Характеристика функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Для формирования полноценных навыков письменной речи требуется достаточный уровень развития его базисных компонентов. У детей с ОНР является не сформированными важнейшие компоненты функционального базиса навыков письменной речи. Это негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала, проявляется в различного рода трудностях, испытываемых детьми в процессе обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы изучения функционального базиса навыков письменной речи…………………………………………………………………….6
1.1 Понятие функционального базиса письменной речи в педагогической и психологической литературе……………………………………………………….6
1.2 Особенности функционального базиса навыков письменной речи у дошкольников с ОНР…………………………………………………………..…..12
Глава 2. Уровень развития функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР………………………….………………....24
2.1 Организация и содержание исследования функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР…………………...24
2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………......34
Заключение………………………………………………………………………40
Приложение………………………………………………………………….......42
Список литературы………………………………………………………………...51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 4 го.docx

— 106.30 Кб (Скачать файл)
В целом можно говорить о низком уровне развития предпосылок письменной речи, в дальнейшем могут возникнуть трудности при обучении в школе.

Софья И. показала средние результаты практически по всем проводимым методикам.  Уровень развития устной речи соответствует возрасту, графо – моторные навыки развиты в достаточной степени. Перцептивное моделирование и мысленное перемещение предметов развиты в пределах возрастной нормы. Пространственные и временные представления находятся на высоком уровне развития. Распределение, переключение и концентрация внимания развиты в средней степени. Фонематическое восприятие и анализ развиты слабо.

В целом можно говорить о среднем уровне развития функционального базиса навыков письменной речи.

У Антона Б. низкий уровень развития устной речи. Графические навыки развиты в достаточной степени. Фонематический анализ и синтез развиты слабо. Перцептивное моделирование предметов в пространстве и трансформация зрительных образов находятся на среднем уровне развития. В умеренной степени развиты пространственные и временные представления. Переключение, распределение и концентрация внимания находятся на низком уровне развития.

Таким образом, уровень развития функционального базиса навыков письменной речи развит очень слабо, возможно возникнут трудности при обучении в школе.

У Анастасии Н. уровень сформированности графических движений средний, рука ребенка практически готова к письму. Фонематическое восприятие и слух развиты в достаточной степени. Усная речь развита в пределах возрастной нормы. Сформированность мысленного перемещения предметов в пространстве и трансформации зрительных образов находятся на среднем уровне развития, ноглядно-образное мышление и возможности синтеза на предметном уровне развиты слабо. Уровень навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей развитыв достаточной степени. Развитие произвольного внимания соответствует возрасту. Уровень распределения и концентрации внимание низкий.

Таким образом, уровень развития функционального базиса навыков письменной речи развит очень слабо, возможно возникнут трудности при обучении в школе.

У Юлии Ц. уровень развития устной речи средний. Уровень сформированности графических движений низкий, рука ребенка не готова к письму. Фонематическое восприятие и слух развиты в достаточной степени. Сформированность мысленного перемещения предметов в пространстве и трансформации зрительных образов находятся на низком уровне развития, ноглядно-образное мышление и возможности синтеза на предметном уровне развиты слабо. Уровень развития навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей в пределах возрастной нормы. Уровень развития произвольного внимания низкий. Уровень распределения и концентрации внимания – возрастная граница нормы.

Таким образом, уровень развития функционального базиса навыков письменной речи развит очень слабо, возможно возникнут трудности при обучении в школе.

Андрей М. показал низкий уровень развития устной речи, графо-моторных навыков, мысленного перемещения предметов в пространстве и пространственных последовательностей. Перцептивное моделирование, временные представления, переключение, распределение и концентрация внимания  находятся на среднем уровне развития.

Таким образом, уровень развития функционального базиса навыков письменной речи в пределах возрастной нормы.

У Софьи Е. уровень развития усной речи средний. Сформированность графических движений приближена к норме, рука ребенка практически готова к письму. Фонематическое восприятие и слух развиты в достаточной степени. Сформированность мысленного перемещения предметов в пространстве и трансформации зрительных образов находятся на среднем уровне развития, ноглядно-образное мышление и возможности синтеза на предметном уровне развиты слабо. Уровень навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей в пределах нижней границы возрастной нормы. Развитие произвольного внимания низкий. Уровень распределения и концентрации внимания –нижняя граница возрастной нормы.

Таким образом, уровень развития функционального базиса навыков письменной речи развит очень слабо, возможно возникнут трудности при обучении в школе.

Андрей Х. выполнял задания не охотно, торопился. Уровень развития его устной речи низкий. Сформированность графических движений приближена к норме, рука ребенка не готова к письму. Фонематическое восприятие и слух развиты в достаточной степени. Сформированность мысленного перемещения предметов в пространстве и трансформации зрительных образов находятся на низком уровне развития, ноглядно-образное мышление и возможности синтеза на предметном уровне развиты  очень слабо. Уровень навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей в пределах нижней границы возрастной нормы. Развитие произвольного внимания низкий. Уровень распределения и концентрации внимания  низкий.

Таким образом, уровень развития функционального базиса навыков письменной речи развит очень слабо, возможно возникнут трудности при обучении в школе.

У Антона И. низкий уровень развития устной речи. Графические навыки развиты в достаточной степени. Фонематический анализ и синтез развиты слабо. Перцептивное моделирование предметов в пространстве и трансформация зрительных образов находятся на среднем уровне развития. В умеренной степени развиты пространственные и временные представления. Переключение, распределение и концентрация внимания находятся на низком уровне развития.

Таким образом, уровень развития функционального базиса навыков письменной речи развит очень слабо, возможно возникнут трудности при обучении в школе.

 Алексей Р. показал низкий уровень развития устной речи, графо-моторных навыков, мысленного перемещения предметов в пространстве и пространственных последовательностей. Перцептивное моделирование, временные представления, переключение, распределение и концентрация внимания  находятся на среднем уровне развития.

Таким образом, уровень развития функционального базиса навыков письменной речи развит в пределах возрастной нормы.

Параллельно с обследованием детей с ОНР мы обследовали детей с нормой развития. При исследовании использовались те же методики, что и для детей с ОНР. Мы не выявили никаких специфических особенностей формирования функционального базиса навыков письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития сформирован в достаточной степени функциональный базис навыков письменной речи. Дети показали хорошие результаты,  набрав высокие баллы.
В связи с полученными данными мы можем обобщить результаты детей с нормой развития и с ОНР. У детей с ОНР отмечается низкий уровень развития устной речи: общение детей находится на низком уровне развитие, отсутствует подражания новым словам, дети упрощают  структуру слова, отмечается не точное употребление слов по смыслу, наблюдаются затруднения в словообразовании и словоизменении, дети не используют абстрактную и обобщенную лексику. Отсутствует осознание звуковой стороны речи, слуховое внимание развито слабо, фонематическое восприятие и фонематические представления находятся на низком уровне развития, наблюдаются замены, пропуски, перестановки звуков. Нарушено схематичное изображение пространственных представлений, запаздывает формирование “схемы тела” , нарушена временная последовательность звуков. Наблюдаются нарушения зрительно-моторной координации, отмечается моторная неловкость, трудности воспроизведения ритмов. Нарушены мысленное перемещение и трансформация зрительных образов, ориентировка в пространстве и времени, дети не могут соотносить между собой предметы. А так же у детей дошкольного возраста с ОНР недостаточно сформированы внимание и память. Страдает распределение и переключение внимания, недостаточно развиты устойчивость и объем внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память. Они забывают сложные инструкции и последовательность заданий.
В общем можно сказать, что уровень сформированности функционального базиса навыков письменной речи у детей с нормой развития выше, чем у детей с общим недоразвитием речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение
В ходе исследования литературных источников нами было выявлено, что функциональный базис навыков письменной речи – это многоуровневая система, включающая функции и навыки высокой сложности. Устная речь является одной из ведущих функций в психологическом базисе письма. Все компоненты, формы и функции устной речи в основном складываются у ребенка к моменту поступления в школу. В начальной школе именно на структурах устной речи формируется новая для ребенка деятельность – письменная речь. Письменная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: рече-двигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Так же мы определили основные компоненты функционального базиса письменной речи, это:
  1. Устная речь;
  2. Графо-моторные навыки;
  3. Зрительно – пространственное восприятие и наглядно – образное мышление;
  4. Сукцессивные способности;
  5. Концентрация, распределение и переключение внимания.
Овладение письменной речью произойдет только тогда, когда функциональный базис навыков письменной речи будет полностью сформирован. Для того чтобы у детей не возникало трудностей при обучении письму в школе необходимо исследовать уровень сформированности функционального базиса навыков письменной речи еще в дошкольном возрасте. Для этого мы сформировали две группы детей: одна - старшего дошкольного возраста с ОНР, другая -  старшего дошкольного возраста с нормой развития и подобрали пакет методик направленных на выявление сформированности функционального базиса навыков письменной речи у двух групп детей старшего дошкольного возраста.
С помощью методик мы провели исследование и получили следующие результаты:
У детей с ОНР отмечается низкий уровень развития устной речи. Это проявляется в низком уровне общения, дети с трудом входят в контакт со взрослыми, часто упрощаю многосложные слова и не правильно употребляют слова по смыслу. Активный словарь детей беден, не понимают значения переносных слов, в речи используют не распространенные предложения, состоящие из существительных и глаголов. Уровень сформированности графических движений приближен к норме. У большинства детей наблюдается недоразвитие пальцевого праксиса и трудности в воспроизведении ритмов. Фонематическое восприятие и слух развиты в достаточной степени. У 50% детей отмечаются  пропуски звуков и слогов, замены звуков из одной и той же группы (свистящие, шипящие, соноры). Так же выявлены перестановки звуков. Сформированность мысленного перемещения предметов в пространстве и трансформация зрительных образов у детей находятся на низком уровне развития. Ориентировка в пространстве и времени развита слабо, дети не могут соотносить между собой предметы. Ноглядно - образное мышление и возможности синтеза находятся на предметном уровне. Внимание и память сформированы так же слабо. У детей ограничены возможности распределения и переключения внимания, недостаточно развиты устойчивость и объем внимания, не достаточно развиты возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Таким образом, поставленная перед нами цель достигнута, гипотеза подтверждена.

