Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:58, курсовая работа
В условиях сложных социокультурных перемен, которые происходят и должны произойти в Казахстане, особое внимание уделяется новому качеству подготовки молодежи к профессиональной деятельности, на что указывается в государственных документах об образовании: Закон РК «Об образовании», программных документах национального проекта «Образование». В данных документах отмечается необходимость решения задачи формирования личности специалиста, профессионализм и культура поведения которого соответствует тенденциям развития современного общества.
Введение……………………………………………………………….
Теоретические предпосылки формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста
Профессиональная культура поведения как психолого-педагогический феномен посвящен экспликации понятия «профессиональная культура поведения»…………………………..
Профессиональное гуманитарное образование в контексте формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста……………………………………………………………
Формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля в педагогической теории и практике……………………………………………………………….
Обобщение опыта современных педагогов по реализаций профессиональной культуры поведения будущего специалиста.....
Последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса
Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста………………………………24
Заключение …………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………….31
Результативность формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста обеспечивается созданием и реализацией в единстве и взаимосвязи педагогических условий:
- последовательное включение
будущего специалиста в
- обогащение культурными
смыслами профессионального
Одной из важнейших составляющих профессиональной социализации современных студентов, будущих специалистов, является формирование профессиональной культуры, которую можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в профессиональной деятельности. В профессиональной культуре специалиста находит свое выражение не только связь и взаимодействие общества, личности и профессии, но и вся его индивидуальная культура. [33,c24]
Таким образом, профессиональную
культуру можно определить как совокупность
мировоззренческих и
К структуре профессиональной
культуры существуют различные подходы.
Так, согласно первому подходу, профессиональная
культура ограничивается профессиональными
навыками, умениями, знаниями, а культурный
аспект деятельности обеспечивается общей
культурой индивида. На наш взгляд,
более прогрессивным и
Безусловно, культура специалиста складывается в единстве и взаимодействии всех составляющих, их разделение возможно только условно. В деятельности она всегда проявляется целостно, и в этом ее принципиально важная особенность. Тем не менее, именно духовная сторона профессиональной культуры отражает ее специфические ценности, нормы и отношения, регулирующие профессиональное поведение субъекта профессиональной деятельности, именно она предъявляет систему нравственных требований к представителям соответствующих профессиональных групп.[35,c55]
Нравственность является важнейшей составляющей профессиональной культуры. Овладение профессиональной культурой всегда сопровождается внутренними и внешними изменениями личности, ее сознанием и деятельностью. Таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности, сочетание профессиональных способностей, знаний, умений, навыков и опыт при достаточно высоком уровне нравственной культуры.
В настоящее время в деловой среде многих стран большое внимания уделяется вопросам морали: создаются этические кодексы, как на уровне небольших предприятий, так и на уровне мирового сообщества. Соблюдение профессиональной этики становится одним из показателей профессионализма. Личность человека становится целью специализированной деятельности. Совершенствование профессиональной деятельности специалиста - это не только расширение его знаний, но и повышение его моральной культуры. Так Е.Г.Силяева характеризует моральную культуру как совокупность действующих и развивающихся нравственных знаний, определенного стиля мышления и соответствующей деятельности. Специфика этической культуры - в наличии обязательного элемента - этических убеждений и установок. В деятельностном плане этическая культура - это «высоко осознанная установка, состоящая в реализации нравственных потребностей в сфере профессионально-этической деятельности». Этическую культуру рассматривают как черту личности, как устойчивое личностное образование, характеризуемое типичными тенденциями поведения.[29,c65]
По мнению Крыловой Н.Б., нравственный фактор (блок «духовная культура, нравственный облик») в профессиональной культуре – это, прежде всего, долг, готовность честно и добросовестно трудиться, твердые нравственные убеждения, открытость, доброжелательность, умение работать с людьми, чуткость, внимание и доверие к людям, честность, принципиальность, правдивость, неподкупность, скромность, единство слова и дела, готовность подчинить личные интересы общественным, самоотверженность, оптимизм, сознательность, требовательность к себе, порядочность, самокритичность, высокая культура дискуссии, чувство человеческого достоинства, культурный кругозор, эрудиция, потребность в постоянном самообразовании.
В профессиональной деятельности степень сформированности составляющих профессиональной культуры могут не совпадать: хороший специалист с отсутствием нравственной личностной основы или порядочный человек, но посредственный специалист. И тот, и другой вариант – явление негативное в профессиональной деятельности.
В структуре деятельности специалиста типология его профессиональной культуры в значительной степени определяется его специальностью и профессией. Если для врача, преподавателя нравственный аспект составляет элемент не только духовной культуры, но и является основой их профессиональной культуры, то для строителя, инженера - это своеобразная конструкция, которая во многом определяет устойчивость и расширяет возможности реализации его профессиональных качеств. Но, в любом случае, нравственная составляющая профессиональной культуры не является ненужным багажом для любого специалиста.[34,c59]
Развитие духовного блока
профессиональной культуры специалистов
актуализирует и фактор возрастания
ответственности работников за свои
профессиональные действия: в наше
время последствия неправильных
решений людей, в том числе
и затрагивающих природный
Современная профессиональная культура развивается в условиях возрастания внимания общества к культуре взаимодействия. Бурное развитие непроизводственной сферы (ученые говорят о «сервизации экономики»). В США доля работ в сфере услуг к середине 1990-х годов достигла 75%, а к 2005 года – должна была достичь отметки 80%. Возрастание количества специалистов, которые трудятся в сфере «человек – человек» приводят к необходимости специальной подготовки работников для «контактной зоны». В первую очередь – это межкультурная, межличностная коммуникация, основанная на профессиональной этике.
В деловой сфере человек играет ряд специфических ролей – специалиста, работника, исполнителя, руководителя, подчиненного, коллеги и т.д. Недостаточный учет особенностей всех деловых взаимоотношений с партнером (от внешнего вида представителей и манер их поведения, до способов регистрации необходимой в деле информации), различные требования, нормы и правила, существующие в нашей стране и в других странах, приводят к серьезным конфликтам. С помощью коммуникативной этики как компонента профессиональной культуры личности человек предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия. Коммуникативная компетентность личности раскрывается в отношении к людям, к самому себе, особенностях взаимоотношений между людьми, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою позицию и проявляется в умении моделировать личность собеседника, добиваться реализации коммуникативной интенции с помощью вербальных и невербальных средств и технологий, т.е. продуктивно выходить из конфликтной ситуации.
Значение коммуникативной
этики в деловой сфере
Особое внимание как основы
социально-психологического и коммуникативного
аспекта профессиональной культуры,
сегодня уделяется
Нужно отметить, что формирование нравственного компонента профессиональной культуры личности будущего специалиста в вузе сложный, многогранный процесс, который осуществляется, через всю совокупность преподаваемых в вузе дисциплин, главной целью которого является воспитание культурного специалиста.
Постоянная общекультурная подготовка (как подсистемы непрерывного образования), что особенно важно, учитывая положения новой доктрины ЮНЕСКО «Образование через всю жизнь», должна стать неотъемлемой частью всех форм и направлений подготовки специалистов. Она должна включать большой набор спецкурсов и спецсеминаров по философским, культурологическим, этическим, эстетическим проблемам истории и современности. В учебные программы нельзя вложить все. Главное - достижение системности и целостности знаний о человеке, единство мировоззрения и мировосприятия, создание гуманитарных основ (философских, нравственных, эстетических) интеллигентности, расширение кругозора на основе личностных потребностей, интересов и соответствующего выбора направления самообразования.
Значительную роль в формировании
нравственного аспекта
В вузе под влиянием нравственной составляющей: устремлений, жизненных целей, возможности самовыражения и самореализации, закладываются основы отношения к труду, к своей специальности. Важно на всем профессиональном пути поддерживать и развивать это социальное качество. Все культурные «приобретения» специалиста и прямо, и опосредованно, влияют на становление его идейной зрелости и нравственное развитие, на мотивы и установки деятельности.[24,c51]
Формирование духовной стороны профессиональной культуры будущего специалиста, на наш взгляд, осложнено рядом трудностей. Во-первых, уровень сформированности учебных планов в некоторых вузах, гуманитарный аспект, ответственный за формирование духовности, недостаточно представлен предметами, развивающими нравственную культуру. Во-вторых, низкий уровень профессиональной ориентации, низкая информированность студентов о будущей профессии, в том числе и о качествах, которыми должен обладать специалист, что приводит к тому, что студенты зачастую не осознают важность этических знаний для своей будущей работы, а с практической деятельностью они еще не сталкивались. Потребность и уровень усвоения подобных знаний намного выше у людей, проработавших несколько лет, или у студентов, совмещающих работу и учебу. В-третьих, трудно сформировать нравственные качества у молодых людей в условиях безнравственности, на фоне кризиса ценностей, недооценки нравственности в жизни общества.
Информация о работе Формирование культуры поведения будущих специалистов