Формирование самооценки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Задачи исследования:
Дать характеристику и сущность понятия самооценка.
Проанализировать особенности самооценки старших дошкольников.
Разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Обосновать условия эффективности формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты формирования самооценки в дошкольном возрасте
7

1.1 Сущность и содержание понятия «самооценка»

1.2 Особенности самооценки детей в дошкольном возрасте
11
Глава 2
Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
32

2.1 Методы изучения самооценки у детей дошкольного возраста и анализ результатов исследования

2.2 Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
39

2.3 Оценка эффективности проведенных мероприятий
53
Заключение
58
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 654.50 Кб (Скачать файл)

 

Игра «Ниточка и иголочка».

ЦЕЛЬ. Развитие произвольности.

ОПИСАНИЕ. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети - роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) - за ней.

Эта игра учит подчиняться определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих. Развивается быстрота реакции у детей. Создает эмоционально положительный заряд в группе. Кроме того на роль "иголки" можно выбрать зажатого, неуверенного в себе ребенка. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.

 

Рисунок «Я в будущем».

ОПИСАНИЕ. Детям дается задание нарисовать себя таким, какими они видят себя в будущем. Каждый должен нарисовать только себя.

Рисование себя в будущем позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

 

ТЕМА 9: «МОЙ ХАРАКТЕР».

Этюды на отображение положительных черт характера

ЭТЮД «СМЕЛЫЙ ЗАЯЦ».

ОПИСАНИЕ. Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.

Выразительные движения. Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика. Уверенный взгляд.

ЭТЮД «КАПИТАН».

ОПИСАНИЕ. Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие круглые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения.

Выразительные движения. Спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносить к глазам воображаемый бинокль.

 

ЭТЮД «ДОБРЫЙ МАЛЬЧИК».

ОПИСАНИЕ. Зима. Маленькая девочка играя со снегом потеряла варежку. У нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел на ее руку   свою рукавицу.

 

ЭТЮД «ВНИМАТЕЛЬНЫЙ МАЛЬЧИК».

ОПИСАНИЕ. По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика.

 

ЭТЮД  «ЗАБОТЛИВЫЙ МАЛЬЧИК».

ОПИСАНИЕ. Мальчик заболел, к нему пришел его друг. Он с сочувствием смотрит на больного, потом дает ему попить, заботливо поправляет одеяло.

 

Этюды на отображение отрицательных черт характера

 

ТЮД «РОБКИЙ РЕБЕНОК».

ОПИСАНИЕ. Ребенок первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, о что воспитательница им недовольна, а дети вот-вот обидят.

Выразительные движения. Сидеть на краешке стула очень прямо, колени сдвинуты, носки сомкнуты, локти прижаты к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.

 

ЭТЮД «ЖАДНЫЙ ПЕС».

ОПИСАНИЕ. Ведущий читает стихотворение Василия Квитка:

Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов испек,

Спрятал в уголок

И съел сам –

Гам - гам - гам!

Затем дети имитируют действия, о которых говорится в стихотворении.

 

ЭТЮД «ЯБЕДНИК»

ОПИСАНИЕ. Мальчик мешает рисовать видящим за столом ребятам. Он, то

забирает к себе все карандаши, то портит чужие рисунки, чиркая в них карандашом. Дети прогоняют его. Мальчик плача бежит к маме (к воспитателю) и говорит, что его обидели.

 

ЭТЮД «ПРИТВОРА».

ОПИСАНИЕ. Мальчики играют в пятнашки, они догоняют и пятнают друг друга. Неожиданно один из мальчиков падает и не поднимается. Товарищи подходят к упавшему. Он не двигается. Мальчики поднимают его, осматривают ногу, усаживает на скамью. Внезапно мальчик отталкивает товарища, вскакивает, пятнает ближайшего и бежит. Товарищи пытаются его поймать, но он спасается бегством.

 

 

 

ЭТЮД «КАРАБАС-БАРАБАС»

ОПИСАНИЕ. Ребенок изображает Карабаса-Барабаса. Он сидит на стуле и, зловеще смотрит на Буратино, которого вот-вот бросит в огонь.

 

Создание моделей желательного и нежелательного поведения с опорой на определенные черты характера помогут заложить у детей первые навыки ориентации в жизненных ситуациях.

 

Игра «Ролевая гимнастика».

ЦЕЛЬ. Снятие напряжения, создание эмоционально-положительного фона.

ОПИСАНИЕ. Детям дается задание:

а) Походить как: - младенец,

                                   - глубокий старик,

                                   - лев;

б) Улыбнуться как: - кот на солнышке,

                                       - само солнышко;

в)      Посидеть как: - пчела на цветке,

                                   - наездник на лошади,

                                   - Карабас-Барабас;

г)      Попрыгать как: - кузнечик,

                                    - козлик,

                                    - кенгуру;

д)    Нахмуриться как: - осенняя туча,

                                       - рассерженная мама,

                                      - разъяренный лев.

 

Игра способствует расширению поведенческого репертуара ребенка.

 

Игра «Волшебное слово».

ЦЕЛЬ. Развитие произвольности, самоконтроля, внимания.

ОПИСАНИЕ. Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случав, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.

 

Игра «Запретный номер».

ЦЕЛЬ. Развитие  внимания, самоконтроля, самодисциплины, а так же укрепление навыков счета.

ОПИСАНИЕ. Выбирается определенная цифра, например 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1, 2, 3... Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза. В качестве «запретных» выбирают любые цифры: 4, 7, 11, 15, 18, 21, 23, 25 (если дети считают до 25).

 

Игра «Мальчик (девочка) – наоборот».

ЦЕЛЬ, Развитие произвольного внимания.

ОПИСАНИЕ. Участники встают в круг, ведущий показывает действия, все повторяют за ним. «Мальчик (девочка) – наоборот» - должны делать всё не так как все.

 

В игре снижается двигательная расторможенность, негативизм, развивается произвольный  контроль за своими действиями.

 

ТЕМА 10: «Я ВЛАДЕЮ СВОИМ ТЕЛОМ».

 

Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

1.Поза  покоя.

ОПИСАНИЕ. Сесть ближе к краю стула опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать:

Есть у нас игра такая -

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье.

И становится понятно -

Расслабление приятно!

2. «Кулачки».

ОПИСАНИЕ. Ведущий: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох!

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы)

Пальчики сильней сжимаем, -

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики.

Отдыхают наши пальчики».

 

Упражнения на расслабление мышц ног.

  Перед  началом работы с этими упражнениями  дети должны освоить упражнения  на расслабление мышц рук. Неплохо, если ребенок повторит эти упражнения. Повторение может быть закончено стихами:

Руки не напряжены;

А расслаблены, 

Наши руки так стараются,

Пусть и ноги расслабляются!

1. «Пружинки».

ОПИСАНИЕ. Ведущий: «Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох-выдох!

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки!

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай...

 Нет  пружинок - отдыхай!

Руки не напряжены

Ноги не напряжены

И расслаблены

Знайте девочки и мальчики, -

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко».

2. «Загораем».

ОПИСАНИЕ. Ведущий: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. (Можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными.

Опустили ноги. Они устали, и теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем,

Загораем! Опускаем (ноги резано опустить на пол)

Ноги не напряжены

А расслаблены».

 

Упражнения на расслабление мышц рук, ног и корпуса.

1. «Штанга».

ОПИСАНИЕ. Ведущий: «Будем заниматься спортом. Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите каждый свою штангу. Сожмите кулаки .Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, ненапряженны, отдыхают. Легко дышится. Вдох-выдох!

Мы готовимся к рекорду.

Будем заниматься спортом (наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим...

И бросаем!

Наши мышцы не устали

И ещё послушней стали.

Нам становится понятно:

Расслабление приятно».

 

2. «Кораблик».

ОПИСАНИЕ. Ведущий: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире, и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабили ногу. Качнула в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем».

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышц ног.

После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.

«Снова руки на колени

А теперь немного: лени..

Напряженье улетело,

И расслаблено всё тело...

Наши мышцы не устали

И ещё послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко...»

 

Упражнение на расслабление мышц живота.

1. «Шарик».

ОПИСАНИЕ. Ведущий: «Представим, что мы надуваем: воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большей воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом, так чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный ненапряженный!

Информация о работе Формирование самооценки детей дошкольного возраста