Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»
Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141
Из материалов
данного обследования видно:
Решение задачи об отношении хищника и травоядных животных говорит о том, что дети научились выявлять зависимости одного животного от другого, что их жизнь зависит друг от друга. Так же создание проблемной ситуации позволило выявить знание детей об отношении к губительной деятельности человека, они могли выявить причинно-следственные связи, обобщить и аргументировать свои ответы. В дальнейшем, дети смогли самостоятельно определить места обитания животных, соотнести их образ жизни, внешний вид с их жилищем.
Дети экспериментальной
группы самостоятельно называли
Без помощи
взрослого называли условия,
Далее нами была проведена повторная диагностика детей для определения уровня развития отношения детей к природе. Мы использовали те же критерии оценки уровней сформированности.
Задание 1 Цель: изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Используется метод
10)Может ли человек прожить без других людей? Почему?
Задание 2 Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Используется метод индивидуальной беседы. Ребёнку предлагается ситуация, в которой герой предпочитает помощи живому существу развлечения. Задаются вопросы:
Задание 3 Цель: выявить характер отношения ребёнка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.
Используются
наблюдения за отношением
Задание 4 Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.
Используются наблюдения за отношением детей к живым существам в комнате природы. Созданные условия заключаются в том. Что некоторым из живых существ нужна помощь (растения – в поливе, удалении пыли; животные – в кормлении, чистке клетки и др.) Для чего приготовлены необходимые средства. В комнате также размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и др.) Это позволяет создать для детей ситуацию выбора деятельности – либо с природными объектами, либо другой. Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться тем, чем они хотят. Если ребёнок не догадывается о необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов:
Задание 5 Цель: выяснить особенности отношения ребёнка к живым объектам в ситуации выбора.
Для этого моделируется
реальная ситуация выбора
Воспитатель предлагает ребёнку обеспечить уход за нуждающимися в помощи животным или растениями. После принятия дошкольником задания его зовут играть в игру. За поведением дошкольника ведётся наблюдение и выясняется. Почему он сделал тот или иной выбор.
Задание 6 Цель: выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Дошкольнику предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву. (Каждый вид ухода выполняется отдельно). Сначала у ребенка выясняется, хотел бы он поухаживать за растениями и для чего это нужно делать. Затем предлагается: выбрать из уголка природы растение, нуждающиеся в поливе (удалении пыли, рыхлении) и объяснить свой выбор; ответить, каким станет растение после ухода за ним; рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода; подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда; объяснить, как узнать, что уход достаточен. Ребенку предлагается полить растение; (удалить пыль, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результат труда.
Задание 7 Детям была предложена проблемная ситуация такая как: « Поздней осенью зайцы поменяли окраску своей шубки, а снег еще не выпал. Хотите ли вы помочь? У вас на столе краски, фломастеры, карандаши и бумага. Покажите в рисунке, как это можно сделать» Далее дети в течение неограниченного времени рисовали свои рисунки, которые мы затем анализировали.
Анализируя результаты данной
диагностики, хочется отметить, что
для детей экспериментальной
группы стала характерна
Анализируя результаты
в контрольной группе на конец
эксперимента можно сказать,
Таким образом, в ходе экспериментального исследования подтвердилась гипотеза о том, что уровни сформированности экологических знаний и действенно-практического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста повышается при специальном организованном обучении с помощью разнообразных форм, методов и приёмов, а как результат улучшились их знания и действенно практическое отношение к природе.
Заключение
В результате анализа научно - педагогической и методической литературы мы пришли к выводу:
В настоящее время
одной из приоритетных педагоги
Основу
методики экологического
Эти работы положили начало
экологическому подходу в
Психологогические
исследования Н.Н.Подъякова, И.
Мы
определили, что результатом
экологического воспитания
Источником раскрытия
взаимосвязей в природе являютс
Проведённый педагогический эксперимент и обобщение его результатов даёт основание сделать вывод, что если в процессе ознакомления дошкольников с природой мы будем систематически и последовательно использовать учебные материалы, направленные на обстоятельное рассмотрение взаимосвязи живого организма со средой обитании, причём применительно к двум принципиально различным категориям живых существ (растениям и животным). То формирование экологических знаний и отношения к природе у дошкольников повысится, что и подтвердило нашу гипотезу.
Список использованных источников
1.Конституция Республики Казахстан: официальный текст с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 г. № 284 -1ЗКР.- Алматы: Жеті жарғы, 2002. – С. 7-8
2. Концепция экологической безопасности РК на 2004 – 2015 годы; одобрена указом президента РК от 3.12.2003 № 1241 // Каз. Правда. – 2003.- 10 дек.- С.7-8.
3.Государственный общеобязательный стандарт образования Республики КАзахстан. Дошкольное воспитание и обучение. – Астана: Министерство образования и науки Республики Казахстан, 2001.
4.Рыжова Н. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание 2000г.- №7, с.5
5. Грехова Л.И. « В союзе с природой». Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. М.:ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002 .-240 с.
6.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, - М.:Издательский центр «Академия» , 2002.- 336 с.
7. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. – Знание, 1990. – 272 с.
8. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой.
Учебник для учащихся педучилищ по специальности «Дошкольное воспитание» Изд. 2-е переработанное и дополненное, М.: «Просвещение», 1973 .-254 с.
9. Ашиков В. Путь к Экологическому Человеку. //Дошкольное воспитание - 2001г.-№7- С.15-17.
10.Ашиков В. И. ,Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.- М.: Педагогическое общество России , 1998 .- 132с.
11. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология» / Под ред. В. И. Логиновой и Т.Г. Саморуковой – М.: Просвещение, 1983.- 304 с.
12. Школьный экологический календарь: Пособие для учителя / Н.С.Дежникова, И.В.Снитко, Д.Л.Теплов, Цветкова И.В.; Под ред. Н.С.Дежниковой. – М.: Просвещение, 2003. – 144 с.
13. Молдова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1999 -128 с.
14. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 190 с.
15. Сарманова К.А., Коренькова Л.Г. Экологическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации в помощь педагогам, родителям, студентам. Алматы, 2001. – 40 с.
16. Манкеш А.Е. Окружающий мир. Экология: методическое пособие для обучения детей по программе предшкольной подготовки. – Алматы: ОАО
“ Алматыкітап”, 2004. – 56 с.
17. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа и условия её реализации в детском саду. – М.:Мозаика – синтез, 2004. – 120 с.
18. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 208 с.
19. Ясвин В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе: автореф. Дис. д-ра пед.наук. –М.: 1998.- 34 с.
20. Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста: Дис…канд. пед. наук. – М., 1991. с.53-57.
21. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст.
Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.:АРКТН,1999. – 128 с.
22. Поддъяков Н.Н. Содержание и методика умственного воспитания дошкольников. М.: педагогика, 1980. – 315 с.
23. Шилёнок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников. //Дошкольное воспитание - 1995г. - №7 – С. 57-58