Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:25, курсовая работа
Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития, социально-экономического роста благосостояния общества в целом. Рождение здорового ребенка стало сейчас редкостью. Экологические проблемы, бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, отрицательное воздействие средств массовой информации, компьютеры и видеофильмы, отсутствие положительного примера здорового образа жизни со стороны родителей, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительными экологическими условиями – вот далеко неполный перечень факторов, агрессивно действующих на здоровье дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 5
1.2. Система здорового образа жизни (ЗОЖ) в дошкольном учреждении 11
2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ 18
2.1. Состояние проблемы в практике работы дошкольного учреждения 18
2.2. Создание педагогических условий для формирования у старших дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья 21
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
3. Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, которые основываются на совместном (родителями и педагогами) создании индивидуальных программ оздоровления детей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей — в детском саду, формировании отношения к родителям как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательной работе [5, с. 225].
Также была проведена консультация для воспитателей на тему «Проблема формирования у детей представлений о здоровом образе жизни» (Приложение 12).
Ожидалось, что предложенная программа по ЗОЖ будет способствовать формированию у детей навыков здоровья, выработке разумного отношения к своему организму, умению вести здоровый образ.
2.3. Результаты опытно-
После формирующего этапа был проведен контрольный этап с применением тех же бесед, результаты представлены в Приложении 13.
На основе данных Приложения 13 подсчитаем количество детей с разным уровнем сформированности представлений о ЗОЖ (таблица 2.2).
Таблица 2.2 — Уровень сформированности представлений о ЗОЖ
Кол-во дошкольников |
Уровень | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
24 чел. —100% |
3 |
13 |
16 |
67 |
5 |
20 |
Итак, как видно таблицы 2.2, уровень сформированности представлений о ЗОЖ у детей существенно повысился. Детей с высоким уровнем стало 3 человека (13%), со средним — 16 человек (67%) и с низким — 5 человек (20%).
Изобразим полученные данные графически в процентном отношении (рисунок 2.2).
Из рисунка 2.2 следует, что большая часть детей имеет средний уровень сформированности представлений о ЗОЖ (67%).
Проследим динамику развития представлений детей о ЗОЖ до проведения опытно-экспериментальной работы и после (рисунок 2.3).
Итак, как видно из рисунка 2.3, уровень сформированности представлений о ЗОЖ у детей старшей группы существенно увеличился: количество детей с высоким уровнем возросло в 3 раза, количество детей со средним уровнем увеличилось на 21%, а количество детей с низким уровнем уменьшилось в 2,5 раза.
Следовательно, мы можем утверждать, что формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья будет эффективно при соблюдении следующих условий:
- учет возрастных и
индивидуальных особенностей
- единство воспитательных воздействий семьи и детского учреждения.
Выводы по второй главе
Недостаточный уровень представлений старших дошкольников о сохранении и укреплении своего здоровья послужил причиной организации и проведения специальной исследовательской работы.
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья проходило при соблюдении следующих условий:
- учет возрастных и
индивидуальных особенностей
- единство воспитательных воздействий семьи и детского учреждения.
В ходе проведенной работы уровень сформированности представлений о ЗОЖ в исследуемой группе старших дошкольников существенно увеличился: количество детей с высоким уровнем возросло в 3 раза, количество детей со средним уровнем увеличилось на 21%, а количество детей с низким уровнем уменьшилось в 2,5 раза.
Заключение
В заключение сделаем следующие выводы:
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше [21, с. 88].
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Проведенный теоретический
анализ позволил уточнить содержание
понятия «основы здорового
Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников возможно в силу их психофизиологических особенностей: развиваются образные формы познания окружающего мира, что говорит о готовности детей овладеть разнообразными сведениями об элементах здорового образа жизни (от конкретных понятий к их связям); готовность оперировать представлениями значительно расширяет границы познания элементов здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности); деятельность детей направляется соподчинением мотивов, в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное усвоение мотивов, характерных для деятельности взрослых; изменяется эмоциональная сфера (от ситуативности и неустойчивости к регуляции) и др.
К главным составляющим ЗОЖ относятся эколого-гигиенические условия, правильное питание, психологический комфорт, рациональный распорядок дня, оптимальный двигательный режим, адекватная особенностям здоровья каждого ребенка система закаливания. При этом каждый из компонентов ЗОЖ является своего рода «мини-системой» с обязательными правилами выполнения.
Формирование здоровой
личности дошкольника возможно при
обеспечении действенной
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.
Недостаточный уровень знаний детей о ЗОЖ на начальном этапе исследования послужил причиной организации и проведения специальной исследовательской работы, задача которой заключалась в создании целостной системы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении.
На констатирующем этапе был проведен комплекс мероприятий, направленный не только на получение знаний, но и формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
Для реализации этих целей
была разработана программа «
В ходе проведенной работы уровень сформированности знаний о ЗОЖ в экспериментальной группе увеличился.
Следовательно, мы можем утверждать, что формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья будет эффективно при соблюдении следующих условий:
- учет возрастных и
индивидуальных особенностей
- единство воспитательных воздействий семьи и детского учреждения.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, а полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Список использованных источников