Формирование пространственного мышления у детей с дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
В данной работе рассматриваются основные методики коррекции дизартрии у детей, приводятся рекомендации учителей-логопедов, имеющих положительной опыт коррекции этого тяжелого заболевания.

Содержание

Введение

1. Причины, симптомы и основные методы лечения дизартрии

2. Методики корректировки речевого дыхания при дизартрии

2.1. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

2.2. Упражнения для развития речевого дыхания

3. Коррекция речи при дизартрии

3.1. Артикуляционная гимнастика

3.2. Игровые методы

3.3. Наглядность и технические средства обучения

4. Формирование пространственного мышления у детей с дизартрией

4.1. Методики исследования пространственного мышления у младших школьников с дизартрией

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Дизартрия.DOC

— 229.50 Кб (Скачать файл)

      Т.е. в результате действия комплекса  причин происходит поражение коры головного  мозга на разных уровнях, это приводит к нарушению передачи нервных импульсов из коры г.м. по всем уровням к мышцам арт. аппарата. Следовательно - нарушение функционирования.

   Симптомы:

  • Речевые:

      - нарушение  звукопроизношения. В зависимости  от степени поражения может  страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).

      - нарушение  просодики - темпа, ритма, модуляции,  интонации. 

      - нарушение  восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.

      - нарушение  грамматического строя речи.

  • Неречевые:

      - нарушения  двигательного аппарата (дизартрия  всегда сопровождает ДЦП).

      - нарушение  эмоционально-волевой сферы. 

      - нарушение  ряда психических функций (внимание, память, мышление).

      - нарушение  познавательной деятельности.

      - своеобразное  формирование личности.

      Классификация очень сложная и объемная. Детям  в речевых садах чаще всего ставят стертую форму дизартрии, она относительно простая по сравнению с остальными, встречается чаще всех остальных форм. Корректируется все в комплексе: дыхание, голосообразование, темп, ритм, произношение, грамматика.

      Дальше  мы рассмотрим методики корректировки дыхания, голосообразования, темпа, ритма, произношения, грамматики, мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. МЕТОДИКИ КОРРЕКТИРОВКИ РЕЧЕВОГО  ДЫХАНИЯ ПРИ 

      ДИЗАРТРИИ 

      В клинической картине дизартрии  неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.

      Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У дизартриков эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дизартриков делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко дизартрики (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

      При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.

      2.1. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

      В логопедической работе над речевым  дыханием детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная  гимнастика А.Н. Стрельниковой.  Стрельниковская дыхательная гимнастика - детище нашей страны, создавалась она на рубеже 30-40-х годов как способ восстановления певческого голоса, потому что А.Н.Стрельникова была певицей и его потеряла.

      Эта гимнастика - единственная в мире, в  которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

      Упражнения  активно включают в работу все  части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.

      Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через  нос (при абсолютно пассивном  выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.

      Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте.

      В гимнастике основное внимание уделяется  вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, - это уметь затаить дыхание, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

      При обучении гимнастике А.Н. Стрельникова советует выполнять 4 основных правила.

      Правило1. "Гарью пахнет! Тревога!" И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

      Правило2. Выдох - результат вдоха. Не мешайте  выдоху уходить после каждого  вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему.Думайте только: "Гарью пахнет! Тревога!" И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

      Правило3. Повторяйте вдохи так, как будто  вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп - 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока - 1000-1200 вдохов, можно и больше – 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов - 1-3 секунды.

      Правило4. Подряд делайте столько вдохов, сколько  в данный момент можете сделать легко.

      Весь  комплекс состоит из 8 упражнений. В  начале - разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага "сотню" вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда?" Чтобы понять гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.

      Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном  темпе. Можно, стоя на месте, можно при  ходьбе по комнате, можно переминаясь  с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: "ноги накачивают в меня воздух". Это помогает. С каждым шагом - вдох, короткий, как укол, и шумный.

      Освоив  движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую - на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и частою Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Движения головы

  • Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?". Нюхайте воздух..
  • "Ушки". Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: "Ай-яй-яй, как не стыдно!". Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правой ухо идет к правому плечу, левое - к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием - вдох.
  • "Малый маятник". Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: "Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?".

Главные движения

  • "Кошка". Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.
  • "Насос". Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех

наших движений-вдохов это самое результативное.

  • "Обними плечи". Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: "Плечи помогают воздуху". Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.
  • "Большой маятник". Это движение слитное, похожее на маятник: "насос"-"обними плечи", "насос"-"обними плечи". Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Вперед - назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.
  • "Полуприседы". Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзяди чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох – короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

    Далее следует специальная тренировка "затаенного" дыхания: короткий

вдох  с наклоном, дыхание максимально  задерживается, не разгибаясь, надо вслух  считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе "восьмерок" увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше "восьмерок". С третьей или четвертой тренировки произнесение заикающимися "восьмерок" сочетается не только с наклонами, но и с упражнениями "полуприседы". Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать "схваченное в кулак" дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, "восьмеркам" на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений. 

      2.2. Упражнения для развития речевого  дыхания

      В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:

- Выберите  удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите  одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

- Произведите  короткий, спокойный вдох через  нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

- Сделайте  короткий вдох при открытом  рте и на плавном, протяжном  выдохе произнесите один из  гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

-  Произнесите  плавно на одном выдохе несколько звуков: 
аaaaa   аaaaaooooooo   аaaaaуууууу

- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

- Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит.  
Правой рукой строят – левой ломают.  
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.  
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.  
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.  
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.  
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
 
- Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Репка.

Посадил дед репку. Выросла  репка большая-пребольшая.  
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.  
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!  
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!  
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!  
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!  
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

Информация о работе Формирование пространственного мышления у детей с дизартрией