Формирование способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить степень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и разработать содержание и методику формирования у дошкольников способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.
Задачи исследования:
1.Изучить состояние проблемы подготовки детей к обучению грамоте и обучение грамоте в ДОУ.
2. Выявить уровень языковой подготовке старших дошкольников.
3.Разроботать содержание и методику формирования у старших дошкольников способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

Содержание

Введение.
Глава Ι: Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к речи как языковой действительности.
§ 1: Психолого-педагогические основы подготовки детей к обучению грамоте в школе.
§ 2: Формирование первоначальных представлений о звуке, слове, предложении у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе Ι.
ГлаваΙΙ: Готовность детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
§ 1: Изучение уровня языковой подготовки старших дошкольников.
§ 2: Методические рекомендации по формированию способностей к осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе ΙΙ.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста..docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

      Для овладения письмом необходимо научится правильно  держать ручку в руке, изображать форму букв, сохранять одинаковый их размер или изменять по мере надобности (написание отдельных элементов прописных букв), ровно размещать буквы на линейке, правильно соединять их и т. д. Многие из этих навыков и умений могут быть сформированы на занятиях по изобразительной деятельности. Так, если обращать внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, правильно держал карандаш, кисть, не сдавливая их в пальцах слишком сильно и т. п., тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требования и овладение техникой письма будет значительно облегчено.

       Для  последующего обучения письму, нужно  чтобы ребенок умел производить  рукой, равномерные, ритмичные,  плавные движения. Формированию  свободных, плавных движений руки  может способствовать роспись  полосы по мотивам хохломской  росписи, где плавные волнистые  линии, легкие тонкие травинки  дают возможность упражнять руку  в рисовании мелких тонких  линий, завитков в разных поворотах.  Однако и здесь на первом  плане эстетическая задача занятия  (создание узора по мотивам  народного декоративного искусства); упражнения направлены  на то, чтобы лучше решить эту задачу.

      Отработке  нужных для письма качеств движение руки, таких как ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляция размаха и т. д.,  помогает раскрашивание картинок карандашами (в книжках – раскрасках).

      Конечно,  овладевая рисованием, лепкой, аппликацией,  ребенок не научится писать. Письмо  – особое графическая деятельность, и овладеть ее можно только  в процессе специальных упражнений, но рисование и другие вида  изобразительной деятельности развивают  руку ребенка, делают ее умелой, легко и свободно управляющей  инструментом, развивают зрительный  контроль за движением руки, формируют  зрительно – двигательные координации,  необходимые и в овладении  письмом. [ 10,с.180].

  

      

    

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГлаваΙΙ: Готовность детей к обучению грамоте.

§ 1. Изучение уровня языковой подготовки старших дошкольников.

          У детей старшего дошкольного  возраста развитие речи достигает  довольно высокого уровня. Большинство  детей правильно произносят все  звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов.

      В старшем дошкольном возрасте в основном  завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы  языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложно – сочиненных и сложно - подчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматических ошибкам, умение контролировать свою речь. Дети старшего возраста активно осваивают построение разных типов текста: описания, повествования, рассуждения. Продолжается обучение старших дошкольников тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности.

    Для выявления уровня готовности детей к обучению грамоте был проведен констатирующий эксперимент.

      Констатирующий  эксперимент проводился в МОУ  Успенская средняя общеобразовательная  школа, дошкольная группа. Было  обследовано 22 человека старшей  группы.

      Цель эксперимента: выявит уровень языковой подготовке детей старшей группы к обучению грамоте.

Задачи:

  1. Выявить умение называть звуки, слова, слоги, предложения. Называние слова с заданным звуком и выделение голосом, выделение в слове ударения, уточнить способность детей делить слова на слоги, составлять предложения из трех – четырех слов.
  2. Выявить уровень речевого развития детей и умения различать звонкие и глухие согласные, различать длинные и короткие слова.
  3. Определить навык подготовленности руки к письму, знаний детей о буквах.

Для решения поставленных задач работа проводилась следующим  образом:

С помощью специальных  заданий дети  различали свистящие, шипящие,  твердые и мягкие звуки – изолированные, в словах, во фразовой речи. Сначала дети учились, вычленяли из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, и затем взрослый предлагал им поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Так, например, сначала они называли слова, в которых звук «с» находится в начале, середине и конце слова (санки, колесо, автобус), затем называются слова со звуком «з» (заяц, ваза). И только после этого давались задания на подбор слов, в которых сначала встречается звонкий звук «з», потом звук «с» (Зоя катится на санках). Впоследствии детьми предполагалось подобрать слова с дифференцируемыми звуками разных частей речи (солнечный, звонкий, сажает – забывает).

        Далее  в  эксперименте были использованы  скороговорки, чистоговорки,  загадки, потешки, стихи для обследования дикции, силы голоса, темпа речи.

  Особое место в  эксперименте уделялось синтаксической  стороне речи, т. е. умению строить  не только простые распространенные, но и сложные предложения разных  типов. Для этого выполнялись  упражнения на распространение  и дополнение предложений, начатых  взрослыми: «Дети пошли в лес,  чтобы… Они оказались там,  где…».

       При  анализе, когда дети  делили, слова  на слоги использовали многообразные приемы:

  1. Схематическое изображение слогового состава анализируемого слова.
  2. Подбор слов с определенным количеством слогов (задание давалось словесно).
  3. Подбор слов с определенным слогом (ма, бу, ка, и т. д.).
  4. Подбор слов, начинающихся с определенного слога. (Воспитатель называет первый слог, дети продолжают: ма –мама, машина и т. д.)
  5. Перестановка слогов в слове (мышка, камыш).

При определении знаний:  о буквах детям было предложено  несколько вариантов – это нахождение новой буквы в разрезной азбуке, складывание буквы из счетных палочек, нахождение буквы в словах различных типов. Уже в дошкольном возрасте имеются возможности формирования сознательного отношения ребенка к речи.

   С помощью специальных  действий по выделению звуков  языка и установлению звуковой  структуры слова у детей   старшего возраста уже сформировано осознанное отношение ребенка к звуковой стороне языка. Это открывает для ребенка новую область действительности – языковую, исключает неосознанные механические повторения, речь для него постепенно становится предметом осознанного анализа, эмпирические языковые обобщения переводятся на уровень сознания. Было доказано, что в дошкольном возрасте ребенок может достигать высокого уровня усвоения родного языка.

Вывод: проанализировав диагностические  показатели подготовленности детей  старшей группы к обучению грамоте  можно сделать вывод, что дети старшей группы еще на среднем  уровне усвоили программу по обучению грамоте. Кроме того, можно отметить, что экспериментируемые дети уже в старшей группе хорошо овладели навыками письма, и хорошо знакомы с буквой.

 

 

§ 2: Методические рекомендации по формированию способностей к осознанию языковых и речевых  явлений у детей старшего дошкольного  возраста.

    Ребенок не  умеющий читать и писать, начинает  отставать на учебных занятиях  в школе, что приводит к низким  оценкам, потере интереса к  учению. Родители, беспокоясь о будущем своего ребенка, начинает знакомить его с буквами, учить срисовывать их напечатанных. При этом одни родители считают, что надо как можно раньше приступить к обучению грамоте, другие придерживаются мнения, что лучше это делать за год до поступления в школу.

     Попытаемся  ответить на волнующие всех  вопросы, надо ли вообще учить  грамоте до школы и как лучше  это делать?

    Во – первых учить грамоте малыша можно и нужно, во – вторых, это надо делать, не противореча закономерностям развития самого ребенка.

  Педагоги на начальном  этапе обучения грамоте должны  помнить, что занятия с детьми 3 – 4 лет не должны быть обременительными: малыши охотно откликаются на  предложение воспитателя поиграть, помочь в чем – то, если взрослый выступает как партнер по игре. Не стоит сообщать детям истинные цели занятий: будем учиться произносить звуки, различать их, читать, писать и т.д. Хорошо бы подключить к занятиям любимые детьми игрушки, персонажей знакомых сказок, «одушевляя» и наделяя их соответствующими ролями.

     Надо помнить,  что маленькие дети охотнее  делают что – либо сообща, в  небольших группах, в общении  со взрослыми  на равных. В таких условиях узнаваемое новое становится прочным знанием, ребенок его присваивает и может им оперировать, то есть переносит в другие условия. Педагоги на первом этапе подготовке детей к обучению грамоте должны научить детей громко, четко и протяжно произносить гласные звуки русского языка. Их всего шесть: а, о, у, ы, и, э (не путать с гласными буквами, которых десять).

   Второй этап процесса  обучения грамоте малышей 4 –  5 лет связан с переключением внимания детей на звуковую сторону речи. В этом возрасте у детей выявляется еще одна особенность их развития – образное восприятие. Это необходимо учитывать педагогам в ходе работы с детьми.

   Как же научит  детей делить слова на слоги?

Взрослый просит детей  хлопать в ладоши по мере произношения каждого слога: мы – шо – нок.  И тут же спрашивает: «Сколько раз вы хлопнули в ладоши?» (Много раз, три.) Это действие воспитатель проделывает неоднократно. Потом взрослый вместе с детьми пробует измерить хлопками другие слова: ля – гу- шо – нок, ли – се – нок, же – ре -0бе – нок и т. д., а также слова с одним слогом: лек, кот, мак, рак и т. п. Когда дети научаться без труда выполнять эти действия, воспитатель просит их произнести короткие слова, а сам беспорядочно хлопает, затем спрашивает, верно ли он ( или мишка – топтыжка, кукла Катя) выполнил задание. При этом следует предлагать только контрастные примеры (короткие слова – много хлопков, длинные слова – один хлопок), чтобы ошибка была очевидной, и дети могли ее исправить. Цель упражнения – научить малышей «протягивать» гласные звуки и делить слово на «кусочки» (слоги).

  Итак дети научились «измерять» слова, то есть обследовать их звуковую оболочку.

    Цель следующего  этапа работы – познакомить  детей с гласными о согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, научить различать их. Переходить к этому этапу можно только после того, как дети научатся разбирать слова, состоящие из трех звуков. Занятия следует продолжать  до тех пор, пока дети не научатся легко разбирать слова. При этом упражнения должны проводится с опорой на картинки.

  Когда дети познакомились  с гласными звуками, можно переходить  к согласным звукам. Правильнее знакомить дошкольников сразу с твердыми и мягкими согласными, сопоставляя пары звуков, например: м – мь, л – ль, б – бь. Главная трудность при обучении детей чтению состоит в чтении слогов с мягкими согласными.

     Подготовка  детей к письму считается одной  из сложнейших задач. Связано  это с тем, что у детей с большим трудом формируется механизм письма. Поэтому рекомендуется ограничиться серией упражнений, направленных на обучение дошкольников управлять пальцами рук. И собственно подготовки руки к письму у старших дошкольников.

 Конспект занятия №1.

Программное содержание. Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово».

Материал. Кукла, мишка, цыпленок, крокодил, слон, заяц, мяч, машина и др.; корзинка, фишки – призы.

Ход занятия.

Игра «Назови игрушку». Воспитатель предлагает детям назвать  предметы и игрушки, выставленные на столе. Дети поочередно подходят к столу, называют игрушку, берут ее и садятся  на место.  Воспитатель предлагает поменяться игрушками и назвать  их.

     Педагог просит  детей назвать любые слова,  которые они знают. За каждое  названное слово ребенок получает  фишку.

Игра «Детский мир». Дети называют игрушки, которые можно  купить в «Детском мире». За правильные ответы ребята получают фишки. В конце  занятия определяется победитель.

 

Конспект занятия №2.

Программное содержание. Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: фланелеграф, предметные картинки с изображением кота, лисы, медведя, зайца. Раздаточный: фишки-призы.                                                                                   

Ход занятия.

Работа с фланелеграфом. На фланелеграфе выставлены картинки с изображением животных. Дети называют их и подбирают слова, обозначающие детенышей животных, и измеряют количество слогов в них. Например: ли-са, ли-се-нок и т.п.                                        

Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, интонационно выделяя звук с:

                                        Спит Спокойно Старый Слон.

                                        Стоя  Спать умеет он.

Информация о работе Формирование способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста