Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2015 в 13:27, шпаргалка
Краткое описание
1. Педагогика как наука. Ее связь с другими науками. Система педагогических наук. Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.
· саморазвитие – деятельность субъекта по созданию
себя, своего «Я», включающая любую активность
субъекта, осуществляемую сознательно
или подсознательно, прямо или косвенно,
и приводящую к прогрессивным изменениям
психических и физических функций; совершенствование
талантов и способностей;
· самовоспитание – осознанная деятельность субъекта,
идущая параллельно с воспитанием, реализуемая
под его воздействием и направленная на
развитие личностно значимых качеств
и совершенствование образа жизни через
освоение духовных ценностей, традиций
и обычаев, выступающих эталоном для данной
личности.
Воспитание как педагогическое
явление не может изменить унаследованные
физические данные, врожденный тип нервной
деятельности, состояние географической,
социальной, домашней или других сред.
Но оно способно оказать формирующее влияние
на развитие путем специальной тренировки
и упражнений (занятия спортом, укрепление
здоровья, совершенствование процессов
возбуждения и торможения, т. е. гибкости
и подвижности нервных процессов), внести
коррективы в устойчивость природных
наследственных особенностей. Только
под влиянием научно обоснованного воспитания
и создания соответствующих условий, при
учете особенностей нервной системы ребенка,
обеспечении развития всех его органов,
учете его потенциальных возможностей
и включении в соответствующие виды деятельности
индивидуальные природные задатки могут
перерасти в способности.
Воспитанию как педагогическому
явлению присущи определенные признаки.
1. Воспитание характеризуется
целенаправленностью воздействий на воспитанника.
Это означает, что оно всегда имеет целью
достижение определенного
результата, который определяется
позитивными изменениями, происходящими
в личности воспитанника. Бесцельного
воспитания (воспитания вообще) не существует.
2. Воспитание имеет гуманистическую
направленность, которая определяет характер
воздействия педагога на воспитанника.
Цель этого воздействия – стимулирование
позитивных изменений в его личности (освоение
духовно-нравственных ценностей, формирование
базовых культур и др.).
3. Важнейшим признаком воспитания
является взаимодействие воспитателя
и воспитанника, что выражается в активности
самого воспитанника в процессе воспитания
и определяет его субъектную позицию.
4. Воспитание как педагогическое
явление – это процесс, предполагающий
конкретные качественные и количественные
изменения личностей, с которыми взаимодействует
воспитатель. Исходя из этого воспитание
как педагогическое явление принято называть воспитательным
процессом, под которым понимается
спланированная, долгосрочная, специально
организованная жизнедеятельность детей
в условиях образовательного учреждения.
Воспитательному процессу присущи
следующие функции: а) диагностика природных
задатков, теоретическая разработка и
практическое создание условий их проявления
и развития; б) организация учебно-воспитательной
деятельности детей; в) использование положительных
факторов в развитии качеств личности
ребенка; г) отбор содержания воспитания,
средств и условий социальной среды; д) воздействие
на социальные условия, устранение и преобразование
(по возможности) негативных средовых
влияний на формирующуюся личность, е) формирование
специальных способностей, обеспечивающих
приложение сил ребенка в разных сферах
учебно-познавательной и общественно
полезной деятельности.
Таким образом, соотношение
понятий «воспитание как общественное
явление» и «воспитание как педагогическое
явление» заключается в следующем: воспитание
как педагогическое явление (воспитательный
процесс) выступает составной частью (педагогическим
компонентом) воспитания как общественного
явления (социализации), охватывая сферу,
называемую контролируемой социализацией.
30. Принципы гуманистического
воспитания.
Принцип гуманизации
(от лат. humanus – человеческий,
свойственный человеку, человеколюбивый)
был заложен в наследии величайших философов
и педагогов древности: Демокрита, Сократа,
Платона, Аристотеля, Плутарха, Сенеки,
Квинтилиана, Тертуллиана, Августина,
Аквината и др. Значительный вклад в его
развитие внесли выдающиеся европейские
педагоги-мыслители: Я.А. Коменский, Д. Локк,
Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт,
А. Дистервег.