 

 

Приложение 1
Материал по составу группы детей с ОНР
Таблица 1
Состав группы детей с ОНР

Имя

ребенка

Дата рождения

Откуда прибыл

На какой срок поступил

Заключения различных специалистов

Диагноз

1.

Наташа С.

26.09.2002г.

Д/с №190

С 1 сентября 2007 г. на 2 г.

Психиатр: с-м СГДВ на резед. фоне,интеллект сохранен.

Отоларинголог: здорова.

Невролог: миатон с-м на фоне резед. энцефалита.

ОНР-III уровня.

2.

Софья И.

21.08.2002г.

Д/с №242

С 1 сентября 2007г. на 2г.

Психиатр: интеллект первично сохранен.

Отоларинголог: здорова.

Невролог: б/о

ОНР-III уровня.

3.

Антон Б.

24.05.2002г.

Д/с №84

С 1 сентября 2007г. на 2г.

Психиатр:  ЗРР на резед.-орг. фоне, интеллект сохранен. Отоларинголог: хронич. тонзилит.

Невролог: СВЧГ компенсир. форма на резед.-орг. фоне.

ОНР-III уровня.

4.

Анастасия Н.

27.03.2002г.

Д/с №100

С 1 сентября 2007г. на 2г.

Психиатр: интеллект сохранен. Отоларинголог:

Аденоиды I,II ст.

Невролог: легкая дизартрия с энцефалопат.

ОНР-III уровня.

5.

Юля Ц.

9.11.2002г.

Д/с №227

С 1 сентября 2007г. на 2г

Психиатр: интеллект до нижней границы возрастной нормы. Отоларинголог: здорова.

Невролог: дизартрия с перинаталь. энцефалопат.

ОНР-III уровня.

6.

Андрей М.

20.12.2002г.

Д/с №227

С 1 сентября 2007г. на 2г

Психиатр: интеллект первично сохранен, с-м СГДВ. Отоларинголог: здоров.

Невролог: стерт. дизартрия на фоне резед. явлений ППЦНС.

ОНР- II, III уровня.

7.

Софья Е.

16.08.2002г.

Д/с №190

С 1 сентября 2007г. на 2г

Психиатр: интеллект снижен до ниж. границы возрастной нормы, ЗПР. Отоларинголог: здорова.

Невролог: очагов. невр.

с-ки не выявлено.

ОНР-III уровня.

8.

Андрей Х.

22.05.2002г.

Д/с №84

С 1 сентября 2007г. на 2г

Психиатр: ЗПР сложного генеза. Отоларинголог: здоров.

Невролог: СВЧГ компенсир. форма на резед.-орг. фоне.

ОНР-III уровня при  с-ме дизартрия.

9.

Антон И.

15.06.2002г.

Д/с №100

С 1 сентября 2007г. на 2г

Психиатр: неравномерн. форм-е познав. деятельности. Отоларинголог: гипертрофия н/м II ст.

Невролог: ОНР III ур., резед. явления.

ОНР-III уровня.

10.

Алексей Р.

27.05.2002г.

Д/с №84

С 1 сентября 2007г. на 2г

Психиатр: интеллект первично сохранен. Отоларинголог: гипертрофия небных миндалин IIст., Аденоиды I, искривление перегородки носа без наруш. физиол. дыхания.

Невролог: ГГС компенсир. на фоне резед. энцефалопатии.

ОНР-III уровня вследст. ППЦНС.

Информация о работе Характеристика функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР