Формирование ученического коллектива в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: решение выше поставленной проблемы.
Объект исследования: ученический коллектив. 3 класса МБОУ «СОШ № 5 с УИОП» города Старый Оскол.
Предмет исследования: особенности формирования ученического коллектива в начальной школе.

Содержание

Введение………………………………………………………….
3
I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


1.1.
Понятие коллектива, структура коллектива. Влияние коллектива на личность …………………………………
6

1.2.
Этапы и уровни развития детского коллектива……….
16
1.3.
Групповая форма деятельности как педагогическая категория………………………………………………….
24
1.4.
Групповая форма работы как средство развития коллективистских отношений учащихся ……………..
27
Выводы по первой главе……………………………………
31
II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


2.1.
Целесообразность и необходимость выбора методов исследования………………………………………………
32

2.2.
Констатирующий этап эксперимента…………………..
34

2.3.
Формирующий этап эксперимента …………………..
42

2.4.
Анализ результатов опытно – экспериментальной работы…………………………………………………….
47
Выводы по второй главе …………………………..……….
48
Заключение …………………………………………………….
50
Список литературы ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Гвелесяни И. О..docx

— 97.69 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

   

Введение………………………………………………………….

3

I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 
 

1.1.

Понятие коллектива, структура коллектива. Влияние коллектива на личность …………………………………

6

 

1.2.

Этапы и уровни развития детского коллектива……….

16

1.3.

Групповая форма деятельности как  педагогическая категория………………………………………………….

24

1.4.

Групповая форма работы как средство развития коллективистских отношений  учащихся ……………..

27

Выводы по первой главе……………………………………

31

II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

 

2.1.

Целесообразность и необходимость  выбора методов исследования………………………………………………

        32

 

2.2.

Констатирующий этап эксперимента…………………..

34

 

2.3.

Формирующий  этап эксперимента …………………..

42

 

2.4.

Анализ результатов опытно –  экспериментальной работы…………………………………………………….

47

Выводы по второй главе …………………………..……….

48

Заключение …………………………………………………….

50

Список литературы …………………………………………

51

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы.

Важным  периодом становления личности ребенка  приходится в его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными  отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные  условия для подготовки детей  к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве  с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического  воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими  людьми, и тем самым создает  предпосылки развития коллективизма  как качества личности. Поэтому так  важно, особенно в младшем школьном возрасте, предать отношениям детей  со взрослыми и детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всей группы.

В настоящее  время педагоги стали значительно  больше уделять внимания совершенствованию  эмоционально – психологических  отношений в классе.

Методологическую  основу исследования составили труды  отечественных педагогов, таких  как Антон Семенович Макаренко, Надежда Константиновна Крупская, Василий Александрович Сухомлинский.

Большую ценность для проведения исследования по проблеме формирования ученического коллектива в начальной школе  на примере организации групповых  форм работы представляют разработки Антона Семеновича Макаренко, в которых  детально разработана методика коллективистского  воспитания.

Таким образом, на основе анализа психолого –  педагогической литературы мной был сделан следующий вывод: о том, что для создания оптимальных условий развития личности в воспитательном процессе школы необходимо отыскать ту форму сообщества сверстников, которая наилучшим образом могла бы решать задачи воспитательные, т.е. стимулировать развитие личности школьника. И таким содружеством я считаю ученический коллектив.

Проблема исследования: каковы эффективные способы формирования ученического коллектива в начальной школе.

Цель исследования: решение выше поставленной проблемы.

Объект исследования: ученический коллектив. 3 класса МБОУ «СОШ № 5 с УИОП» города Старый Оскол.

Предмет исследования: особенности формирования ученического коллектива в начальной школе.

Гипотеза: если разработать содержание этапов развития взаимоотношений учащихся друг с другом, а также определить систему путей организации групповых форм взаимодействия в процессе формирования отношений учащихся друг с другом, то формирование ученического коллектива в начальной школе будет возможным.

Задачи курсовой работы:

  1. Проанализировать сущность понятий «взаимодействие», «групповые формы взаимодействия», выделить предпосылки развития коллективистских отношений в процессе организации групповых форм работы.
  2. Исследовать возможность и эффективность организации групповых форм работы в процессе формирования коллективистских отношений школьников.
  3. Выявить педагогические условия реализации групповых форм работы с целью формирования коллективистских отношений.
  4. Определить особенности педагогических отношений в процессе организации групповых форм работы.

Методы исследования:

  • беседа;
  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • математический подсчет.

Этапы исследования:

I Этап подготовительный:

  • подбор психолого-педагогической и методической литературы;
  • постановка проблемы и задач исследования;
  • написание введения.

II Этап основной

  • организация и проведение констатирующего этапа эксперимента;
  • формирующий этап эксперимента.

III Этап

  • анализ и математическая обработка экспериментальных данных;
  • литературное оформление работы.

Практическая значимость:

Материалы опытно – экспериментальной работы имеют большое практическое значение для учителей начальных классов, воспитателей и педагогов дополнительного образования, родителей и студентов педагогических факультетов в организации и проведении процесса обучения умениям и навыкам на уроке обучения грамоте.

База исследования: 3 - класс МБОУ «СОШ № 5 с УИОП» города Старый Оскол.

Структура исследования: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 23 источников.

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 

    1. 1. Понятие коллектива, структура коллектива. Влияние коллектива на личность

 

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывающий теорию коллектива был А. С. Макаренко. Его перу принадлежат  педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана  методика коллективистского воспитания. Учение А. С. Макаренко содержит подробную  технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни  коллектива: движение – форма жизни  коллектива, остановка – форма  его смерти; определил принципы развития коллектива; вычленил этапы развития коллектива. «Коллектив – это социальный живой организм, который потому и  организм, что он имеет органы, что  там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет  и коллектива, а есть просто толпа или сборище [13, c. 173].»

Коллектив – явление сложное, в нем наблюдается  переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, увлечений самых разных людей.

А.С. Макаренко  считал, что гуманистическая интерпретация  коллектива предполагает наличие определенных признаков, которые и позволяют  сделать именно коллектив «инструментом  прикосновения к личности» [19, с. 73]. Наращивание этих признаков и есть главный предмет заботы педагога по созданию и развитию ученического коллектива. Раскроем подробнее эти признаки.

1. Общественно – значимая цель. Школьный класс – коллектив особого рода: он изначально создан по формальному признаку. Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед педагогом цель и определяет стратегические и тактические задачи воспитания. Задача педагога: определить цель для себя и довести до сознания своих воспитанников.

2. Общественно – значимая деятельность. Межличностное общение детей начинается, развивается и существует как фактор развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности формируется отношение детей к окружающему миру. Педагог, желая как можно скорее создать коллектив, должен насытить жизнь детей разнообразными делами. Это позволит быстрее узнать детей, включить в деловые и интимно – личностные отношения. Это будет возможно при следующих условиях: любая деятельность должна быть, во-первых, общественно-полезной, значимой и, во-вторых, приносить личностное удовлетворение каждому ее участнику [5, с. 56].

3. Отношения ответственной зависимости. А.С. Макаренко называл их еще отношениями «взаимной ответственности и взаимного подчинения» [7, с. 76]. Это система поручений и обязанностей. При этом важно соблюдение двух условий: научение использования поручения (алгоритм, инструктаж, пример взрослого и т.п.) и контроль (с целью доведения до конца начатого дела). Только тогда система поручений позволит создать в коллективе условия для самоактуализации каждого его члена.

4. В коллективе  реализуется идея свободы личности, ее раскованности и в то же время защищенности каждого члена коллектива. «Суть в том, чтобы дети и воспитатели ставили на первое место ту свободу и ту раскованность, которые освобождают человека духовно, которые создают предпосылки для рождения страстной увлеченности серьезным делом» [1, c. 88 – 92]. В современной школе свобода и раскованность, непременно, должны быть связаны с гарантией развития всех, должны рассматриваться как свобода деятельности, как свобода духовно обогащающего общения, против различных форм разобщенности и дегуманизации отношений в среде взрослых и детей.

5. Единая  для всех система требований. Во всех сферах жизни и деятельности коллектива: в четкой организации каждого вида деятельности, в исполнении поручений всем и каждым, в уважительном отношении ко всем, в наивысшей требовательности к себе, в соблюдении порядка, дисциплины, в неукоснительном исполнении норм нравственного поведения и т.д. При этом система требований в коллективе должна быть инструментована тонко и изящно. Она может быть выражена во множестве вариаций требований: требование – приказ, требование – совет, требование – намек, требование – удивление, требование – рекомендация, требование – побуждение, требование – просьба и т.д.

Это бережет  педагога от авторитаризма требований, которые способны подавить, нивелировать личность, позволить развиться конформизму, провоцировать нонконформизм. Уместно  вспомнить макаренковское «как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему». В коллективах высокого уровня развития – высок уровень требований: непозволительность пустого времяпрепровождения, требования чуткого отношения друг к другу, понимание состояния товарища «с полувзгляда» и т.п.

6. Традиции в коллективе возникают постепенно, по мере накопления совместного опыта деятельности и общения. Вот, в группе прошло увлекательное дело, всем понравилось, все испытали радость общения... И за этим, как правило, следует ребячье: «А давайте еще!». И тогда педагог, желая закрепить традицию, проводит на таком же высоком уровне подготовленности серию подобных дел, которые становятся традиционными; их дети ждут, к ним готовятся, их воспитательная эффективность максимально высока. Традиционными могут стать праздники «День именинника», вечера встречи с интересными людьми, туристические слеты и «Огоньки», круглые столы с различной тематикой, большие ролевые игры, пресс – конференции, дискотеки или балы, посвященные временам года и другие формы воспитательной работы.

Традиционно в хороших коллективах закрепляются и нормы отношений: «живи для  улыбки друга», «каждому – дело по душе», «трудную и неблагодарную работу выполняет лучший», «если беда – все на помощь», «все дела – творческие, иначе – зачем» и другие. Обогащение коллективной жизни традиционными делами и нормами эмоционально – положительных отношений – один из путей сплочения и развития детской группы.

7. Коллектив  имеет свою историю развития. И это не только общие события и явления в прошлом. Это и поступательное, прогрессивное движение от низших форм существования (диффузной группы) к высшим (коллективу); это движение от первой к четвертой стадии (уровню) развития коллектива. От состояния авторитарного руководства педагогом всеми делами до полного самоуправления.

Иногда  коллективы развиваются до состояния  гомфотерных, когда достигается полное единение их участников вплоть до психофизиологической совместимости. Но это бывает очень и очень редко. Хотя не исключены элементы этого в детской группе, что делает общение детей и взрослых притягательным и радостным.

И еще  одно важное методическое правило необходимо учитывать: по мере развития коллектива должна меняться позиция педагога в  детском коллективе – от авторитарно  – декларативной (в хорошем смысле слова) на низшей стадии развития до подлинно демократической, доверительной позиции  старшего друга, советчика, наставника, коллеги по общему делу. В этом – залог успеха всей деятельности педагога – воспитателя.

Информация о работе Формирование ученического коллектива в начальной школе