Формирование ученического коллектива в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: решение выше поставленной проблемы.
Объект исследования: ученический коллектив. 3 класса МБОУ «СОШ № 5 с УИОП» города Старый Оскол.
Предмет исследования: особенности формирования ученического коллектива в начальной школе.

Содержание

Введение………………………………………………………….
3
I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


1.1.
Понятие коллектива, структура коллектива. Влияние коллектива на личность …………………………………
6

1.2.
Этапы и уровни развития детского коллектива……….
16
1.3.
Групповая форма деятельности как педагогическая категория………………………………………………….
24
1.4.
Групповая форма работы как средство развития коллективистских отношений учащихся ……………..
27
Выводы по первой главе……………………………………
31
II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


2.1.
Целесообразность и необходимость выбора методов исследования………………………………………………
32

2.2.
Констатирующий этап эксперимента…………………..
34

2.3.
Формирующий этап эксперимента …………………..
42

2.4.
Анализ результатов опытно – экспериментальной работы…………………………………………………….
47
Выводы по второй главе …………………………..……….
48
Заключение …………………………………………………….
50
Список литературы ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Гвелесяни И. О..docx

— 97.69 Кб (Скачать файл)

 

Из данных таблицы можно сделать  вывод что:

Игорь А.не знает своего положения в классе, но воспринимает свой класс позитивно. Данил К. застенчив и неуверен в себе, что ясно видно из данных ответов.

Иван М. мало интересует его положение в классе. Ответы Саши настроены пассивно, но это исходит именно из-за неудовлетворения процессом общения со сверстниками.

Николай А. не знает своего реального положения в классе, не знает своих друзей. Также мы отметили, что Андрей хотел бы быть главным.

Ответы детей фиксировались  после проведения беседы.

Таким образом, дети считают свой класс  относительно дружным. Но потребность  в благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками не реализована.

Проведя анализ результатов социометрического  метода исследования, следует отметить, что выборы резко отличаются во внеучебной деятельности от учебной.

Меня интересовало, чего не хватает детям, которые набрали от 0 до 2 выборов. Таких детей оказалось много – больше половины от всего класса, хотя они три года учатся вместе.

Благодаря проведенным индивидуальным беседам с такими детьми (имеющими статус изолированных) и лидером, я узнала мнения детей о собственном классе, их собственные ощущения по поводу положения и своего места в коллективе.

Во всех ответах отметила желание детей и их стремление быть дружным классом. Дети считают, что класс дружный (как изолированные, так и лидер), но не все имеют представление о своем реальном положении в классе. Так изолированные дети – не знают, кто их друзья.

Полученные данные позволили мне спланировать свою дальнейшую работу. Также исследования были нужны для того, чтобы определить, знают ли дети о своем социальном статусе. Психологами установлено, что некоторые дети не знают своего социального статуса и не испытывают особенного дискомфорта. С одной стороны, детей не надо разочаровывать, но, с другой стороны, необходимо, чтобы они умели определить свое место в классе. Это поможет установить взаимоотношения в дальнейшей жизни, что очень важно, учитывая особенности младшего школьного возраста.

 

  1. 3. Формирующий эксперимент

 

Второй этап (формирующий эксперимент) заключался в том, что я вместе с детьми продумывали, разрабатывали различные дела на основе того, что предлагали дети, я учитывала мнение лидеров и изолированных.

Было необходимо продумать систему  коллективных дел, составить программу  действий по формированию взаимоотношений. Начинать было необходимо с более  интересных дел, чтобы вызвать отклик у детей, а затем, постепенно, переходить к более значимым.

С целью формирования ненасильственного  взаимодействия в группе учащихся 3 класса мною было предложено следующее воспитательное мероприятие.

Нами было разработано и предложено детям содержание воспитательного  мероприятия на тему «Момент мира в моей жизни» (работа в малой группе).

Детям было предложено следующее задание:

Закрыть глаза и припомнить время, когда в душе царил мир. Открыв глаза, мы попросили детей описать  подробно ситуацию и объяснить, что  в ней было «мирного», что заставило  почувствовать умиротворение.

Результаты проведения воспитательного  мероприятия наглядно представлены в таблице.

Таблица 2

Состав группы учащихся

Тип вопроса

Типы ответов

  1. Виктория А.
  2. Евгений А.
  3. Роман Б.
  4. Анастасия Л.
  5. Инна Р.
  6. Евгений Л.
  7. Рузанна А.

Какие цвета вы видите?

Желтый.

Красный.

Оранжевый.

Малиновый.

Ярко-желтый.

Бардовый.

Розовый

  1. Таня А.
  2. Данил К.
  3. Кирилл П.
  4. Игорь А.
  5. Саша М.
  6. Вера П.
  7. Марина К.
  8. Кристина Л.

Голубой.

Синий.

 

Фиолетовый.

Серый.

Цвет морской волны.

Сине-голубой.

  1. Саша К.
  2. Алена Ш.
  3. Степан Я.
  4. Николай А.
  5. Кирилл Р.
  6. Виктория Б.
  7. Аким С.
  8. Иван М.
  9. Илья С.

Зеленый.

Салатовый.

Коричневый.

 

Белый.

Розовый.

Красный.

Голубой.

Зеленый


 

Таким образом, из данных таблицы следует, что в первой группе разделились  на желтый и красный оттенок, во второй синий, в третьей смешанный. По тесту  Макса Люшера красный оттенок обозначает силу воли, желтый означает самопроизвольность, непосредственность, синий – глубину чувств. Необходимо отметить, что в третьей группе появился зеленый оттенок. По тесту он означает гибкость ума. Наше наблюдение за детьми показало, что дети которые выбрали желтый оттенок проявляли такие качества как любознательность, активность, интерес к происходящему. В то время как учащиеся из второй группы проявили сосредоточенность и внимание к происходящему, вовлеченность и восприимчивость.

Следующий задание было также закрыть  глаза и представить людей, которых  вы бы встретили в этом «мире».

Результаты представлены в Таблице 3.

 

Таблица 3

Состав группы учащихся

Тип вопроса

Типы ответов

1.Виктория А.

2.Евгений А.

3.Роман Б.

4.Анастасия Л.

5.Инна Р.

6.Евгений Л.

7.Рузанна А.

Каких людей?

Веселых.

Счастливых.

Добрых.

Сочувствующих.

Уважительных.

Внимательных.

Добрых.

1.Таня А.

2.Данил  К.

3.Кирилл  П.

4.Игорь  А.

5.Саша  М.

6.Вера  П.

7.Марина  К.

8.Кристина  Л.

Не равнодушных.

Искренних.

Светлых.

Улыбающихся.

Улыбающихся.

Застенчивых.    Умных.

Светлых.

1.Саша К.

2.Алена Ш.

3.Степан Я.

4.Николай А.

5.Кирилл Р.

6. Аким С.

7.Виктория Б.

8.Иван М.

9.Илья  С.

Ласковых.

Милых.

Нежных.

Любящих.

Со светлыми волосами.

С красивой улыбкой.

Красивых.


 

Таким образом, из данных таблицы видно, что все дети представляют себе доброжелательно  настроенных людей. Каждый ребенок  давал то определение, которое для него более значимо. Необходимо отметить оригинальные ответы Кирилла Р., который представил себе человека со светлыми волосами и Акима С. который увидел красивую улыбку.

Ответы детей отличались большим  разнообразием и практически  не повторялись.

Также мною было разработано и проведено несколько тренинговых занятий с целью развития групповой сплоченности.

Тренинг рассчитан на четыре дня.

Первый день – знакомство с тренинговым занятием и созданием эмоционального настроя на взаимодействие учащихся друг с другом.

Были использованы такие упражнения как:

  • «Приветствие», «Волшебный стул», «Ассоциации», «Прощание до следующего занятия».

Второй день – направлен на умение ставить общую цель в достижении общего дела.

  • «Найди себя», «Необитаемый остров», «Комплемент другу», «Прощание с помощью игрушки».

Третий день посвящен развитию умения согласовывать свою деятельность с  деятельностью группы.

  • «Атомы», «Снежинка», «Изображаем слова», «Скульптор».

Четвертый день – развитие чувства доверия к группе.

  • «Вместе весело шагать», «Держи меня покрепче», «Надпись на спине», «Дождик».

Дети охотно принимали участие  в тренинговых занятиях. Все без исключения активно участвовали, соблюдая все правила тренинга, с которыми были заранее ознакомлены.

В ходе формирующего эксперимента нами были проведены воспитательные мероприятия  на темы: «Загляните в мамины глаза», «Как мы знаем сказки и мультфильмы», «Дружбой дорожить умейте».

Проведенное исследование и полученные результаты свидетельствуют о том, что целенаправленная организация работы по формированию основ ненасильственного взаимодействия друг с другом и групповой сплоченности способствует динамике положительного взаимодействия и изменению социального статуса учащихся 3 класса.

 

2.4. Анализ результатов опытно – экспериментальной работы

 

Анализируя проведенную работу, я увидела, что детям стало легче сотрудничать и объединяться друг с другом. Заметно повысилась осознанность выбора в групповой работе. Дети стали более доброжелательны по отношению друг к другу. Стали более раскрепощенными в общении, изменили свои статусные роли.

При проведении повторной социометрии  мы пришли к следующим выводам: лидерами эмоциональных связей осталась Таня А. и Кирилл Р., но

Данил К. и Кристина Л. изменили свои статусные роли – отверженных.

У Рузанны А., Виктории Б., Алены Ш., прибавилось по одному голосу. При этом необходимо отметить, что эти голоса – взаимовыборы.

Таким образом, результаты исследования показали: лидер – 2; предпочитаемых – 11; отверженных – 8; изолированных – 3.

Результаты проведенного социометрического  исследования наглядно представлены на следующей диаграмме:

 

Эмоциональные связи детей в  классе укрепились, о чем можно  судить, исходя из данных социометрии. Именно эмоциональные связи представляли для меня наибольший интерес, так как нас интересовали взаимоотношения детей во внеучебной коллективной деятельности.

Следует отметить, что еще до проведения следующего социометрического исследования, мы отметили, что Данил К. и Кристина Л. изменили свой статус в классе. Они заслужили уважительное отношение одноклассников после того, как они откровенно и смело вели себя на тренинговых занятиях. Они смело отвечали на вопросы и выполняли наши требования. Они сумели раскрыть свои способности.

Я отметила также и то, что мнение классного руководителя о классе изменилось. Классный руководитель в беседе отметила, что ребята стали более дружными. Алла Ильинична сказала также, что увидела, как изменилось поведение проблемных учеников: «В лучшую сторону изменилось поведение Данила К., который всегда отличался пассивным отношением к коллективным делам класса. Теперь его привлекает совместная деятельность, он стал стремиться работать в коллективах, в группах».

 

Выводы по второй главе

 

Из проведенной работы можно сделать следующий вывод: что при проведении повторной социометрии число отверженных уменьшилось на 2 ребенка. Также прибавилось взаимовыборов, что положительно влияет на коллективистские отношения учащихся друг с другом.

Эмоциональные связи детей в  классе укрепились. Дети стали более  доброжелательны по отношению друг к другу. Стали более раскрепощенными  в общении.

Многие дети проявили свои способности  и природные задатки, что способствовало работе детей в группе.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведенное исследование и  полученные результаты свидетельствуют  о том, что целенаправленная организация  работы по формированию основ ненасильственного  взаимодействия друг с другом и групповой  сплоченности способствует динамике положительного взаимодействия, изменению социального статуса учащихся 3 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проведенного исследования проблемы о формировании ученического коллектива в начальной школе на примере организации групповых форм работы, мной было установлено, что именно в школьном коллективе с его общей целью совместной деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности ребенка. В школьные годы у ребенка благодаря общению с людьми появляется возможность к самореализации своих способностей и природных задатков.

Информация о работе Формирование ученического коллектива в начальной школе