На современном этапе принцип
гуманизации основан на отношении к человеку
как к высшей ценности; на признании права
ребенка на свободное развитие и проявление
своих способностей. Реализация этого
принципа требует от педагога: 1) уважения
прав и свобод воспитанника; 2) предъявления
ему посильных и разумно сформулированных
требований; 3) уважения к позиции воспитанника
даже тогда, когда он отказывается выполнять
предъявляемые требования; 4) уважения
права воспитанника быть самим собой;
5) доведения до сознания воспитанника
конкретных целей его воспитания; 6) ненасильственного
формирования требуемых качеств; 7) отказа
от телесных и других наказаний, унижающих
честь и достоинство личности; 8) признания
права личности на полный отказ от формирования
тек качеств, которые по каким-либо причинам
противоречат ее убеждениям (гуманитарным,
религиозным и др.); 9) оптимистической стратегии
в определении воспитательных задач; 10) предупреждения
негативных последствий в процессе педагогического
воздействия; 11) учета интересов воспитанников,
их индивидуальных вкусов, предпочтений,
пробуждение новых интересов.
37. Формы и средства воспитательного
взаимодействия.
Говоря о форме воспитания,
чаще всего имеют в виду выражение ее содержания
через определенную организацию отношений
педагогов и учащихся.
Форма воспитания как педагогический
феномен выполняет ряд функций. Первая
функция – организаторская,
поскольку любая форма
воспитательной работы предполагает решение
организаторской задачи. В роли организатора
могут выступать как педагог, так и учащиеся.
Организация любого дела отражает определенную
логику действий, взаимодействия участников.
Многие педагоги используют обобщенные
методики (алгоритмы) организации различных
форм воспитательной работы, (беседы, коллективные
творческие дела, конкурсы, инсценировки
и т. д.). Эти методики предполагают последовательное
прохождение ряда стадий, этапов организаторской
деятельности.
Вторая функция – регулирующая,
поскольку использование той или иной
формы позволяет регулировать отношения
как между педагогами и учащимися, так
и только между детьми. Различные формы
воспитательной работы по-разному влияют
на процесс сплочения группы школьников.
Благодаря формам воспитания, в которых
заранее закладывается необходимость
взаимодействия, формируются нормы социальных
отношений.
Третья функция – информативная.
Ее реализация предполагает не только
одностороннее сообщение учащимся той
или иной суммы знаний, но и актуализацию
имеющихся у них знаний, обращение к их
опыту.
В педагогической теории и практике
создано множество форм воспитательной
работы, которые классифицируются по различным
основаниям:
1) в зависимости от количества вовлеченных
в нее участников: индивидуальные
(для одного воспитанника), групповые (для
нескольких воспитанников), коллективные
(для всего класса), массовые (общешкольные,
городские);
2) в зависимости от преимущественно
используемого средства: игровые (имитации,
соревнования и др.), формы трудовой деятельности
(ученические производственные объединения,
индивидуальный труд, работа в составе
временных групп и др.), формы общения (прямое,
опосредованное и др.);
3) в зависимости от преимущественно
используемых методов: словесные (информации,
собрания, митинги и т. п.); наглядные (выставки,
стенды и др.); практические (благотворительные
и трудовые акции, оформление материалов
для выставки, музея и т. п.);
4) в зависимости от времени проведения:
кратковременные (от нескольких минут
до нескольких часов), продолжительные
(от нескольких дней до нескольких недель),
традиционные (регулярно повторяющиеся);
5) в зависимости от времени подготовки:
экспромтные (проводимые без участия детей
в предварительной подготовке); предусматривающие
предварительную работу и длительную
подготовку учащихся;
6) в зависимости от способа влияния
педагога: непосредственные и опосредованные;
7) в зависимости от субъекта организации:
организаторами выступают педагоги, родители
и другие взрослые; деятельность организуется
на основе сотрудничества; инициатива
и ее реализация принадлежит детям;
8) в зависимости от результата:
направленные на информационный обмен;
направленные на выработку общею решения;
направленные на создание общественно
значимого продукта.
Все формы воспитательной
работы можно объединить общим термином – мероприятия, понимая под
ними конкретные воспитательные действия,
выступающие как отрезки воспитательного
процесса, характеризующиеся целевым,
содержательным и организационным единством
и оказывающие непосредственное воспитательное
воздействие на коллектив и личность.
32. Методы убеждения и
организации деятельности.
Эти методы применяются, чтобы
передать личности знания об основных
событиях и явлениях окружающего мира.
Они направлены на формирование взглядов,
понятий, убеждений, представлений, собственного
мнения и оценки происходящего. Общей
особенностью методов данной группы является
их вербальность, т. е. ориентация на слово,
которое, будучи сильнейшим воспитательным
средством, может быть обращено к сознанию
ребенка особенно точно и способно побудить
его к размышлениям и переживаниям. Слово
помогает воспитанниками осмыслить свой
жизненный опыт, мотивацию своих поступков.
Однако само по себе словесное воздействие
на воспитанника в отрыве от других методов
воспитания недостаточно эффективно и
не может сформировать устойчивые убеждения.
Среди методов формирования
сознания личности чаще всего используются
убеждения, рассказы, объяснения, разъяснения,
лекции, этические беседы, диспуты, увещевания,
внушения, примеры.
Убеждение предполагает разумное доказательство
какого-то понятия, нравственной позиции,
оценки происходящего. Слушая предложенную
информацию, учащиеся воспринимают не
столько понятия и суждения, сколько логичность
изложения педагогом своей позиции. Оценивая
полученную информацию, учащиеся или утверждаются
в своих взглядах, позициях, или корректируют
их. Убеждаясь в правоте сказанного, они
формируют свою систему взглядов на мир,
общество, социальные отношения.
Убеждение как метод воспитательного
процесса реализуется через различные
формы, в частности, часто используются
отрывки из литературных произведений,
исторические аналогии, библейские притчи,
басни. Метод убеждения эффективен также
при проведении дискуссий.
Методы организации деятельности
направлены на отработку привычек поведения,
которые должны стать нормой для личности
воспитанника. Они воздействуют на предметно-практическую
сферу и направлены на развитие у детей
качеств, помогающих человеку реализовать
себя и как существо сугубо общественное,
и как неповторимую индивидуальность.
К таким методам относятся упражнения,
приучение, требование, поручение и создание
воспитывающих ситуаций.
Суть упражнений
состоит в многократном выполнении требуемых
действий, доведении их до автоматизма.
Результатом упражнений выступают устойчивые
качества личности – навыки и привычки.
Для их успешного формирования упражняться
надо начинать как можно раньше, поскольку,
чем моложе личность, тем быстрее укореняются
в ней привычки. Человек со сформированными
привычками проявляет устойчивые качества
во всех противоречивых жизненных ситуациях:
умело управляет своими чувствами, тормозит
свои желания, если они мешают выполнять
определенные обязанности, контролирует
свои действия, правильно оценивает их,
учитывая позицию других людей. К качествам,
основанным на сформированных воспитанием
привычках, можно отнести выдержку, навыки
самоконтроля, организованность, дисциплину,
культуру общения.
Приучение – это интенсивно
выполняемое упражнение. Его применяют,
когда необходимо сформировать требуемое
качество быстро и на высоком уровне. Использование
приучения в гуманистических системах
воспитания обосновывается тем, что некоторое
насилие, неизбежно в нем присутствующее,
направлено на благо самого человека и
это единственное насилие, которое может
быть оправданно.
Условия эффективности приучения
состоят в следующем: а) выполняемое действие
должно быть полезным и понятным для воспитанника;
б) действия должны выполняться на основе
привлекательного для ребенка образца;
в) для выполнения действия должны быть
созданы благоприятные условия; г) действия
должны выполняться систематически, контролироваться
и поощряться взрослыми, поддерживаться
сверстниками; д) по мере взросления действие
должно выполняться на основе ясно осознаваемого
нравственного требования.
Требование – это метод воспитания,
с помощью которого норма поведения, выражаясь
в личных отношениях, вызывает, стимулирует
или тормозит определенную деятельность
воспитанника и проявление у него тех
или иных качеств.