Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа
Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).
Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
6 -47
6– 19
18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226
Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки – чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).
На подготовительном этапе и этапе по постановке звука нами была проведена работа по подготовке речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, дыхания. Мы использовали различные игры на звукоподражание (“Кто как кричит?”, “Что звучит?”, “Чей домик?”).
Предлагали детям пожужжать, “как пчела”, погудеть “как паровоз”, пощелкать языком “как кучер”. При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука и д.р. отмечалась у детей высокая активность, в то время как повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу) быстро утомляло детей и не давало положительных результатов. В своей работе мы использовали тексты сказок из книги Н.А. Герман и М.Г. Генинг “Воспитание у дошкольников правильной речи”. В книге даются в интересной детям форме четкие указания в отношении артикуляционного уклада. Так в “Сказку веселого язычка” включается рассказ о звуке. Знакомя детей со звуком, мы связывали его с конкретным образом (з-з-з-песня комара, ж-ж-ж-жужжание жука). Например, когда мы рассказывали детям сказку “О веселом ветре”, мы попросили детей внимательно смотреть на нас и повторять, когда потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у которого было три сына каждый сын дул по-своему. Старший, например, дул так: вытянет губы вперед, как будто хочет потушить свечку, и подует и т.д. В образной, доступной детям форме сказка дает детям представление об артикуляционном укладе. Вытягивая губы, растягивая их в улыбку, все дети старались подражать правильно. При обучении звукопроизношению мы опирались на различные анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический).
Систематически поясняя о положении органов артикуляционного аппарата, старались выработать у детей привычку не только слушать нас, но и смотреть и выполнять, следуя образцу. В работе над трудными для произношения звуками – свистящими и шипящими и сонорными звуками объясняли артикуляцию. Используя, показ и доступное детям объяснение артикуляции звука активность детей повышалась, дети старались придать нужное положение органам артикуляции, интерес к артикуляции стимулировал процесс овладения навыком. Формирование звуковой стороны речи мы осуществляли в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитание всех сторон звуковой культуры речи вне занятий. Главную роль мы отводили специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Свои занятия мы дополняли и взаимодействовали со специальными упражнениями вне занятий.
а) Упражнения по уточнению кинестетических представлений о положении губ (в зависимости от этапа работы выполнение осуществляется перед зеркалом и без него, при произнесении звуков вслух и беззвучно).
1) Произнести звук И, определить положение губ при артикуляции данного звука.
2) Произнести звук У, определить положение губ при артикуляции данного звука.
3) Произнести со слиянием звуки ИУ, УИ и определить, как изменяется положение губ при артикуляции.
4) Произнести слоги (СИ—СУ,
КИ—КУ и др.) и определить изменения
в положении губ при их
5) Произнести слова (утро,
мир, Ира, сук и др.) и определить
положение губ при
6) Определить по беззвучной
артикуляции логопеда
б) Упражнения по уточнению кинестетических представлений о положении поднятого и опущенного кончика языка (проводятся также с опорой на зрительно-слуховые представления о звуке и при их исключении).
1) Произнести звук А
и определить положение
2) Произнести звук Д
и определить положение
3) Произнести слог АД и определить, как изменяется положение кончика языка при его произнесении.
4) Произнести серию слогов
АД, ДА и в каждом случае
определить изменение
5) Произнести слова и
определить изменение
в) Упражнения по уточнению кинестетических представлений об узком и широком кончике языка.
Работа осуществляется в той же последовательности и теми же приемами, но при этом подбирается пара звуков, при произнесении которых выявляется резкая контрастность положения языка (узкий или широкий).
Коррекционное воздействие по каждой группе рассмотренных выше упражнений проводится в определенной последовательности (выполнение движении перед зеркалом с произнесением звуков, выполнение движений без зеркала с произнесением звуков, выполнение движений без зеркала по беззвучной артикуляции), с использованием различных видов заданий:
1. Чисто артикуляторные упражнения без произнесения звука.
2. Артикуляторные упражнения с произнесением:
а) отдельных звуков,
б) серии звуков.
3. Слоговые упражнения.
4. Словесные упражнения.
а) Развитие статики артикуляторных движений.
В работе используются упражнения, способствующие воспитанию точности, дифференцированности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений.
1. Растянуть губы в улыбке, обнажая резцы.
2. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.
3. Открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, положить его на нижнюю губу.
4. Открыть рот, поднять широкий язык к верхним зубам, не касаясь их.
5. Открыть рот, высунуть узкий язык вперед.
6. Приоткрыть рот, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, кончик языка упирается в нижние передние зубы, средняя часть спинки языка выгнута.
7. Высунуть вперед из ротовой полости широкий язык и загнуть его боковые края в трубочку, подуть в образовавшийся желобок.
Положение артикуляторных органов удерживается в течение 8—12 с.
б) Развитие динамики артикуляторных движений.
Развитие динамики артикуляторных движений осуществляется в процессе выполнения детьми упражнений, направленных на формирование умения осуществлять плавную переключаемость от одного артикуляторного движения к другому, сохраняя при этом все качества двигательного акта, сформированные при развитии статики артикуляторных движений.
1. Растянуть губы в улыбку, обнажая резцы, вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Чередовать положение губ в улыбке и положение губ трубочкой.
