Шпаргалка по "Педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2015 в 13:27, шпаргалка

Краткое описание

1. Педагогика как наука. Ее связь с другими науками. Система педагогических наук.
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 189.36 Кб (Скачать файл)

·      отказываться от поручений, лежащих за границами содержания его работы;

·      вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической и воспитательной деятельности;

·      организовывать учебно-воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

·      оказывать помощь ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

·      устанавливать контакт с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

33. Методы педагогической  оценки

 

  Заключительным этапом цикла педагогического процесса является контроль знаний учащихся. Он является составной частью процесса обучения и призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания, умения учеников, в том числе умения решать проблемы, выполнять практические задачи. 
  В общепринятом понимании контроль означает проверку, систематический учет, а также наблюдение, осуществляемое с целью проверки. 
    Выявление и измерение знаний, умений обучаемых - это проверка - составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. 
  КОНТРОЛЬ = ПРОВЕРКА (выявление и измерение) + ОЦЕНИВАНИЕ 
  Диагностика - это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса и точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов. 
  Цель педагогической диагностики - своевременное выявление, измерение, оценивание и анализ течения учебного процесса. 
  Диагностирование рассматривает результаты обучения в связи со способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения и включает в себя: контроль, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. 
  Виды контроля 
  Контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. 
  Первым звеном в системе контроля следует считать предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Успех изучения любой темы зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений, которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информация об этом у педагога отсутствует, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, которое может сочетаться с обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях (предварительный контроль). 
  Вторым звеном контроля знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными. Кроме прогностической функции можно выделить обучающую, т.к. текущий контроль стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению продуктивности учебного труда. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия (текущий контроль). 
  Третьим звеном контроля знаний и умений является тематическая проверка, которая проводится после изучения определенной темы. Методы и формы такого контроля могут быть разнообразными и должны быть направлены на то, чтобы проверить не только теоретические знания, но и практические умения и навыки по пройденной теме. Составление заданий для такого контроля требует тщательного труда, ведь речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Значительную роль могут играть комплексные задания, объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы, направленные на выявление информационных связей между ними (тематический контроль). 
  Четвертое звено в системе - периодическая проверка знаний и умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса, Главные функции периодической проверки - систематизация и обобщение (периодический контроль). 
  Пятым звеном в организации контроля является итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Это прежде всего диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью. Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал (итоговый контроль). 
  Функции и методы контроля. 
  Функции контроля 
  - обучающая (состоит в организации работы обучаемых по усвоению и совершенствованию знаний, обобщению и систематизации знаний); 
  - воспитывающая (воспитание у обучаемых моральной ответственности за результаты своей деятельности); 
  - развивающая (стимулирование познавательной активности обучаемых, развитие их творческих способностей); 
  - ориентирующая (получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом); 
  - методическая (установление сильных и слабых сторон преподавателя, совершенствование методики преподавания); 
  - диагностическая (получение информации об ошибках, недочетах, пробелах в знаниях, установление порождающих их причин, формирование конкретных рекомендаций по устранению дефектов качества знаний); 
  - прогностическая (получение информации для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса). 
  Методы контроля - это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществить обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечить систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе. 
  Методы устного контроля: опрос (фронтальный, индивидуальный), беседа, рассказ ученика, чтение текста, зачет и устный экзамен. Основа - монологический ответ учащегося; вопросно-ответная форма. 
  Методы письменного контроля: контрольная работа, диктант, изложение, сочинение, реферат, тестирование, письменный зачет и экзамен. Письменная проверка характеризуется высокой экономичностью и эффективностью, позволяет глубоко и объективно проверить знания учащихся. 
  Методы практического контроля: практические и лабораторные работы, экспериментальная и опытная работа, решение задач, составление схем, карт, чертежей, изготовление приборов и т. д. Эти методы удовлетворяют принципу связи обучения с практикой, с жизнью, ориентируют ученика на применение знаний. 
  Программированный контроль. С применением компьютеров. 
  Педагогические требования к контролю и оценке успеваемости учащихся. 
  Результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков учащихся. 
  Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. 
  5 - владеет в полной мере. 
  4 - владеет достаточно. 
  3 - владеет недостаточно. 
  2 - не владеет. 
  Объективные критерии оценок разрабатываются с учетом психологодидактических требований, специфики предмета или вида контроля успеваемости. В целях обеспечения единства требований во всех школах эти критерии, получившие название примерных норм оценок, утверждаются соответствующими инструкциями. В них указывается, каким общим требованиям должен отвечать устный или письменный ответ учащегося (по каждому предмету) для аттестации его соответствующим баллом по принятой 5-ти балльной системе. Нормы эти являются средними и ориентировочными, все богатство оттенков ответов учащихся невозможно вложить в жесткие рамки пяти баллов. 
  Обычно говорят об оценке успеваемости, имея в виду количественное ее выражение определенным баллом, т.е. отметкой. В действительности же понятие оценки значительно шире, т.к. включает в себя оценочные суждения учителя и анализ учебной работы ученика. 
  Педагогические требования к контролю и оценке успеваемости учащихся: 
  - индивидуальный характер, предусматривающий проверку и оценку знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, по результатам его личной учебной деятельности; 
  - систематичность, т.е. регулярность проведения контроля успеваемости учащихся на протяжении всего процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной работы и положительное влияние на весь ход учения школьников; 
  - разнообразие форм проведения, способствующее выполнению обучающей и воспитывающей функции контроля успеваемости, повышению интереса учащихся к его проведению и результатам; 
  - всесторонность, охватывающая все разделы учебных программ, знание теоретических положений, практическое применение умений и навыков; 
  - объективность, исключающая преднамеренные, субъективные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении учащихся или предвзятом отношении к некоторым из них и искажающие действительное состояние успеваемости; 
  - дифференцированный подход, предполагающий учет специфических особенностей предмета и отдельных его разделов, применение различной методики учета успеваемости в соответствии с этими особенностями и использование различных оценок; 
  - единство требований учителей, осуществляющих контроль успеваемости в данном классе.

36.   Основы педагогической конфликтологии.

Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.

Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа. Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Однако слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Требованием времени является обеспечение высокого уровня управления общением, соблюдение каждым руководителем норм профессиональной этики, умение руководителя направлять конфликты, возникающие в школьных коллективах, в конструктивное русло. Поэтому закономерно, что приоритетной составляющей профессиональной компетентности современного руководителя является его конфликтологическая компетентность, которая включает набор определенных знаний и умений. Более того, обязательным требованием к аттестации руководящих и педагогических работников является оценка человековедческой компетентности, включающая и конфликтологическую подготовку. В связи с этим в 2001 году впервые кафедрой человековедческих технологий Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области разработана диагностическая карта по определению уровня человековедческой компетентности современного педагога.

Важно подчеркнуть, что, в отличие от конфликтных событий в среде взрослых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины – «конфликта отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования специфических компонентов социального опыта воспитанников.

Педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. Таким образом, в данном толковании педагогического конфликта как разновидности конфликтов вообще прежде всего обращается внимание на сферу его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов (учителя и дети), эмоциональный фон протекания. Особо следует обратить внимание на то, что педагогический конфликт является формой проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, что весьма существенно для определения способов его предупреждения и преодоления.

В педагогической конфликтологии теоретически нет разграничения между такими понятиями как оппоненты, противники, субъекты, стороны конфликта. Данные понятия в представлении многих ученых являются синонимами. Наиболее приемлемым можно считать понятие «субъекты конфликта», под которыми следует подразумевать отдельных лиц или группу людей в школьном социуме, являющихся непосредственными участниками конфликта и вовлеченных во все его стадии.

Важными понятиями, без которых конфликтология (в том числе и педагогическая) как наука не может функционировать, являются: конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, инцидент.

Под конфликтной ситуацией понимают объективное сочетание различных обстоятельств, которые предшествуют конфликту и обусловливают, как правило, несовместимые требования к различным лицам (когда удовлетворение одной стороны препятствует удовлетворению другой. Конфликтную педагогическую ситуацию можно принять как совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в школьном социуме и создающих определенное психологическое напряжение, по причине которого ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент – это повод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «спусковым механизмом», порождающим развитие событий. Инцидент далеко не всегда является осознанным фактом. Он нередко выступает как повод к конфронтации. Именно инцидент способствует переходу конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие. Последнее проявляется в поведении субъектов в конфликтной ситуации. В связи с этим можно говорить о культуре конфликтного поведения его субъектов, заключающегося в грамотном разрешении противоречия, лежащего в основе конфликтной ситуации.

Особенностями любого педагогического конфликта является проявление чувствительности педагога к приоритетным противоречиям учебно-воспитательного процесса и управление им.

На протяжении нескольких десятков лет сохраняется противоречие между потребностью учителя в общественном признании и недостаточным вниманием общества к удовлетворению этой потребности. Оно является одним из ведущих противоречий, снижающих удовлетворенность работой и избранной профессией. Возможно, что именно поэтому важным компенсатором низкого общественного признания становится уважение окружающих (особенно в рамках микросреды), хорошие взаимоотношения с коллективом, администрацией, учениками и их родителями. Сформированная у значительной части педагогов вера в непогрешимость собственного опыта, склонность доверять проверенным «на себе» решениям обедняет их способность к прогнозу, что приходит в противоречие с мобильностью современной ситуации, необходимостью перестройки всех сторон школьной жизни.

Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести также социально-экономическое положение учительства в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности. Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фактора в провокации конфликтов в школьном социуме.

Первая тенденция – это выделение в самостоятельный тип конфликтов, связанных с поведением участников учебно-воспитательного процесса. Как считает тот же В. И. Журавлев, конфликты дисциплины, факты негативного поведения могут быть как неспровоцированными, так и вызванными педагогически непрофессиональными действиями учителей. Плохая организация класса, приказной тон, крик учителя часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися.

Вторая тенденция в типологизации педагогических конфликтов связана с конфликтами межличностных взаимоотношений. Многие ученые и педагоги полагают, что данный конфликт возникает в сфере эмоционально-субъективного отношения учителей и учащихся, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности (М. М. Рыбакова), из-за целевых установок и ценностных ориентации (В. М. Афонькова , Н. И. Самоукина , С. М. Березин). Ряд ученых относят к конфликтам взаимоотношений и конфликты на почве борьбы за лидерство (М. Р. Битянова , С. М. Березин, Н. И. Самоукина ), открытое или маскируемое нарушение педагогической этики (например, этические и запредельно-этические конфликты у В. И.Журавлева), серьезные ошибки в тактике взаимодействия, дискриминацию в отношениях к отдельным учащимся.

Все вышеуказанные тенденции в типологизации педагогических конфликтов касаются, в основном, конфликтов между учителем и учеником.

Правомерным является выделение некоторыми учеными типа педагогического конфликта, условно названного «организационным» или «структурным». Основным источником возникновения этого типа педагогических конфликтов являются недостатки в организации учебно-воспитательного процесса: отсутствие преемственности в содержании и организации обучения, существование четырех возрастных школьных периодов, как то: сложность адаптации к школе первоклассников, переход из начальной школы в среднее звено, высокая тревожность по поводу дальнейших перспектив обучения у девятиклассников, неподготовленность учащихся 11-х классов к взрослой, самостоятельной жизни (Н. И. Самоукина , М. Г. Битянова ). С. М. Шурухт рассматривает структурные конфликты по 7-ми подгруппам, выделенным в соответствии с причинами, их инициирующими: конфликты, связанные с наличием, ограничением и распределением ресурсов; конфликты, обусловленные разным статусом участников учебно-воспитательного процесса, их различиями в правах; конфликты, вызванные наличием внутри школьного коллектива сложившихся референтных групп, нормы поведения и интересы которых вступают в острые противоречия с общественными нормами поведения и др. О серьезных упущениях в организации учебно-воспитательною процесса, являющихся одним из важнейших источников возникающих конфликтов в школе, пишут в своих работах С. В. Березин, Э. И. Бурнашева.

Интересная типология педагогических конфликтов предложена Г. Л. Ворониным. С учетом субъекта деятельности он выделил 10 видов противостояний: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родители , ученик-администратор, учитель-учитель, учитель-родители , учитель-администратор, родители-родители, родители-администратор, администратор-администратор.

Обобщая основные тенденции в построении типологии педагогических конфликтов, представленных в научной литературе, наиболее адекватной для изучения школьных конфликтов в системе сложного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса нам представляется следующая типология: «учитель-ученик», «учитель-администратор», «учитель-родитель», «учитель-учитель», «ученик-ученик». Признание данной типологии школьных конфликтов обусловлено следующим:

С помощью предлагаемой типологии можно упорядочить материалы банка школьных конфликтных ситуаций, пригодных для обучения руководителей школ, учителей, реальным способам упреждения и разрешения педагогических конфликтов [6]. Исходя из учета особенностей взаимоотношений субъектов школьных конфликтов, можно разработать практические рекомендации по снижению уровня конфликтности, предупреждению и преодолению данных конфликтов в реальной школе.

31.   Теория воспитательных систем.

Под формами воспитания будем понимать различные способы организации воспитательного процесса. За многовековую практику воспитания сложилось великое множество подобных форм.

Классификация форм воспитания:

1) индивидуальные (к примеру, индивидуальная беседа на этическую тему);

2) групповые (сборы, собрания, классные часы и др.);

3) массовые (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования и др.).

Из опыта предыдущих поколений учителей в школе можно увидеть, что наибольший воспитательный эффект дает соблюдение следующих обязательных требований к организации внеклассной воспитательной работы.

1. Содержание занятия необходимо сделать научным (если речь здесь идет о занятии, связанном с развитием познавательных интересов и способностей детей), политически выраженным, с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся, соответству-ющим определенному уровню подготовки и развитию детей.

2. Как правило, по объему внеклассные занятия не превышают 45 мин; однако, могут быть занятия длительностью в 15–20 мин. К ним относятся беседы, часы занимательной физики, химии, математики и др. Вечера, диспуты, читательские конференции в старших классах могут проходить в такое время, которое полностью исключает перегрузку учащихся, их длительность 1,5–2 ч.

3. Любое внеклассное мероприятие готовится при участии самих школьников и классного актива. При этом нужно учить школьников приемам организации внеклассного занятия.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогика"