Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141

Вложенные файлы: 1 файл

Глава1.doc

— 2.06 Мб (Скачать файл)

 

1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников

        Дошкольный  период – чрезвычайно важный  этап в жизни ребёнка. Именно  в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности [21].

            Н.Н. Поддьяков обосновал положение  о том, что дети дошкольного  возраста могут усвоить систему  взаимосвязанных знаний, отражающих закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно образному мышлению, преобладающему в этом возрасте [22].

      Опираясь на исследования  И.П.Павлова, Шилёнок Т. писала, что познание ребёнком окружающей  действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на его органы чувств. И.П.Павлов показал, что физиологической основой чувственного познания служит совместная деятельность зрительного, слухового, кожного, обонятельного и других анализаторов.

 

Чем больше анализаторов участвует  в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Отсюда следует, что в основе экологического воспитания детей лежит наглядность, непосредственное воздействие предметов и явлений природы на их органы чувств [23].

          Иванова  А.И. также говорит о том,  что для детей первых семи  лет жизни характерны наглядно-действенное  и наглядно-образное мышления. Это  обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путём запечатления реальных объектов и событий окружающего мира) [24].

          С.Н.Николаева  подчеркивала, что ребёнок в эти  годы овладевает своим телом и основными движениями, у него развиваются сенсорные ощущения, на их основе формируется восприятие. Огромным достижением этого периода является то, что ребёнок овладевает речью, которая в совокупности с восприятием и движением даёт мощный толчок развитию интеллекта – от простейших мыслительных актов, сопряжённых, как правило,

 

с действием. Он переходит к  наглядно-образным решениям, а затем и к логическим, дискутивным (речевым) формам мышления. То есть ребёнок постепенно овладевает способностью формулировать просьбу, задавать вопрос. Делать сообщение и даже строить (к 6-7годам) первые аргументированные объяснения и гипотезы.

          Быстро  накапливая жизненный опыт, расширяется круг представлений, ребёнок во многих отношениях становится управляемым. Этому способствует развитие произвольных процессов: сосредоточенного внимания, воли, социальных эмоций. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребёнок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

  Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение ребёнка со взрослыми – оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом. Ребёнок хорошо развивается, если общение со взрослыми строится на понимание последним его эмоционального самочувствия, интересов, возможностей. Если взрослый умеет признать в ребёнке развивающуюся личность, умеет вставать на его позицию, учитывать его точку зрения, воспринимает его как полноценного партнёра в совместной деятельности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой. При помощи взрослых ребёнок начинает осознавать её как общую ценность для всех людей [6, 30].

   Л.М.Маневцева и Л.А.Каменева  утверждает, что в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребёнок, также требует использования разнообразных методов. Методы обучения  Л.М.Маневцева и Л.А.Каменева формулируют как способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание к окружающему миру [25].

          Верная  по своей сути формулировка  метода отражает главное: обучение – это совместная деятельность взрослого и детей. Последнее на чём следует остановиться в общих рассуждениях о педагогическом методе, - это соотношение метода и приёма. Известно, что метод – это более крупная и более общая единица педагогики, а приём – более мелкая и частная единица. Метод включает в себя большое разнообразие приёмов, различные варианты их сочетания. Методическими приёмами являются отдельные детали метода, его составные части. При этом  мы считаем, что между методом и приёмом существует взаимосвязь – метод может переходить в приём, и наоборот.

               Н.Н.Кондратьева, Л.А.Каменева, Николаева  С.Н. в  экологическом воспитании  рекомендуют  использовать все  указанные ниже методы. Это наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие,

 

 конкретные представления о природе.

         К практическим  методам относится игра, элементарные опыты и труд в природе. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

         К словесным  методам относятся рассказы воспитателя и детей, чтение художественной литературы о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизация и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

          В работе  по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой [25, 115].

         Для полноценного  осуществления экологического воспитания  является, по мнению С.Н.Николаевой  создание в детском саду условий экологоразвивающей среды, так как это важнейший фактор становления

 

человеческой личности. Все  её аспекты – социальный, предметный компонент природы – оказывают (или могут оказать) развивающее воздействие.

       Изучение физической  предметной среды, её влияния на психическое состояние, деятельность началось за рубежом относительно недавно – во второй половине  прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения  вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960 – 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых – производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники – дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров производственных и общественных помещений. Подчеркивается, важна мысль: озеленение внутреннего пространства выполняет самые различные функции, в числе которых и функция психологического воздействия на человека. Растения в интерьере помогают улучшить санитарно – гигиеническую, психофизиологическую среду, решить задачи планировочно – организационного и художественно – декоративного характера.

      Обращается внимание  на то, что внутреннее пространство (место пребывания человека) – это среда, воздействующая на его психику, чувства, эмоции, участвующая в формировании его духовного мира.

        Правильная  организация зоны природы предполагает понимание работниками дошкольных учреждений двух аспектов: экологического подхода к жизни растений и животных; педагогической целесообразности их привнесения в предметное окружение ребёнка, т. е. понимание методики.

   Специфическими чертами  методики экологического воспитания  дошкольников являются: непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное  познание  природы  (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Становится ясной та роль, которая отводится в экологическом воспитании созданию зоны природы: рядом с ребёнком должны быть сами объекты природы, проживающие в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, которые должны в полной мере соответствовать потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

               Решающее значение имеет знание воспитателем и другими сотрудниками детского сада экологических особенностей каждого объекта природы – его потребностей в тех или иных факторах внешней среды, условий, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

     В дошкольных учреждениях могут находиться любые животные и растения, если они: безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своём поведение животные); неприхотливы, т. е. не требуют специального содержания и ухода; в детском учреждении главное внимание уделяется ребёнку, растения и животные выступают как средство воспитания и предметная среда его жизни, поэтому уход за растениями и животными не должен отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания.

              Для постоянного общения детей  с растениями и животными в  детском саду создаются уголки  природы. Хорошо оборудованный  и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года [25, 59].

         С.А. Веретенникова  указывала на то, что уголок  живой природы – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники в течение всего дня могут подходить к животным и растениям. Рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. С.А.Веретенникова доказывала, что впоследствии этого у детей расширяются конкретные знания о природе, при ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело [8, 66].

       При наличии  даже небольшого пространства  уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Расположить его можно в групповой комнате, раздевалке. Последний вариант особенно хорош - растения и животных будут видеть родители, вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать интересные моменты. Иногда они смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для формирования единого подхода к воспитанию дошкольников в семье и в детском саду.

    В уголке природы детского сада может быть аквариум с рыбами, птицу в клетке, какого-нибудь из наземных животных (хомяка или черепаху) и растения. Старшим дошкольникам полезно видеть в уголке природы таких животных, которые имеют интересные приспособительные особенности, могут продемонстрировать закономерные взаимосвязи в природе.

     Кроме постоянных  растений и животных в уголке  природы могут находиться временные объекты природы. Например, мини-огород на окне – лук, чеснок, овёс и другие культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок – это реальная витаминная добавка в питание детей. Эти растения полезны тем, что выделяют фитонциды и оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду летников для участка, в конце зимы делают выгонку веток деревьев.

    Помимо уголков природы  в помещении детского сада могут быть созданы другие экологические пространства: комната или кабинет природы, зимний сад. Они создаются, если имеется отдельное помещение, в котором красиво и с учётом требований растений и животных можно расставить вольеры с птицами, большие аквариумы с различными водными обитателями или черепахами, крупные клетки с курами или кроликами. В разных местах – на полу и стенах, отдельно и в композициях   - устраиваются растения. Если это кабинет, то должно быть место для столов, за которыми дети смогут заниматься. В детском саду должна быть продуманна организация обслуживания и методика использования в педагогическом процессе и жизнедеятельности ДОУ комнаты природы, зимнего сада. В равной степени эти экологические пространства могут быть использованы для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной деятельности детей и взрослых (персонала, гостей сада, родителей), для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания дошкольников [6, 136].

     Ян Амос Коменский  писал: « …Нужно учить так,  чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» [26].    

       Наблюдению как  важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (Е.И. Тихеева, О. Иогансон, А.А. Быстров, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова и др.) Ими проводились исследования, которые позволили вскрыть особенности познания дошкольниками природы через наблюдения. Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщённые представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений [6, 147].

          Важным  является вопрос и о том,  что же должно составлять содержание  наблюдений: перечисление предметов, их описание или интерпретирование; в каком направление должно двигаться развитие  наблюдения – от недифференцированного целого к отдельным частям или, наоборот, от отдельных и разрозненных деталей к единому (взаимосвязанному) целому. По мнению исследователя, форма восприятия и наблюдения зависит от его содержания, вне смыслового контекста их рассмотрение приводит к противоречиям: « Для ребёнка на каждой стадии его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные стадии или формы восприятия ребёнка обычно сосуществуют, а не наслаиваются внешне одна над другой»[27].

Информация о работе Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста