Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 14:50, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: изучение роли межпредметных связей на развитие письменной речи младшего школьника в процессе обучения русскому языку в 3 классе. Объект исследования: процесс обучения русскому языку в 3 классе. Предмет исследования: развитие письменной речи третьеклассников на уроках русского языка в условиях межпредметных связей.
Содержание
Введение 1. Теоретические аспекты проблемы развития связной речи у учащихся младшего школьного возраста 1.1 Особенности развития речи младших школьников 1.2 Письменная речь и задачи ее развития 1.3 Межпредметные связи и их роль в формировании связной речи младшего школьника 2. Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей 2.1 Анализ ГОСО РК, программных требований по русскому языку для 3 класса к развитию письменной речи младших школьников 2.2 Изложения и сочинения - основные приемы развития связной письменной речи младшего школьника 2.3 Организация и результаты эксперимента по развитию письменной речи на уроках русского языка в 3 классе в условиях межпредметных связей Заключение Список использованных источников
13. Капинос В.И. Работа
по развитию речи учащихся
в свете теории речевой деятельности
// Русский язык в школе. - 1978. - №4.
- С.58-66.
14. Русский язык в начальных
классах: Теория и практика обучения
/ М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская
и др.; под ред. М.С. Соловейчик. - 3-е изд.
- М.: Академия, 1997. - 383 с.
15. Большой психологический
словарь / Сост. и общ. Ред.Б. Мещеряков,
В. Зинченко. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003.
- 672с.
16. Методика обучения грамоте:
Учебно-методическое пособие для
преподавателей и студентов педагогических
учебных заведений (по специальности
"Учитель начальных классов")
/ Сост. Сальникова Т.П. - М.: ТЦ "Сфера",
2000. - 355 с.
17. Львов М.Р. Словарь - справочник
по методике преподавания русского
языка. - М.: Академия, 1999. - 289 с.
18. Львов М.Р. Общие вопросы
методики русского языка. - М.: Наука,
1983. - 344 с.
19. Зеленкова Т.В. Активизация
творческого воображения у младших
школьников // Начальная школа. - 2000.
- № 10. - С.4-5.
20. Безруких М.М. Обучение письму:
Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. -
218 с.
21. Колягин Ю.М., Алексеенко
О.Л. Интеграция школьного обучения // Начальная
школа. - 2001. - № 9. - С.28-31.
22. Светловская И.С. Об интеграции
как методическом явлении и ее возможностях
в начальном обучении // Начальная школа.
- 1990. - № 5. - С.57-60.
23. Русский язык в начальных
классах: Теория и практика обучения
/ М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская
и др.; под ред. М.С. Соловейчик. - 3-е изд.
- М.: Академия, 1997. - 383 с.
24. Федорец Г.Ф. Межпредметные
связи в процессе обучения. - Л., 1983. - 83 с.
25. Интегрированные уроки
по общеобразовательным дисциплинам
и природоведению в начальных
классах / сост.е.И. Руднянская. - Волгоград:
Учитель, 2005. - 70 с.
26. Евладова Е.Б., Петракова Т.И.,
Пентин А.Ю., Чечеткин Ю.В. На пути к открытию
мира // Начальная школа. - 1991. - № 6. - С.82-86.
27. Кулагин П.Г. Межпредметные
связи в процессе обучения. - М.: Просвещение,
1981. - 96 с.
28. Максимова В.Н. Межпредметные
связи в процессе обучения. - М.: Просвещение,
1988. - 192 с.
29. Максимова В.Н. Межпредметные
связи и совершенствование процесса обучения.
- М.: Просвещение, 1984. - 144 с.
30. Максимова В.Н. Межпредметные
связи как средство повышения качества
обучения младших школьников // Межвузовский
сборник научных трудов. - Л., 1987. - 146 с.
31. Зверев И.Д. Взаимная
связь учебных предметов. - М., 1977.
32. Батурина Г.И., Скаткин
М.Н. Межпредметные связи, их роль в процессе
обучения. - М.: Просвещение, 1973. - 225 с.
33. Материалы V Международной
научно - практической конференции
"Наука и образование - 2007". -
Том 1. Педагогические науки. - Днепропетровск:
Наука и образование, 2007. - 112 с.
34. Кошмина И.В. Межпредметные
связи в начальной школе. - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 144 с. - (Библиотека
учителя начальной школы).
35. Щукина Г.И. Активация
познавательной деятельности учащихся
в учебном процессе. - М.: Просвещение,
1979. - 320 с.
36. Квасных Г.С. Роль межпредметных
связей в методике преподавания русского
языка // Менеджмент в образовании. - 2006.
- № 2. - С.36-42.
37. Львов М.Р. Методика
развития речи младших школьников.
- М.: Просвещение, 1985. - 176с.
38. Морозова И.Д. Виды изложений
и методика их проведения. - М.:
Просвещение, 1984. - 184с.
39. Львова М.Е. Взаимосвязь
обучения изложениям и сочинениям
// Начальная школа. - 1984. - № 3. - С.32 - 35.
40. Карманова Т.Б. Опыт
работы над выборочным изложением
// Начальная школа. - 1997. - № 1. - С.29 - 31.
41. Есенина С.А. Как научить
Вашего ребенка писать изложения.4
класс (Пособие для начальных
классов). - М.: "Грамотей", 2007. - 112 с.
42. Львова М.Е. Взаимосвязь
обучения изложениям и сочинениям
// Начальная школа. - 1984. - № 3. - С.32 - 35.
43. Потурьева Л.В. Обучение сочинению
в 1-х классах // Начальная школа. - № 2. -
1988. - С.30-35.
44. Черноусова Н.С. Сочинения
в начальных классах. - М.: Просвещение,
1976.
45. Воробьева В.И., Тивикова
С.К. Сочинения по картинам в начальных
классах. - М.: ООО "Изд-во "Астрель";
ООО "Изд-во АСТ", 2002. - 224 с.
46. Русский язык: учебник
для 3 класса общеобразовательной
школы / Мендекинова Р.Т., Никитина С.А.,
Кабдолова К.Л., Кульгильдинова Т.А. - Алматы:
Атамұра, 1999. - 336 с., илл.
47. Литература: учебник для
3 класса общеобразовательной школы.
- 2-е изд., переработанное / Павленко
В.К., Абенова Т.К., Лосева Е.М., Шмырева А.А.
- Алматы: Атамұра, 2003. - 304 с., илл.
48. Познание мира: учебник
для 3 класса общеобразовательной
школы / К. Жунусова, А. Бирмагамбетов, К.
Аймагамбетова. - 2-е изд. перераб. - Алматы:
Атамұра, 2003. - 176 с., илл.
49. Изобразительное искусство:
учебник для 3 класса общеобразовательной
школы / У.Ш. Ибрагимов, К.К. Болатбаев, Б.А.
Алмухамбетов, З.Ш. Айдарова.2-е изд. - Алматы:
Атамұра, 2003. - 136 с., илл.
7) Замени повторяющиеся и однокоренные
слова синонимами.
В вазе лежат конфеты. Конфеты
сделаны из шоколада. Оля и Рома берут
конфеты из вазы. Оля и Рома любят конфеты.
Оля и Рома вообще любят сладкое.
2. Прослушивание
текста.
Велосипедная прогулка
Стояло теплое лето. Дима жил
на даче. Он часто катался на велосипеде.
Однажды мальчик со своим другом Максимом
поехали на далекое озеро. До него было
километров десять. Мальчики выехали из
поселка и покатили по проселочной дороге
через широкое поле. За полем начинался
лес. Велосипедисты ехали по извилистой
тропке среди елок и сосен. Иногда им встречались
лиственные деревья. Но вот лес закончился.
Дима и Максим проехали через большую
деревню и скоро спустились к озеру. Мальчики
выкупались и поспешили обратно.
3. Вопросы по
тексту.
1. Как еще можно озаглавить
этот рассказ?
2. Близко ли от дачи
было озеро?
3. Как велосипедисты добрались
до поля?
4. Какие деревья они
видели в лесу?
5. Где пролегала дорога
мальчиков после леса?
6. Зачем ребята ездили
на озеро?
4. Прочитай текст.
Перескажи. Раздели его на абзацы.
Озаглавь каждый абзац. Составь
план.
5. Орфографическая
подготовка
1) Подбери проверочные
слова. Вставь буквы.
Ст…яло - , тепл. е - , к. тался
- , д. лекое - , оз. ро - , дес…ть - , ш…рок.
е - , нач…нался - , тро. ке - , ср. ди - , встр…чались
- , б…льшую - , д. ревню-, посп…шили -
2) Объясни написание приставок.
П. ехали, п …катили, пр…селочной,
н…чинался, пр…ехали, п…спешили
5) Замени повторяющиеся
и однокоренные слова синонимами.
В хороший весенний денек хорошо
пройтись по лесу. В лесу весело поют птицы.
Птицы недавно прилетели с юга. Уже появились
первые цветы. Цветы виднеются среди травы.
6) Построй предложение
так, чтобы было понятно к какому
слову относиться местоимение. Замени,
где нужно, множественное число
единственным и наоборот.
- Под елками лежит опавшая
хвоя. Они кажутся сплошным ковром.
- Журналист написал статью
для журнала. Он выйдет через
неделю.
- В коридоре Оксана
встретила Мишу и Колю. На нем
был пестрый свитер.
2. Прослушивание текста.
На море.
В конце августа
мы с родителями поехали на Черное море.
Мы отдыхали на южном берегу полуострова
Крым. Я много купался и загорал. Папа научил
меня хорошо плавать. Мы с ним ныряли и
разглядывали морское дно. А еще мы с папой
и мамой ходили в горы. Горы здесь невысокие.
Мы даже сумели взобраться на вершину
одной горы. После двух недель отдыха мы
вернулись в родной город загорелые и
отдохнувшие. Но я долго буду вспоминать
о чудесном времени на морском берегу.
3. Вопросы по тексту.
1. Как еще можно озаглавить
этот рассказ?
2. Где отдыхал мальчик
с родителями?
3. Чему папа научил
его?
4. Почему мальчик с
папой и мамой сумели взобраться
на вершину горы?
5. О чем будет долго
вспоминать мальчик?
4. Прочитай текст. Перескажи.
Раздели его на абзацы. Озаглавь
каждый абзац. Составь план.
5. Орфографическая подготовка.
1) Подбери проверочные
слова. Вставь буквы.
к. нце - , с р. дителями - , на в.
ршину - , р. дной - , о чуде. ном - , на м. рском
- , б. р. гу -
2) Объясни написание приставок.
П. ехали,. тдыхали, н. учил, вз.
браться.
3) Выпиши имена собственные.
4) Прочитай трудные слова
по слогам. Обрати внимание на
них, когда будешь писать изложение.
Полуострова, загорал, невысокие,
разглядывали.
6. Лексическая подготовка.
1) Подбери синонимы
чудесный - , хорошо - ., взобраться
-
2) Подбери антонимы.
вершина (горы) - , вспоминать
-
3) Объясни значение слова.
Вершина.
4) Перифраз. Скажи по-другому.
После двух недель отдыха мы
вернулись в родной город. Но я долго буду
вспоминать о чудесном времени на морском
берегу.
5) Перескажи текст по
плану.
7. Творческое задание.
В этом тексте пропущен абзац,
который содержит описание морского дна.
Когда будешь писать изложение, постарайся
дать это описание.
8. Написание изложение "На
море".
Приложение Б
Методические разработки сочинений
для 3 класса.
Конспект урока. Сочинение-описание
"Моя комната".
Цели :
1. Повторение особенностей
описательного текста, и формирование
умения анализировать и сравнивать
описания.
2. Формирование умения
строить описание (последовательно
и связно описывать).
3. Формирование умения
раскрывать тему и основную
мысль в сочинении;
4. Формирование умения
отбирать материал в соответствии
с темой сочинения.
5. Формирование умения
использовать прилагательные в
описательном тексте.
Ход урока.
1. Повторение особенностей
описательного текста. Обсуждение
речевого оформления сочинения (формирование
умения использовать прилагательные
в описательном тексте).
Какие особенности имеет описание?
(Отвечает на вопрос какой предмет,
человек, выражает отношение автора к
описываемому, помогает нам ясно и чётко
представить то, о чём говорит автор.)
Послушайте 2 текста и скажите,
в каком из них ученик лучше описывает
свою комнату, обоснуйте свою точку зрения:
Учитель зачитывает 2 сочинения:
"Мы живём
в доме на втором этаже.
В мой комнате есть
диван, два кресла, шкаф, трельяж, компьютер,
стол, стул, пианино, телевизор и видеомагнитофон.
В ней нет спортивной стенки, а у моего
друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную
стенку. Ещё в моей комнате есть три окна.
"