Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:44, курсовая работа
Цель: Изучить особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников
Задачи: 1) проанализировать понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность»;
2) рассмотреть особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности младших школьников ………………………………………..5
1.1. Понятие коммуникативной компетентности …………………………5
1.2. Развитие коммуникативной компетентности в младшем школьном
возрасте…………………………………….………………………………………18
Выводы по первой главе…………………………………………………..23
Глава II. Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников ……………………………………………………………………….24
2.1. Диагностика коммуникативных умений у младших школьников…………………………………………………………………………24
2.2. Средства формирования коммуникативной компетентности
младших школьников …………………………………………………………….26
Выводы по второй главе……………………………………………….......37
Заключение………………………………………………………………………..38
Литература………………………………………………………………………...
Таким образом, мы видим значительное улучшение развития коммуникативных способностей учащихся младшего школьного возраста.
Изменились и отношения ребят между собой. К концу учебного года 6 человек из класса значительно улучшили уровень коммуникативных способностей. Дети стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда их помощь нужна окружающим.
2.2. Средства
формирования коммуникативной
младших школьников
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами.
Работа в
малых группах менее утомительн
Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.
Эффективными формами работы с учащимися по развитию их коммуникативной культуры являются кружковые или клубные объединения, для которых нами разработана программа формирования коммуникативных умений, рассчитанная на учащихся 2-3-х классов. Занятия проходят во внеурочное время в форме заседаний клуба «Земляне». Первое начинается со знакомства ребят с гномиком Молчуном, который прилетел к ним с планеты Мультляндия и хочет как можно больше узнать о планете Земля, ее жителях и о том, как они общаются. Ребятам нужно рассказать о себе, о жителях нашей планеты, научить инопланетянина Молчуна общаться так, как принято у людей. С этой целью и создается клуб «Земляне».
Организация клуба позволяет: 1) ориентировать учащихся на бесконфликтное позитивное общение, на котором и построена разыгрываемая ими роль представителей человечества;
2) стимулировать интерес учеников к коммуникативной деятельности - ведь они выступают в роли учителей общения для гномика Молчуна;
3) обратить внимание учащихся на важность общения в жизни человека и на различные аспекты коммуникативной деятельности;
4) вовлечь в процесс общения малоконтактных, замкнутых детей.
Заседания клуба проходят один раз в неделю в течение всего учебного года, их продолжительность варьируется от 25 до 35 минут. Тематика и содержание занятий разбиты на три блока.
Блок 1. «Мы - жители планеты Земля».
Цель: формирование у младших школьников целостного представления о человеке как об одном из жителей нашей планеты; воспитание чувства ответственности за свою деятельность на планете.
Тематика занятий: «Земля - наш дом», «Наши земные соседи», «Хозяин ли человек на Земле? »
Блок 2. «Я — человек».
Цель: ознакомление с психологическим портретом человека; формирование отношения к человеку как к личности.
Тематика занятий: «Кто такой человек?», «Человек в прошлом», «Что умеет человек?», «Как ты выглядишь?», «Твой имидж», «Наши мысли», «Наши поступки», «Твой характер», «Что значит быть хорошим человеком? »
Блок 3. «Я и Мы».
Цель: ознакомление с правилами и особенностями общения людей; формирование отношения к человеку как к субъекту общения.
Тематика занятий: «Человек и общение», «Общение без слов», «Речевой этикет», «По одежке встречают...», «Глаза - зеркало души», «Как аукнется - так и откликнется», «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Вместе - дружная семья», «Цветик-семицветик», «Хорошо ли быть зазнайкой?», «Рождается ли истина в споре?», «Давайте говорить друг другу комплименты».
Содержание каждого занятия построено таким образом, чтобы получаемая школьниками информация приобретала для них личностно значимый смысл и определенную эмоциональную окраску. Например, на первом занятии «Земля - твой дом» в ходе беседы о том, как выглядела наша планета раньше и какой она стала сейчас, дети рассматривают иллюстрации и фотографии красивых пейзажей, описывают уголки природы, которые им запомнились, где они любят бывать. Завершает занятие игра: ученики должны в обычном пейзаже за окном подметить что-то необычное, красивое. Одно из занятий второго блока называется «Наши мысли». На нем дети в доступной форме знакомятся с понятием «мышление», а затем обсуждают, каким образом мысли человека влияют на его общение с другими людьми. Школьники рисуют цветными карандашами плохие и хорошие мысли, при помощи мимики изображают лица людей, которых одолевают дурные и приятные мысли. Затем учащиеся обсуждают вопросы:
Учащиеся включаются в практико-ориентированную деятельность посредством беседы, рассказа, соревнования, игры, поведенческого тренинга, упражнений. Работа осуществляется фронтально и индивидуально, в парах и группах сменного состава.
Тренинги, проводимые в рамках программы, направлены на овладение экспрессивными (выразительность), кинетическими (подкрепление речи мимикой, пантомимикой, жестикуляцией), проксемическими (пространственная организация общения) умениями, а также на формирование навыков ведения диалога. Например, для развития выразительности речи используются следующие тренинги:
-Двое или более участников читают по
ролям текст, причем каждый
должен придерживаться определенной интонации
(обвинять, уговаривать, подбадривать,
упрашивать, извиняться и др.).
-Внимательно наблюдая за жестами учителя, определить, соответствует ли жестикуляция интонации, с которой учитель произносит фразу (например, фраза произносится с недоумением, а учитель сопровождает ее угрожающими жестами; фраза произносится с грустью, но сопровождается жестами удивления и др.).
-Выразить заданное эмоциональное состояние (восхищение, недоверие, насмешку, раздражение, радость и др.) интонационно и соответствующими жестами, мимикой.
-Определить, где знак препинания, стоящий
в конце предложения,
не соответствует содержанию фразы: «Ура,
мы едем домой? », «Где ты был!»,
«Как здесь красиво», и т.п.
Для овладения культурой пространственной организации общения учащимся предлагаются такие тренинги:
-Обсудите в парах интересный фильм (важное
событие или любую тему, интересующую
обоих собеседников), располагаясь в разных
концах класса, сидя рядом, напротив друг
друга; выберите наиболее удобный вари
ант расположения в данной ситуации.
-При помощи расстояния и расположения между тобой и твоим собеседником дай ему понять, что ты обижен, недоволен, с удовольствием общаешься, заинтересован беседой и др.
-Попрактикуйтесь и из предложенных вариантов
расположения собеседников (лицом к лицу,
сидя в пол-оборота, рядом) выберите те,
которые
соответствуют следующим ситуациям общения:
деловой беседе, непринужденной дружеской
беседе, выполнению совместной работы,
задания. У младших школьников часто отсутствуют
навыки ведения диалога.
В этой связи в программе занятий представлен цикл тренингов, способствующих формированию культуры ведения диалога: развитие функционального и личностного слушания; ознакомление с этикетными формулами; запрос информации; точность словоупотребления.
Например, для развития функционального слушания каждому ребенку предлагается воспроизвести (можно своими словами) смысл фразы, сказанной ему учителем.
Для личностного слушания предназначены специальные виды тренинга, например рассчитанные на работу в парах. Каждый участник тренинга должен выслушать рассказ собеседника (о каком-нибудь произошедшем с ним случае, об интересном фильме и т.д.), соблюдая следующие правила: быть внимательным, не перебивать, стараться понять смысл рассказа, поддерживать говорящего мимикой, жестами, репликами. После тренинга дети делают вывод о том, что гораздо легче общаться с собеседником, когда он активно слушает, проявляя интерес к сказанному.
Приобретенные младшими школьниками знания и умения ведения диалога закрепляются в процессе бесед «за круглым столом» с элементами сюжетно-ролевой игры: «Почему люди общаются?», «Ты - частичка человечества», «Я и Они», «Что имеем - не храним, потеряем - плачем».
Например, беседа «Что имеем - не храним, потеряем - плачем» проводится в форме суда над грубостью и лживостью. Ребятам предлагаются на выбор роли судей, присяжных, свидетелей. Роли обвиняемых в грубости и лживости детям не предлагаются, а соответствующие реплики озвучивает учитель.
На занятиях клуба «Земляне» преобладают сюжетно-ролевые игры и игры с правилами, поскольку игра в таком возрасте еще очень значима. Сюжеты ролевых игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения. Детям предлагаются реальные, жизненные ситуации: беседа двух попутчиков, покупатель обращается к продавцу за консультацией, в театре перед спектаклем, хозяин принимает гостей, общение с родителями, в библиотеке и т.д. Разбившись на несколько групп, участники игры инсценируют заданную учителем ситуацию так, как считают нужным. После каждой инсценировки проводится обсуждение и выявляются ошибки (если они были) или сразу делается вывод о правилах общения в каждой ситуации.
Аналогично строится работа в ходе сюжетно-ролевых игр с вымышленным сюжетом, где нужно прочитать по ролям предложенную сценку с участием известных сказочных героев и найти ошибки в их общении.
Работа со стимульным материалом осуществляется практически на каждом занятии. Таким материалом являются иллюстрированные задания в разработанной нами рабочей тетради «Путешествие в Мир Общения». Приведем в качестве примера фрагмент работы с тетрадью по теме одного из занятий второго блока.
Тема занятия «Твой имидж».
Вступительное слово учителя:
- Сегодня вы познакомились с понятием имидж. Вы узнали о том, что во внешности и поведении человека характеризует его образ. Молчун решил помочь вам и попытался составить имидж ученика. Посмотрите, все ли правильно сделал гномик. Напишите, что во внешности Молчуна не соответствует имиджу ученика.
Отметьте, что должен делать настоящий ученик.
Хорошо учиться. Слушать внимательно учителя. Разговаривать вежливо.
Опаздывать на уроки. Сорить в классе. Выполнять домашнее задание.
Громко разговаривать в классе. Играть на уроках в «Морской бой».
Каждое занятие завершается работой с «лесенкой успеха». Этот прием помогает детям отслеживать свои достижения.
Один раз в месяц в клубе проводится тематический день, например: День комплиментов, День сюрпризов, День помощи, День похвалы, День улыбок, День наоборот, День прощения, День примирения, День благодарения.
Проведению каждого тематического дня предшествует беседа на соответствующую тему. Так, прежде чем проводить День комплиментов, учитель объясняет детям значение этого слова, обсуждает вместе с ними, как нужно делать комплименты. В течение всего дня дети выполняют общее задание, сформулированное таким образом: «Доброе слово и кошке приятно», - гласит пословица. Постарайтесь сегодня сказать друг другу как можно больше комплиментов».
Каждый тематический день обязательно завершается его анализом. Например, обсуждаются следующие вопросы:
1. Трудно ли было говорить
комплименты (улыбкой отвечать на грубость,
прощать и т.д.)? Почему?
2. Что ты при этом чувствовал? Было ли тебе приятно от того, что ты сделал что-то хорошее для другого человека?
Таким образом, сюжетно-ролевая игра, будучи основой и источником различных творческих актов, развивает продуктивное воображение детей, помогает накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра - своеобразная школа воспитания свободного, бескорыстного отношения ребенка к миру, которое, в свою очередь, оказывается залогом социального и эстетического освоения этого мира.
Выделяя место сюжетно-ролевой игры в огромном многообразии детских игр, обозначим несколько ее функциональных особенностей и назначений.
1.Функции данной игры заключаются в том,
что она позволяет детям
занимать новые эмоционально
привлекательные позиции и этим облегчать
себе выполнение реальной деятельности,
в которую они вводятся.
2.Общение детей в сюжетно-ролевой игре органично и естественно. Командование и подчинение друг другу протекают без принуждения. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь.
Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности