим

5

4

5

5

5

4

5

5

38

Высокий

4.

Коренков Паша

4

3

3

5

3

3

2

4

27

Средний

5.

Мельников Никита

5

5

5

5

4

5

5

5

39

Высокий

6.

Шестюкова Вероника

3

2

4

5

3

3

3

3

26

Средний


 

 

Результаты обследования дошкольников Э.Г.

на констатирующем  этапе эксперимента

Фамилия, имя ребёнка

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Общий балл

Уровень развития

1.

Беляков Рома

3

2

4

5

4

4

2

2

26

Средний

2.

Ватутин Саша

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Низкий

3.

Каменцев Саша

4

4

4

3

4

3

3

1

26

Средний

4.

Малютин Слава

3

3

3

4

3

3

2

3

24

Средний

5.

Ожигибцев Артём

3

1

3

3

3

1

1

1

16

Низкий

6.

Савицкая Марина

4

3

3

4

4

3

2

4

27

Средний


 

 

Результаты обследования дошкольников К.Г.

на контрольном  этапе эксперимента

 

Фамилия, имя ребёнка

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Общий балл

Уровень развития

1.

Баранов Кирилл

5

5

5

5

5

5

5

5

40

Высокий

2.

Блинков Вова

5

5

5

5

5

5

5

5

40

Высокий

3.

Жилибо Максим

5

5

5

5

5

4

5

5

39

Высокий

4.

Коренков Паша

5

3

3

5

3

3

2

4

28

Средний

5.

Мельников Никита

5

4

5

5

4

5

5

5

38

Высокий

6.

Шестюкова Вероника

3

3

4

5

3

3

3

3

30

Средний


 

 

Результаты обследования дошкольников Э.Г.

на контрольном  этапе эксперимента

Фамилия, имя ребёнка

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Общий балл

Уровень развития

1.

Беляков Рома

4

5

5

5

5

4

4

4

32

высокий

2.

Ватутин Саша

3

1

3

1

3

1

1

1

14

низкий

3.

Каменцев Саша

5

4

4

4

5

4

4

4

34

высокий

4.

Малютин Слава

3

4

4

5

3

4

3

3

29

средний

5.

Ожигибцев Артём

3

3

3

4

3

3

3

3

25

средний

6.

Савицкая Марина

4

3

4

4

4

3

4

4

30

средний


 

 

Результаты обследования детей ЭГ 

на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

 

Фамилия, имя ребёнка

Общий балл на

I этапе

Общий балл на

III этапе

1.

Бенляков Рома

26

32

2.

Ватутин Саша

8

14

3.

Каменце Саша

26

34

4.

Малютин Слава

24

29

5.

Ожигибцев Артём

16

25

6.

Савицкая Марина

27

30


 

 

 

Приложение 2

Методики изучения навыков готовности дошкольника с ЗПР к звуковому анализу слова

Методика  1 Опознание фонем.

Инструкция:

Поиграем в игру: я буду произносить разные звуки, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук А (К)

Предложенный материал:

а, у, и, а, о, а, ы, у, а, и, а.

к, п, т, к, х, т, п, к, т, х, к.

 

Методика 2 Отражённое восприятие слоговых рядов(пар).

Инструкция:

Слушай внимательно и повтори за мной.

Предлагаемый материал:

Са-за                                     Ша-са                              

За-со                                     Ша-са-ша 

Са-за-са                               Са-за-ца

Ба-па                                    Ша-ца-ша

Па-ба                                    Ра-ла-ла

Ба-па-ба                               Ла-ра

Са-ша                                   Ра-ла-ра

 

Методика 3 Выделение звука в слогах.

Инструкция:

Я скажу слог, а ты послушай и подними руку если услышишь звук А (С)

Предлагаемый материал:

па, ой, ав, ма, вы, ай, ух.

ла, ка, ша, со, ры, а, жу, сы, га, си.

 

 

Методика  4 Выделение ударного гласного в словах.

Инструкция:

Я назову слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук А.

Предлагаемый материал:

Аист, овощ, утка, ива.

 

Методика 5 Подбор картинок к словам с заданным звуком.

Инструкция:

Подбери картинки со звуком З.

Предлагаемый материал:

Зонт, мыло, забор, лиса, санки, сумка, зеркало.

 

Методика 6. Определение места звука.

Инструкция:

Поиграем в игру. Угадай, какой звук стоит первым, а какой последним. Я буду произносить разные звуки, а ты запомни и назови первый звук ( последний звук).

Предлагаемый материал:

А, О, У.

О,Т,М.

 

Методика 7. Определение первого и последнего звука в слове.

Инструкция:

Я скажу слово, а ты запомни и назови первый звук: в слове «ОЛЯ».

Я скажу слово. А ты запомни и назови последний звук : в слове  «КОТ».

 

Методика 8 Выделение последовательности каждого звука в слове.

Инструкция:

Скажи, сколько звуков в слове Мак?

Назови первый звук в слове Мак, второй звук, третий звук.

 

Приложение 3

Дидактические игры для развития и формирования навыка звукового анализа слов у дошкольников с задержкой психического развития

1.Дидактические игры  на развитие фонематического  восприятия

«Город звуков»

Цель:

Совершенствовать умение звукоподражанию.

Предложенный материал:

Карточки с изображением насекомых: жук, комар, пчела

Ход игр:

На столе разложены картинки в виде домиков (изображением вниз) с насекомыми. Ребёнок должен взять картинку, перевернуть её, назвать изображенное насекомое и издать звуки характерные для этого насекомого.

 

«Угадай что это?»

Цель:

Совершенствовать навыки ориентировки в речевых и неречевых звучаний. Соотносить их с определёнными картинками.

Предложенный материал:

Магнитофонная запись звуков живой и неживой природы: шум ветра, голоса птиц, голоса животных, капли дождя, шум

машин и т.д. Картинки с изображением данных звучаний.

Ход занятия:

Детям предлагается прослушать запись и найти подходящую картинку.

 

«Кто там за окном»

Цель:

Учить вслушиваться в звучание согласных и гласных интонировать данный звук.

Предлагаемый материал:

На покате нарисован дом с  открывающимися окнами.

Ход игры:

Ребёнок открывает любое по желанию окно. Педагог читает загадку написанную там.. Ребёнок должен угадать и озвучить отгадку.

Усы раздвинув смело              дети: Ж-Ж-Ж-Ж.

Они жужжат в траве.

        (жук)

Чтоб поехала машина             дети: С-С-С-С-С.

Информация о работе Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития