Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:28, курсовая работа
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Задачи исследования:
Дать характеристику и сущность понятия самооценка.
Проанализировать особенности самооценки старших дошкольников.
Разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Обосновать условия эффективности формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты формирования самооценки в дошкольном возрасте
7
1.1 Сущность и содержание понятия «самооценка»
1.2 Особенности самооценки детей в дошкольном возрасте
11
Глава 2
Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
32
2.1 Методы изучения самооценки у детей дошкольного возраста и анализ результатов исследования
2.2 Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
39
2.3 Оценка эффективности проведенных мероприятий
53
Заключение
58
Список использованных источников
Игра «Скучно, скучно так сидеть».
ЦЕЛЬ. Развитие раскованности, формирование хорошего настроения.
ОПИСАНИЕ. Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стены комнаты также стоят стулья, но их число на один меньше количества детей. Дети садятся около первой стены. Ведущий говорит:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула. Не разрежается начинать бег раньше, чем кончится стишок. Запрещаемся спихивать товарища со стула, если он первый занял его.
Подвижные игры соревновательного характера пробуждают активность каждого ребенка, они учат подчиняться определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих. Такие игры вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, отвлекают от неприятных мыслей и фантазий.
Игра «Зеваки».
ЦЕЛЬ. Развитие произвольного внимания, мышления.
ОПИСАНИЕ. Играющие, идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего - останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала ведущего. Коли ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончиться, когда 2-3 ребенка остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.
Игровая ситуация способствует максимальному слуховому сосредоточению. Ребенок самостоятельно осознанно управляет своей деятельностью (хлопает в ладоши, меняет направление движения). Кроме того, эта игра учит детей спокойно относиться к своим неудачам, радоваться успехам других.
ТЕМА 5: «НАША ПАМЯТЬ».
Игра «Повтори за мной».
ЦЕЛЬ. Развивать слухо - моторную память.
ОПИСАНИЕ. Дети стоят вокруг ведущего. Ведущий прохлопывает определенный ритм. Один из детей (по желанию) повторяет ритм. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.
Необходимость запомнить определенный ритм активизирует внимание детей. Кроме того, дети должны сопоставить воспроизведенный ритм их товарищей, с услышанным.
Игра «Слушай и исполняй».
ЦЕЛЬ. Развитие внимания и памяти.
ОПИСАНИЕ. Ведущий напоминает детям игру «Четыре стихии» (смотри тему №2.)Ведущий: «Сейчас я буду говорить одно, а делать совсем, другое. Вы должны делать только то, что я говорю». Ребенок, совершивший ошибку, выбывает из игры. Игра заканчивается, когда в игре остается 2-3 человека. Они торжественно объявляются победителями. Все хлопают. Тоже что и игра «Зеваки».
Дидактическая игра по сюжетным картинкам.
ЦЕЛЬ. Тренировка слухоречевой памяти.
ОПИСАНИЕ. Дети рассматривают сюжетные картинки, говорят по несколько предложений, затем переворачивают изображением вниз и передают друг другу. По сигналу ведущего каждый раскрывает ту картинку, которая у него в руке. Открыв ее, ребенок должен пересказать тот рассказ, который был составлен первым хозяином.
Самостоятельное придумывание предложений - довольно сложная умственная деятельность, опора на картинки позволяют начать рассказ, особенно тем детям, которые не уверены в себе. Игровая ситуация снимает напряжения, и заставляет внимательно слушать своего товарища, и воспроизвести его рассказ. Необходимость словами описать свои впечатления от картинки, активизирует словарный запас.
ТЕМА 6: «Я – ЭТО Я».
Каждый ребенок должен осознать, что хорошо думать и говорить о себе, является не чем иным, как проявлением чувства собственного достоинства, помогающим обрести необходимую многим уверенность в себе и своих силах. Чувство самоуважения и уверенности в себе позволит детям включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами, добиваться значительных успехов в общении с другими людьми.
Игра «Замри».
ЦЕЛЬ. Развитие произвольности движений.
ОПИСАНИЕ. Звучит музыка. Дети прыгают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, дети замирают в тех позах, в которых их застал музыкальный перерыв. Затем музыка вновь возникает, и дети продолжают движение.
Игра активизирует внимание и способствует развитию самоконтроля. Музыкальное сопровождение настраивает детей на занятие по теме.
ЭТЮД « ЭТО Я, ЭТО МОЕ»
ЦЕЛЬ. Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста.
ОПИСАНИЕ.
1 вариант.
Ребенок разговаривает с
2 вариант. Ведущий спрашивает; каждого ребенка, чьё это платье? (если это девочка) Чья рубашка? (мальчика) Чей бантик? Чьи колготки?
Дети отвечают «Мои» и одновременно подтверждают свой ответ жестом.
Выразительные движения. Рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!» Идея обладания более обширного «Я» выражается более или менее сильным: прижатием кисти к груди: «Мое, принадлежит мне».
Дидактическая игра «Кто Я?».
ЦЕЛЬ. Учить детей говорить о себе, ценить себя.
ОПИСАНИЕ. Ведущий предлагает детям рассказать о своем «Я». Можно для облегчения рассказа предложить ряд вопросов.
Кто ты? Твое имя? Какого цвета у тебя глаза? Какого цвета волосы? Что ты больше всего любишь делать? Какие у твоего «Я» достоинства? В конце ведущий предлагает послушать небольшое стихотворение, вселяя уверенность в застенчивых детей.
Я - это Я, огромная страна возможностей моих,
Я - всё могу не свете:
И строить города,
И плыть по океанам,
Подняться в облака.
Умею я любить и другу помогать,
И младших защищать,
И старших поддержать.
Эта игра дает детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе.
Игра «Я сами» нужный».
ЦЕЛЬ. Показать детям, что каждый участник игры уникален.
ОПИСАНИЕ. Каждый участник игры выбирает любую понравившуюся ему игрушку, изображавшую животных. Дети встают в круг и по очереди, поднимая игрушку над головой, говорят: «Я самый важный (нужный), потому, что я (тигр, медведь, зайчик и т.п.)». Объясняют почему те или иное животное является важным и нужным.
Дети постарше могут задумывать как животных, так и любые предметы и явления природы.
Пример: Ваня - я самый нужный, потому что я ветер, я разгоняю тучи, поэтому кончается дождик и появляется солнышко.
Ира - я самая нужная, потому что я вода, без меня не могут обойтись ни люди, ни животные. Если меня не будет, все погибнут.
Эта игра позволяет повысить самооценку ребенка, сплачивает коллектив, т.к. оказывается, что, не смотря на то, что все разные, каждый участник оказывается необходим: и очень важен. У детей появляется чувство собственного достоинства.
Рисование «Мой автопортрет».
ОПИСАНИЕ. Ведущий: "Дети, сегодня к нам пришёл Незнайка из сказки Н.Носова "Незнайка и его друзья". Помните, как он неудачно хотел стать художником и обидел своих друзей? С тех пор он никого больше не рисует .Но ему очень полюбились вы .Он желает иметь портрет каждого из вас и просит, чтобы вы его нарисовали сами. Но есть одно условие:
1. рисовать надо себя таким, какой ты есть на самом деле, а Незнайка постарается сам узнать - кто есть кто! Можно рисовать себя в любой позе, кто как хочет. Но чтобы все были похожи. Незнайка говорит, что многие девочки рисуют себя принцессами, а мальчики - героями из сказок. Если кто забыл себя, какой он, может посмотреть на себя в зеркало и еще раз внимательно себя разглядеть".
Дети приступают к рисованию. Во время рисования можно включить музыку по желанию детей.
Когда все закончат, Незнайка с удовольствием «отгадывает» кто есть кто.
2. Незнайка просит нарисовать себя таким, каким бы я хотел быть.
Рисование «Автопортрета» направлено на осознание себя как индивидуальности. Ребенок рисует себя, думает о себе. Для ведущего рисунок и является диагностическим тестом, различия между рисунками отражают самооценку ребёнка. В рисунках некоторых детей может наблюдаться совпадение; между «реальным» и «идеальным» Я. Ребенок не видит расхождения между двумя Я, считает, что нет необходимости что-то в себе менять, такие дети характеризуются несколько завышенной самооценкой. В рисунках других детей может наблюдаться расхождение между двумя Я, но оно не очень большое обычно у таких детей самооценка адекватная. Дети с заниженной самооценкой рисуют себя одним цветом, часто темным, маленького размера, рисунок грязный, неаккуратный. При рисовании идеального Я используется большое количество цветов, ребенок рисует себя в яркой одежде, с элементами, подчеркивающими внешнюю красоту.
ТЕМА 7: «МОИ ЧУВСТВА И ЖЕЛАНИЯ».
Чтение книги С.Я. Маршака «36,5».
ЦЕЛЬ. Развивать у детей способность оценивать свои желания, дать ребенку понять, что настроение зависит от его желаний и ситуаций.
Беседа «Моя мечта».
ОПИСАНИЕ. Ведущий предлагает детям вслух помечтать о том, кто где хотел бы провести лето. Или кто как хотел бы провести выходной день.
Игра «Тень».
ЦЕЛЬ. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы.
ОПИСАНИЕ. Из группы выбираются два ребенка. Остальные - "зрители". Один ребенок «путник», другой - его «тень». «Путник» идет через воображаемое поле, за ним, на два-три шага сзади идет второй ребенок, его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, поскакать на одной ноге, остановиться, посмотреть вдаль, закрываясь от солнца рукой и т.п.. На роль «путника» выбирается ребенок с заниженной самооценкой, а на роль «тени» - ребенок гиперактивный. Роль «путника» позволяет ребенку раскрепоститься, почувствовать себя уверенно. Роль «тени» - требует сосредоточения, наблюдательности, умения действовать не предложенному образцу, что способствует развитию произвольности.
Игра «В магазине зеркал».
ЦЕЛЬ. Развитие наблюдательности и коммуникативных способностей.
ОПИСАНИЕ. Из группы детей выбирается один водящий .Представляется, что в магазине стояло много зеркал. Водящий встает в центр, а дети «зеркала» - полукругом вокруг него. Туда вошел человек, на плече у него сидела обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения, Водящему разрешается показывать разные движения. В роли водящего должны побывать все желающие дети.
Игровая ситуация позволяет развивать наблюдательность и воображение, умение видеть другого, а так же видеть себя как бы со стороны, действовать синхронно. Ребенок становится в разные позиции: ведущего и ведомого. Почувствовать себя в роли лидера - дает ребенку большую уверенность в своих силах, повышает его самооценку.
Игра «Передача чувств».
ЦЕЛЬ. Учить детей осознать чувства и желания других людей.
ОПИСАНИЕ. Из группы выбирается водящий, который садится на стульчик спиной к остальным детям. К нему подходят по очереди дети и либо похлопывают его тихенько по плечу, либо поглаживают по спине, водящий - должен угадать, кто его похлопал или погладил. Водящим может быть любой желающий ребенок.
Игра «Робот».
ЦЕЛЬ. та же.
ОПИСАНИЕ. В игровой комнате прячется какой-либо мелкий предмет или игрушка втайне от выбранного «робота». «Робот» двигается по указанию других участников «прямо», «влево», «вправо». Согласно этим указаниям он должен найти предмет.
Эти игры побуждают детей внимательно относиться друг к другу. Они помогают ребенку почувствовать, что вокруг него есть другие дети, которые принимают его, хотят с ним играть и общаться, и к которым при желании всегда можно обратиться за помощью.
ТЕМА 8: «МОИ ФАНТАЗИИ».
Игра «Я инопланетянин».
ЦЕЛЬ. Развитие активности, самостоятельности, воображения.
ОПИСАНИЕ. Ведущий: «Дети, сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Каждый из вас будет жителем; своей планеты. Вы должны придумать название своей планеты, и как жители вашей планеты общаются». Дети рассказывают о своих планетах и показывают общение. Все дети пробуют научиться такому общению.
Игра направлена на предоставление каждому ребенку своей собственной, собой модели поведения.
Информация о работе Формирование самооценки детей дошкольного возраста