2. Растянуть губы в улыбку, обнажив резцы, зубы сомкнуты. Зубы разомкнуть, губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения смыкания и размыкания зубов.
3. Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке, обнажить резцы. Высунуть узкий язык, попеременно двигать языком из правого угла рта под счет логопеда.
4. Открыть рот, высунуть широкий язык вперед, сделать его узким. Чередовать положения широкого и узкого языка.
5. Рот открыть, губы растянуть в улыбке и обнажить резцы. Поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы (за верхнюю губу, за нижнюю губу; на верхнюю губу, на нижнюю губу). Выполнять попеременные движения кончиком языка под счет.
6. Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Прижать кончик языка к нижним резцам, оттянуть кончик языка по дну рта назад (задняя часть спинки языка выгнута вверх). Чередовать движения кончиком языка вперед и назад под счет.
7. Рот открыть, губы растянуть в улыбке, поднять кончик языка к бугоркам за верхними зубами, оттянуть его назад, вернуть в исходное положение. Чередовать движения кончиком языка под счет.
8. Рот приоткрыть, присосать язык к небу, медленно щелкать языком.
9. Рот открыть, высунуть узкий язык, дотянуться кончиком языка до носа, затем — до подбородка. Чередовать движения под счет.
10. Рот открыть, высунуть язык, облизать языком губы, начиная с уголка верхней губы.
11. Рот открыть, высунуть широкий язык, совершать слизывающие движения языком с верхней губы в глубь рта.
12. Рот приоткрыть, кончик языка прижать к нижним резцам, боковые края языка прижаты к верхним зубам. Выдвинуть широкий язык вперед (не отрывая кончика языка), убрать язык в глубь ротовой полости. Чередовать движения.
Рассмотренные упражнения используются в работе избирательно, в зависимости от структуры дефекта и индивидуальных особенностей проявления фонетического нарушения.
Важное значение использования игровых упражнений в логопедической работе во многом определяется спецификой коррекции по устранению недостатков звукопроизношения в условиях специальной логопедической группы детского сада. Это обуславливает, с одной стороны, необходимость всемерной активизации совместной работы логопеда и ребенка. А с другой - заметное возрастание роли «домашней» работы родителей по закреплению речевых (в том числе произносительных) навыков, полученных детьми на логопедических занятиях. Рекомендуемые логопедом игровые приемы выполнения речевых заданий могут оказать существенную помощь как воспитателям, так и родителям при проведении занятий с ребенком.
Рассматривая вопрос об использовании игровых приемов в логопедической работе, нельзя не учитывать и то обстоятельство, что у некоторых детей, посещающих логопедическую группу, помимо недостатков речи отмечаются различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно – психической сферы. У некоторых детей обнаруживаются те или иные негативные черты характера, отрицательные личностные проявления, нарушения в развитии эмоциональной сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, сензетивность, замкнутость, негативизм, неспособность к волевым усилиям, склонность к аффективным реакциям и др.). Нередко отмечаются (выраженные в той или иной степени) расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности.
Практика показала, что некоторые дети с речевыми нарушениями (даже по достижении 5 –5,5 лет) оказываются и психологически неготовыми к активному участию в логопедических занятиях.
Для успешного преодоления отмеченных неблагоприятных моментов, создающих значительные объективные трудности в логопедической работе по коррекции звукопроизношения, большую помощь логопеду может оказать использование игровых приемов и форм работы.
Основываясь на собственном опыте работы и опыте других логопедов детского сада, мы полагаем, что игровые приемы, игровые упражнения должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном (формирование соответствующих артикуляционных укладов и развитие артикуляционной моторики), на этапе вызывания (постановки) звука, этапе его автоматизации (закрепление правильного произнесения звука в слогах и словах, в контексте фразы и т. д.),наконец, при дифференциации поставленного звука со сходными (по акустическим и артикуляционным признакам) звуками.
Различные виды игровых упражнений такого назначения были предложены рядом авторов (М.М. Фомичева, М. Г. Генинг и Н.А. Герман. Л. Н. Ефименкова. В. И. Селиверстов. В. П. Глухов, З. А. Репина, В. И. Буйко, Т. В. Буденная и др.). В своей работе мы использовали также собственные варианты и модификации рекомендуемых в литературе игровых приемов и упражнений (11,16,34,46,60,65 и др.).
Развитием моторики
Основной целью артикуляционной гимнастики является подготовка артикуляционного аппарата, в частности, органов артикуляции, к работе. В эту работу входит отработка точных, хорошо координированных движений органов артикуляции, достаточной силы и диапазона движений, соответствующего состояния мышечного тонуса при выполнении движений. При наличии нарушений деятельности органов артикуляции гимнастика способствует коррекции дефектов произношения. Задачи артикуляционной гимнастики дополняются развитием тонкой дифференцированности моторных артикуляционных укладов.
Комплексы артикуляционной гимнастики включали в себя упражнения, рекомендованные М. Е. Хватцевым. Разнообразные упражнения для мышц языка, губ, щек, мягкого неба и нижней челюсти способствуют укреплению и развитию артикуляционного аппарата. Нами учитывалась личностная незрелость ребенка с ОНР, которая проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности, стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное действие могут привести к отказу от выполнения. Поэтому задания нами предлагались в игровой форме и вариабельно.
Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН