Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:58, курсовая работа
В условиях сложных социокультурных перемен, которые происходят и должны произойти в Казахстане, особое внимание уделяется новому качеству подготовки молодежи к профессиональной деятельности, на что указывается в государственных документах об образовании: Закон РК «Об образовании», программных документах национального проекта «Образование». В данных документах отмечается необходимость решения задачи формирования личности специалиста, профессионализм и культура поведения которого соответствует тенденциям развития современного общества.
Введение……………………………………………………………….
Теоретические предпосылки формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста
Профессиональная культура поведения как психолого-педагогический феномен посвящен экспликации понятия «профессиональная культура поведения»…………………………..
Профессиональное гуманитарное образование в контексте формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста……………………………………………………………
Формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля в педагогической теории и практике……………………………………………………………….
Обобщение опыта современных педагогов по реализаций профессиональной культуры поведения будущего специалиста.....
Последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса
Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста………………………………24
Заключение …………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………….31
Введение………………………………………………………… |
2 | |
1 |
Теоретические предпосылки формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста ………………………. |
8 |
1.1 |
Профессиональная культура
поведения как психолого- |
|
1.2 |
Профессиональное гуманитарное
образование в контексте |
9 |
1.3 |
Формирование профессиональной
культуры поведения будущего специалиста
гуманитарного профиля в |
10 |
2 |
Обобщение опыта современных педагогов по реализаций профессиональной культуры поведения будущего специалиста..... |
19 |
2.1 |
Последовательное включение
будущего специалиста в моделирование
профессионально-культурного |
19 |
2.2 |
Обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста………………………………… |
23 |
2.3 |
Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста………………………………………………. |
24 |
Заключение ………………………………………………… |
27 | |
Список использованной литературы………………………………. |
31 |
Введение
В условиях сложных социокультурных перемен, которые происходят и должны произойти в Казахстане, особое внимание уделяется новому качеству подготовки молодежи к профессиональной деятельности, на что указывается в государственных документах об образовании: Закон РК «Об образовании», программных документах национального проекта «Образование». В данных документах отмечается необходимость решения задачи формирования личности специалиста, профессионализм и культура поведения которого соответствует тенденциям развития современного общества.[1,c12]
В психологии и педагогике к настоящему времени накоплены значительные научные знания, необходимые для решения данной задачи. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки будущего специалиста в высшей школе рассматриваются А.А.Деркачом, И.Ф.Исаевым, Э.Ф.Зеером, Е.А.Климовым, Н.В.Кузьминой, В.И.Слободчиковым, А.М.Столяренко, А.Р.Фонаревым и другими. Особое значение при решении поставленной задачи имеют идеи гуманитарного образования (К.А. Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, М.М.Бахтин, А.С.Запесоцкий, А.Ф.Костюкович, В.В.Краевский, Н.А.Лазарев, А.А. Леонтьев, Н.Н. Нохрина, Ю.А.Репецкий, Н.И.Чернова и другие), а также идеи, связанные с разработкой и реализацией педагогических стратегий (П.Я.Гальперин, В.В.Игнатова, В.С.Нургалеев, О.А.Шушерина и другие).[3,c42]
В трудах отечественных и зарубежных ученых представлены различные теории, концепции поведения (С.Ф.Анисимов, А.Бандура, Л.С. Выготский, К.Левин, Ж.Пиаже, Дж.Роттер, Б.Скиннер, Э.Торндайк и другие) и культуры (А.Г.Асмолов, В.П.Большаков, В.А.Головашин, Н.Б.Крылова). Имеются работы по изучению модуса поведения и смежных с ним понятий (О.С.Богданова, А.М.Боковиков, Б.В.Зейгарник, М.Л.Князева, А.Р.Фонарев, В.П.Фурманова и другие).
Культура поведения будущего
специалиста как
Цель курсовой: выявить педагогические условия, способствующие формированию профессиональной культуры поведения будущего специалиста.
Задачи курсовой: рассмотреть педагогические условия, способствующие формированию профессиональной культуры поведения будущего специалиста.
Объект исследования: формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста в вузе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля.
Методы педагогического исследования: общетеоретические — анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования; эмпирические — беседа; анализ продуктов учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов гуманитарного профиля, самооценка, экспертные сравнения наблюдения; статистические многофункциональные критерий Фишера.[3,c23]
Одно из требований общества к системе
образования – это подготовка
высококвалифицированных
Образование отдельного человека складывается и растёт в ходе взаимодействия личности и культурой общества, чем разнообразнее и шире контакты личности с мировой культурой, тем богаче перспективы индивидуального образования. Главная роль в организации этих контактов на протяжении веков принадлежала образовательным учреждениям (школам, университетам, академиям и т.п.) способным вывести учащихся за рамки культуры своей ниши. Само слово культура («cultura») латинского происхождения, оно просходит от существительного «культ» («cultus») и восходит к глаголу «сolo», имеющему несколько групп значений, каждая из которых каким-либо образом отразилась в современном звучании слова «культура»: почитать, чтить уважать, оказывать внимание, обращаться, понимать, обходиться, украшать, усердно заниматься, деятельно осуществлять, насаждать, взращивать, обрабатывать, возделывать. К примеру российский учёный Симоненко В.Д. отмечает, что в «в процессе развития культуры человек создаёт определённую культуру», которая характеризует исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.[13,c23]
Л.Н.Коган утверждает, что культура, - это «концентрированный опыт предшествующих поколений дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении».[6,c45]
Культура представляет собой сложноорганизованную
систему, элементы которой множественны,
тесно переплетены и
Все перечисленные нами виды и формы культуры неразрывно связаны между собой и во всех классификациях присутствует профессиональная культура. Профессиональная культура создаётся людьми, профессионально занятыми какой либо сферой деятельности и, как правило прошедшими специальную подготовку к ней. Вопросы формирования профессиональной культуры специалистов на различных уровнях образования стали сегодня одними из актуальных изучаемых. И аналогично тому, что по отношению к общему понятию культуру можно рассматривать различные оценочные критерии, так и в отношении профессиональной культуры специалиста выделяют целый ряд направлений исследований. В узком понимании профессиональная культура - это совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом деятельности. Одним из показателей владения профессиональной культурой является квалификация.[4,c56]
Необходимо различать:
На формирование профессиональной
культуры будущего специалиста влияют
как особенности самой
Решающую роль в формировании профессиональной культуры поведения остаётся за учреждениями профессионального образования. Формирование профессиональной культуры поведения способствует достижению профессионального успеха и требует особого внимания при подготовке будущего специалиста. Профессиональное образование создаёт условия для профессионального становления, развития и самореализации личности. Таким образом, среди факторов становления профессиональной культуры выпускника профессионального колледжа следует назвать культуру образовательного учреждения, где студент получает теоретические знания в избранной сфере профессиональной деятельности, у культуру организаций где проходит производственная практика.[23,c25]
По мнению Н. Акбарова в формировании профессиональной культуры основой является функции деятельности личности в профессиональной готовности. Профессиональнная готовность – это система профессионального образования обращённая на скорость восприятия проделанной определённой работы.[34,c45]
К.Ишонова профессиональная культура
объясняет как комплекс профессиональных
и педагогических знаний, педагогической
мораль, культуры речи, техники жестов,
а также возможность
По итогам анализа научной литературы по мнению узбекского учённого Д.Химматиллаева в понятии профессиональная культура наблюдается активная взаимосвязь между профессиональной деятельностью, профессиональных знаний и разработкой активных методов.
К примеру, российский учёный Н.Б.Крылова считает, что профессиональная культура складывается из профессиональных и деловых качеств. Крылова различает две культуры: общую профессиональную культуру и специальную. Она считает, что общая профессиональная культура складывается в единстве убеждённости в социальной значимости своей профессии; развитого чувства профессиональной гордости; трудолюбия и работоспособности; предприимчивости, энергичности и инициативности; свободного владения нормами научной организации труда; знаний теории управления и основ социальной психологии; организаторских способностей; готовности и заинтересованности в овладении нормами смежных специальностей, в расширении профессионального опыта. Специальная профессиональная культура у специалистов различного профиля включает совокупность качеств, отражённых узкоспециальными разделами профессиограмм.[34,c13]
Д.В.Чернилевский, анализируя профессиональную культуру, характеризует её как меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах профессиональной деятельности,направленных на освоение, передачу и создание ценностей и технологий. Профессиональная культура специалиста неразделима с индивидуальной культурой конкретного человека. Под индивидуальной культурой понимаются характер, нравы, обычаи, привычки; сознание и самосознание; умения, навыки; интеллект и чувства человека - короче говоря, целостную систему понятий и представлений о мире и о себе в этом мире. В процессе современного социально-экономического развития нашего общества, «человек должен стать подлинным хозяином своей судьбы, ответственным за личную и профессиональную судьбу не только перед обществом, но и прежде всего перед самим собой.
Выше показанная модель будущего младшего специалиста кроме знаний, умений и навыков также должен обладать профессионально важными качествами личности, уметь организовывать и поддерживать производственные отношения. И если знания и умения можно сформировать в процессе учебно-воспитательной работы проводимой в образовательном учреждении, то остальное из перечисленного приобретается только с опытом работы на конкретном производстве. И здесь мы опять делаем акцент на то, что среднее профессиональное образование является практико-ориентированным. Учебные и производственные практики позволяют моделировать с достоверной точностью различные производственные процессы.[45,c25]
Информация о работе Формирование культуры поведения будущих специалистов