Формирование словообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 103.47 Кб (Скачать файл)

Развитие речи, обучение родному языку Тихеева Е.И. рассматривала  в связи с развитием личности ребенка. «Способность членораздельной  речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая  из сторон развития личности содействует  развитию языка» [5, c. 23]. Отсюда, по ее мнению систематическое обучение речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Язык является фоном, на котором развертывается педагогический процесс в целом. Нет такой его части, которая могла бы быть обособлена от языка, и которая в силу этого не могла бы быть использована в интересах его развития. По мнению Е.И. Тихеевой, язык развивается наглядным путем и в общении с людьми. Только среди вещественного мира слово может стать достоянием ребенка в связи с конкретным и ясным представлением. «Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первом месте вещь, как предмет познания и речь» [5, c. 144]. Элементарное сознание языковых явлений не только обогащает умственное развитие детей, знакомя их с определенной, новой для них сферой объективных явлений, но и прежде всего, повышает эффективность овладения средствами родного языка. Ознакомление с семантическими отношениями между словами, позволяет дошкольникам более точно выражать мысль, отбирать наиболее подходящие слова. Речь детей развивается, прежде всего, на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения речевых образов. Из жизни, практической деятельности и общения с окружающими черпает ребенок знания, составляющие фундамент речевого развития. И в то же время владение речью само становится условием успешности практической познавательной деятельности ребенка, средством общения, мышления, самоорганизации.

В дореволюционный  период сведения о словообразовании включались обычно в описание грамматического  строя речи русского языка. Наибольшую ценность в теоретическом освещении  проблемы имеют работы преподавателей Казанской лингвистической школы, в первую очередь И.А. Бодуэна де Куртене. Заслуга этих преподавателей – тезис о необходимости разграничения синхронного (языковые связи данного этапа) и дисхронного (пути образования слов в прошлом), подходов к словообразованию. [6, с. 123]

Крушевский, Н.В. проводит также мысль о том, что словообразование представляет собой систему (слово, содержащее общую морфему, связи морфем внутри слова).

Значительный вклад  внес в теорию словообразования Ф.Ф. Фортунатов. В лекциях 1901 – 1902 гг. он четко разграничивает подходы к словообразованию, создает учение о форме слова, его способности делится на основу и суффиксы. [12, с. 79]

На изучение словообразования большое значение оказали работы Г.О. Винокура и В.В. Виноградова.

Винокур в «Заметках  по русскому словообразованию» сформулировал  принципы синхронного словообразовательного  анализа.

В работах Виноградова  словообразование формируется как  самостоятельная дисциплина. В статьях 1951 – 1952 гг. сформулирована связь словообразования с лексикой и грамматикой, дана классификация  способов словообразования в русском языке. [5, с. 47]

С середины 50-х годов  появляется многочисленные работы по разным вопросам словообразования: Б.Н. Бловина, В.П. Григорьева, Е.А. Земской, Н. М. Шапского, В. М. Максимова. Раздел «словообразование» включен в «Грамматику русского языка» (1970г.), «Русскую грамматику» (1980г.).

На протяжении последних  десятилетий отмечается активный процесс  словообразования в русском языке. В этом процессе находят непосредственное отражение постоянные изменения в словарном составе языка обусловленные различными переменами в жизни нашего общества. [14, с. 123]

Термин «словообразование» в лингвистике употребляется в двух значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела языкознания, изучающего словообразовательную систему языка.

Словообразование, как особый раздел науки о языке, включает две составные части  – морфемику и непосредственно словообразование. Морфемика – наука о значимых частях слова – морфемах, т. е. учение о строении, структуре слова.

Предметом словообразования является слово, способы его образования.

Словообразовательная  система языка тесно связана  с другими его сторонами (уровнями) – лексикой и грамматикой. Связь  с лексикой проявляется в том, что новые слова пополняют  словарный состав языка. Связь с  грамматикой, в частности с морфологией, проявляется в том, что новые  слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя  русского языка.

Формирование речи, а именно монологической и диалогической  зависит от того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. Если ребенок делает ошибки в словообразовании, воспитатель  должен фиксировать свое внимание на них, чтобы позднее исправлять их в подходящей обстановке. [7, с. 112]

Современные лингвисты  много пишут по вопросам словообразования и дают возможность оценить новые  слова с точки зрения грамотности русского языка, поскольку в их работах есть высокая степень обобщения.

Они описывают словообразование, как процесс или результат  образования новых слов, названных  производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц, - соединение основ суффиксами (стол-ик, за-столь-н-ый); соединение нескольких основ (узкоколейный, громкоговоритель, сенокос, вертолет); перевод основ из одного класса в другой (руль – рулить, золото - золотой); чередования в составе основы (глухой - глушь) и др.

Вид деривации (порождения) лингвистических единиц, направленный на создание нового однословного наименования, мотивированного смысловой и  формальной связностью с исходной единицей. Словообразование – важный источник пополнения словарного состава языка. Словообразование – это наука о том, как «делать слова». [14, с. 67]

Дети с нормальным речевым развитием часто занимаются словотворчеством. Воспитателю необходимо понять, где заканчивается словотворчество, как норма, а где начинается нарушение законов словообразования.

Своевременное формирование грамматического строя языка  ребенка важнейшее условие его  полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифестации языка  выполняют ведущую функцию в  развитии его мышления, речевого общения, планирование и организация его  поведения, формирование социальных связей. Все это – важнейшее средство опосредствованных психических  процессов: памяти, восприятия, эмоций.

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние  на общее развитие ребенка, обеспечивая  ему переход к изучению языка  в школе.

Формирование грамматического  строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка.

Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем  возрасте, системой словообразования – начиная со средней группы. В средней и старшей группе процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством.

Основополагающее  значение для понимания грамматического  строя и словообразования имеют работы А.Н. Гвоздева, С.А. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.

Овладение способами  словообразования – одна из сторон речевого развития детей.

В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий  несколько разновидностей.

Следовательно, можно  сделать вывод о том, что овладение  морфологическим способом словообразования идет наиболее эффективно через словотворчество  детей, через самостоятельное «искание»  нужных форм слов.

Сохин Ф.А., Ларик М.С., Белякова Г.П. считают, что формирование у старших дошкольников начальных лингвистических знаний и представлений о слове, как основной единице языка, о словесном составе предложения имеет значение для общеречевого развития (формирования умений отбора слов, произвольного, осознанного построения высказывания). [2, с. 87]

Опираясь на психолингвистические работы в области словотворчества, педагогические исследования доказывают, что дошкольники, экспериментируя  со словами, ориентируются как на смысловую, так и грамматическую сторону языка. С другой стороны, оно выявляет, вскрывает важный механизм усвоения лексики: ребёнок усваивает  слова не только как готовые единицы, но и сам создаёт, конструирует их. Раскрыв закономерности этого процесса, исследователи получили возможность  управлять обогащением словаря  путём формирования продуктивных способов словообразования (Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Л.А. Колунова).

В педагогической практике учитываются не все возможности  становления грамматической стороны  речи, выявленные в исследованиях. Внимание воспитателя в основном направляется на исправление и предупреждение грамматических ошибок в речи дошкольников, причину которых он видит в трудности усвоения единичных, традиционных форм.

 

1.2 Особенности грамматической правильности речи у дошкольников

 

Грамматика - это  строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. [17, с. 11]  

Грамматика - строй  языка, включающий в себя систему  морфологических категорий и  форм, синтаксических категорий и  конструкций, способов словообразования. Грамматикой называют и раздел языкознания, который изучает такой строй. [14, с. 9]

Грамматический  строй речи - это строй языка, иначе  говоря, те закономерности, по которым  в языке образуются и соединяются  слова.

Грамматическое  значение слова - абстрактное значение, отвлеченное от конкретного лексического содержания слова и присущее целому классу слов. [3, с. 24]

Словообразование - процесс или результат образования  новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке  формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц, - соединение основ с аффиксами (рус. "стол-ик", "за-столь-н-ый"), соединение нескольких основ (рус. "узкоколейный", "громкоговоритель"). [5, с. 356]

Способ словообразования - более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая ряд типов, характеризующихся одним  и тем же видом форманта (например, префикс, суффикс, постфикс), в отвлечении от конкретных материальных воплощений этого форманта в разных типах. [14, с. 78]

Формирование разных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно и в определённой степени несинхронно, на различных  этапах развития на передний план выдвигается  та или иная сторона. В зависимости  от этого на каждом этапе жизни  ребёнка формирование грамматического строя языка ребёнка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.

На третьем году жизни происходит освоение морфологических  категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых  предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы  речи со взрослыми, инициативных высказываний.

На четвёртом  году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи  с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). Активно  осваивается звукопроизношение, главным  образом через игры со звукоподражанием.

Пятый год жизни  знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием.

На шестом году жизни, как и ранее, активно протекает  усвоение ряда морфологических средств (форм множественного числа именительного  и родительного падежей существительных, повелительного наклонения глаголов, степеней сравнения прилагательных и наречий). Ребёнок осваивает  новые области действительности, новый словарь и соответственно формы грамматического изменения новых слов. [4, с. 7]

По самой своей  сути механизм грамматического оформления высказывания взаимосвязан с другими  сторонами речевой деятельности. Соответственно и процесс обучения строится во взаимосвязи грамматической работы с лексикой, с фонетической, с формированием связной речи, а также во взаимосвязи с познавательным развитием.

Морфологические и  синтаксические стороны речи развиваются  параллельно. В овладении синтаксисом  меньше сложностей, хотя замечено, что  синтаксические ошибки устойчивее. Они  менее заметны окружающим, так  как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют  предложения с несложной конструкцией.

Своеобразное освоение грамматического строя языка  важное условие полноценного речевого развития ребенка. Современные исследователи  детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Ученые характеризуют формирование синтаксического компонента языковой способности, как спонтанный процесс при взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Речь взрослого для ребенка – основной источник освоения грамматического строя языка.

В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать  привычку говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Формирование грамматического  строя проходит успешно при условии  правильной организации предметной деятельности, повседневного общения  детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий  и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

Алексеева М.М., Яшина  В.И., Лепская Н.И., Арушанова А.Г., Фомичева М.Ф. рассматривали проблемы развития словообразования и словоизменения детей с нормой речевого развития.

По мнению Арушановой А.Г. основным источником развития навыков словообразования и словоизменения детей является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В младшем дошкольном возрасте - это ситуативно-деловое общение, а в старшем - внеситуативное общение. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. [2, с. 283]

Информация о работе Формирование словообразования