Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:28, курсовая работа
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Задачи исследования:
Дать характеристику и сущность понятия самооценка.
Проанализировать особенности самооценки старших дошкольников.
Разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Обосновать условия эффективности формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты формирования самооценки в дошкольном возрасте
7
1.1 Сущность и содержание понятия «самооценка»
1.2 Особенности самооценки детей в дошкольном возрасте
11
Глава 2
Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
32
2.1 Методы изучения самооценки у детей дошкольного возраста и анализ результатов исследования
2.2 Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
39
2.3 Оценка эффективности проведенных мероприятий
53
Заключение
58
Список использованных источников
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох)
Шарик лопнул, выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко.. ровно.. глубоко..»
Упражнение на общее расслабление.
ОПИСАНИЕ. Дети ложатся на спину, одна рука под головой, другая на животе. Сделать спокойный вдох животом - надуть шарик. Животик выталкивает руку вверх.
Ведущий начинает считать:
"вдох - 1 - 2; выдох 2 - 1; Пауза.
вдох - 1 - 2 - 3; выдох 3 - 2 - 1; Пауза.
вдох - 1 - 2 - 3 - 4; выдох 4 - 3 - 2 - 1; Пауза.
вдох - 1 - 2 - 3 - 4 - 5; выдох 5 - 4 - 3 - 2 - 1; "
Это упражнение с задержкой дыхания фиксирует мысли ребенка только на дыхании, и действует успокоительно.
Затем: ведущий говорит: «Опустите ручки вниз (вдоль туловища), ладошками на ковер. Закройте глазки и представьте, что вы птицы, летите высоко в небе. Вы пролетаете над морем, слышите шум волн. А сейчас, вы пролетаете над лесом, видите как покачиваются верхушки деревьев. Мысленно выберите самую красивую полянку в лесу и приземлитесь».
Рассказ можно продолжать. В конце необходимо спросить каждого ребенка: «Какой цвет вы видите с закрытыми глазами?» (Если дети называют спокойные цвета - можно считать, что они расслабились. Черный, красный - говорит о том, что ребенку не удалось полностью расслабиться!).
«А теперь откройте глазки, потянитесь, как будто просыпаетесь и медленно садитесь по-турецки»
Таким расслаблением заканчивается каждое занятие.
Игра «Мы на пляже».
ЦЕЛЬ. Научить детей расслабляться и концентрироваться.
ОПИСАНИЕ. Ведущий: "Представьте, что вы лежите на пляже, ласково светит солнышко. Вы закрываете глаза от яркого солнца. Ощущаете тепло от нагретого солнцем песка. Слышите шум прибоя. Вам приятно лежать, не вдруг солнце закрыла черная туча, подул сильный ветер и полил дождь!" Дети должны быстро вскочить и пойти в укрытие.
ТЕМА 11: «Я И ДРУГИЕ».
Дидактическая игра «Мы – разные».
ЦЕЛЬ. Развитие внимания, наблюдательности, умения различать индивидуальные особенности детей.
ОПИСАНИЕ. Дети вместе с ведущим встают в круг. Ведущий задает вопросы:
- Кто из нас самый высокий?
- Кто из нас самый маленький?
- У кого самые темные (светлые) волосы?
- У кого на голове есть бант (два банта)?
- У кого
на одежде есть большие
- У кого в одежде присутствует красный, (синий, зеленый и пр.) цвета?
- У кого из детей одинаковая обувь? и т.п.
Ведущий, подводя итоги ответов, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, объясняет им понятие "разные", он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками, один из которых цвет глаз. Дети определяют цвет глаз друг у друга. Ведущий рассказывает детям о глазах человека, какого цвета они бывают. Какое настроение выражают (показать цветные фотографии), для чего нужно смотреть в глаза друг другу, что в них можно увидеть, какие глаза бывают у мамы, когда она устала, радуется, смеётся, как и почему мы плачем?
На следующем занятии тема игры может быть продолжена, но уже по отношению к носу, рту, ушам и др.
Игра «Поводырь».
ЦЕЛЬ: Воспитывать умение общаться друг с другом.
ОПИСАНИЕ. Игра в парах.
Один из участников – «слепой», второй - ого «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, созданные заранее (мебель, столы; стулья, также препятствием могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» провести его так, чтобы тот не столкнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Маршрут можно менять.
Игра
способствует развитию
"Поводырь" испытывает чувство лидерства и ответственности за другого человека. Способствует повышению самооценки. Учит общаться вербальным и тактильным способом.
Игра «Обезьянка и зеркало».
ЦЕЛЬ: развитие наблюдательности и коммуникативных способностей. Игра в парах. Один из участников «обезьянка», другой – «зеркало». «Обезьянка» - кривляется перед, зеркалом, совершая различные движения. «Зеркало» - должно синхронно повторить движение за «обезьянкой».
Тоже, что и в «Магазине зеркал»
Игра «Слушай команду».
ЦЕЛЬ; развитие способности и сосредоточению.
ОПИСАНИЕ: Дети маршируют под музыку. Затем, музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду: «Сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки, положить руку на плечо) и т.п. Команды даются только на выполнение спокойных движений.
Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролирует себя.
Игра «Паровозик».
ЦЕЛЬ: сплочение группы.
ОПИСАНИЕ: Ведущий: «Все вы были в лесу. Там встречаются различные препятствия: кочки, канавы, ручейки, поваленное дерево и т.п.
Каждый из вас может очень просто преодолеть любое такое препятствие: перепрыгнуть через канаву, (ручеёк), пройтись по бревну, перешагнуть через поваленное дерево. А сможете ли вы преодолеть препятствия все вместе - паровозиком, так чтобы не потерять ни одного вагончика. Каждый из вас сейчас будет вагончиком, а все вместе мы – паровозик».
Дети цепляются друг за друга. Главный первый вагон. «Паровозик» преодолевает препятствия: идет по жердочке - воображаемому бревну, перешагивает через канаву две, параллельно лежащие скакалки, и т.п. Игра заканчивается, когда кто-то отпустил руки - произошло «крушение поезда». Если все препятствия преодолены, ведущий поздравляет ребят и говорит: что группа у них очень дружная.
Игра создает положительный эмоциональный фон. Повышается уверенность в себе, снижается тревожность. Происходит сплочение группы, появляется чувство "Мы", взаимопомощь, развивается произвольный контроль, умение подчиняться требованиям одного. У «первого вагончика» развивается самостоятельность, уверенность в себе, ответственность за благополучие: и безопасность других.
Игра в мяч «Назови ласково».
ЦЕЛЬ;
научить детей ласково
ОПИСАНЙХ Дети садятся в круг вместе с ведущим.
а) Мяч перекатывается от одного ребенка к другому. К кому попал мяч, должен назвать себя ласково.
б) Кто отдает мяч, должен назвать ласково того, кому мяч направляется.
• Игра дает возможность судить о возникших симпатиях и антипатиях в группе, воспитывает доброжелательнее отношение друг к другу;
Игра «Я самый хороший».
ЦЕЛЬ: научить детей говорить о себе.
ОПИСАНИЕ. Дети сидят в кругу, передают друг другу какую-либо игрушку, у кого игрушка в руках, говорит: «Я самый хороший, потому, что...
Ведущий межет помочь ребенку подсказав ere хорошие качества.
• Игра заставляет задуматься о себе, повышает самооценку.
Игра «Окажи внимание другому ».
ЦЕЛЬ: учить детей говорить хорошо о другом.
ОПИСАНИЕ. Дети садятся в круг и по очереди говорят что– нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п.
В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я ...» повторяет сказанное ему, а затем он подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А ещё я думаю, что я ...».
• Игра учит детей выражать свое положительное отношение к другим людям, учит оказывать и принимать знаки внимания. Повышает уверенность в себе.
ТЕМА 12: «Я И МОИ ДРУЗЬЯ».
Игра «На льдине»
ЦЕЛЬ: Дать детям возможность проявить взаимопомощь и взаимовыручку.
ОПИСАНИЕ. На полу расстилается газета-«льдина». Ведущий говорит: «Представьте себе, что мы оказались посреди океана на льдине, которая все время становится меньше. Все дети стараются поместиться на этой «льдине», Затем газета рвется пополам – дети опять пытаются поместиться на этой льдине.
Можно детей поделить на две группы. Каждая группа «спасается» на своей «льдине». Выигрывает та группа, чья «льдина меньше, а количество «спасенных» больше.
Игра позволяет прочувствовать и испытать взаимовыручку и взаимопомощь, раскрепощает, Формируется командное чувство и ответственность каждого за конечный результат. Повышает самооценку.
ТЕМА 13: «ДАВАЙ НИКОГДА НЕ ССОРИТЬСЯ»
Дидактическая игра «Не поделили игрушку»
ЦЕЛЬ:
учить детей выходить из
ОПИСАНИЕ. Ведущий сообщает детям, что сегодня рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Достает новые игрушки, они все разине и заметно отличается друг от друга. Ведущий предлагает разобрать их, а сам наблюдает за детьми со стороны. Дети, как правило, стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому будет принадлежать та, или иная игрушка. Ведущий успокаивает ребят и предлагает разобраться в сложившейся ситуации, всем вместе:
-Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих поиграть с ней много?
Ведущий предлагает детям для обсуждения следующие варианты разрешения конфликтной ситуации:
- отдать игрушку тому, кто взял первым.
-никому не давать игрунку, чтобы не было обидно.
-играть всем: вместе (распределяя рели).
-посчитаться.
-играть в игрушку по очереди.
-отдать игрунку Кате, потому что она часто бывает грустной.
Дети вместе с ведущим обсуждают вариант возможного решения, сложившейся конфликтной ситуации. Ведущий выслушивает все предложения.
В ходе обсуждения дети прислушиваются друг к другу. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с решением других, а подчас усомниться в правильности своего первого предложения. Дети могут сами выбрать нужное решение, а если они затрудняются в этом, ведущий ненавязчиво подскажет им правильный выбор.
Игра «Нам не тесно».
ЦЕЛЬ: учить детей избегать ссор, вести себя прилично, не толкаться, считаться друг с другом.
ОПИСАНИЕ. Ведущий кладет на пол скакалку или веревку и говорит:
-это
будет наш дом. Отсюда ножки
побегут по дорожке, а куда
они побегут, сейчас покажу. Ведущий
кладет в противоположный конец,
комнаты другую
скакалку (веревку) параллельно первой: «Здесь остановятся
дети». Дети строятся у первой веревочки
(стартовой линии).
Ведущий произносит слова, под которые
дети будут выполнять движения. Затем
предлагает повторить их вместе.
Слова:
Ножки, ножки, Дети двигается по направлению ко второй линии
Шли по дорожке,
Шли лесочком
Прыг-скок, прыг-скок, Прыгают на двух ногах ко второй лиши - 4прыжка
Прискакали на лужок, Останавливается, приседают на корточки
Потеряли сапожок. Поворачивается то в одну, то в другую сторону, будто ищут сапожок.
«Нашли сапожок!» - говорит ведущий, и все бегут обратно к исходной скакалке: (веревке?).
Все игровые действия выполняется детьми одинаково и одновременно.
Необходимо помогать детям, соблюдать правила, особенно когда требуется выполнять согласованные движения в ограниченном пространстве, что для детей трудно.
• Дети, двигаясь вместе в ограниченном пространстве, и в одном направлении учатся не толкаться, считаться друг с другом. Подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это сближает детей, способствует формирований коллектива.
ТЕМА 14: «Я УМЕЮ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ»
Игра «Жмурки».
ЦЕЛЬ: учить детей контролировать свое поведение, воспитывать внимательное отношение друг к другу.
ОПИСАНИЕ. Водящему завязывают глаза. Кто-то из группы крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. При этом произносятся слова:
на чем:
стоишь?
На мосту!
-
Что ешь?
Колбасу!
а) Дети
разбегается. «Жмурка» ходит по комнате
и ловит ребят. Поймав
кого-либо из детей, «Жмурка» должен на
ощупь отгадать, кто это. Важно, чтобы в этой игре
осуществлялась постоянная смена ролей.
Информация о работе Формирование самооценки детей дошкольного возраста