Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 16:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"
36 вопрос
Культура речи - это проблема, что, так или иначе, присутствует во всяком национальном сообществе и бывает предметом публичного обсуждения и пристального внимания языковедов, писателей, в общем, людей, неравнодушных к возможностям слова и престижа своего языка. Ведь литературный язык у всех народов отличается от разговорного, "народного", и требует постоянного бережного ухода, культивирования.
Вещание учителя
- это инструмент его
профессиональной деятельности, составляющая
педагогического мастерства. Владению
речью как средством профессиональной
деятельности нужно учиться. Известно, что
успешность учебно-воспитательного воздействия
зависит не только от того, насколько педагог
владеет предметом разговора и методическими
тонкостями, его организации, но и от того,
насколько ему удается находить общий
язык и установить контакт с учащимися. Нереализованный
коммуникативный потенциал речевого поведения
оборачивается ослаблением непосредственного
воспитательного влияния личности учителя
на личность учащегося. В этой связи возникает
необходимость выделения специфических
функций коммуникативно-ориентированной
речи педагога.
Изучение теории и практики педагогического
общения позволяет выделить следующие
функции речевого поведения учителя: самопрезентационную,
мотивационную и психотерапевтическую.
Рассмотрим их сущность.
Под термином "культура речи"
Цель этого действия - осуществление интеллектуального, эмоционально-волевого, морального воздействия на учащихся. Слова учителя должны нести в себе энергию его чувств, переживаний. В одних ситуациях речь учителя должна быть средством возбуждения активности учащихся (например, познавательной активности на уроке), в других - средством торможения их психических реакций (например, снятие негативных эмоций). Слово настоящего учителя вызывает у учащихся соответствующие чувства, внушает, убеждает. Поэтому учитель в общении с учениками должен ориентировать себя на целенаправленный отбор языковых и речевых средств.
Третье условие эффективности профессиональной речи учителя - его направленность на учеников. Направленности речи предоставляет, прежде всего, наличие собственного отношения к тому, о чем идет речь, искренность слов учителя, умение строить свой монолог как диалог с учениками, как прямое обращение к их чувствам, уму. Педагог-мастер всегда строит свою речь, предвидя возможную реакцию учащихся на слова, даже на тон, голос, которым они будут сказаны.
Функции речи: 1) коммуникативная (
Показатели коммун. критериев:
55-58. Синдром выгорания в социальных профессиях.
Синдром эмоционального выгорания - представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте .
СЭВ - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда СЭВ (в иностранной литературе - "burnout") обозначается понятием "профессиональное выгорание", что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.
Рассмотрим факторы, способству
К профессиональным
факторам риска относят: «помогающие»,
альтруистические профессии, где сама
работа обязывает оказывать помощь людям
(врачи, медицинские сестры, социальные
работники, психологи, учителя и даже священнослужители). Также предрасполагает
к выгоранию и работа с «тяжелыми» клиентами.
В медицине это геронтологические, онкологические
пациенты, агрессивные и суицидальные
больные, пациенты с зависимостями. В последнее
время концепция синдрома эмоционального
выгорания расширилась на специальности,
где контакт с людьми вообще не характерен
(например, программисты).
Среди психотерапевтов и консультантов
синдрому выгорания подвержены люди, имеющие
низкий уровень профессиональной защищенности.
Как, например, отсутствие профессионального
образования и систематического повышения
квалификации, невозможность участия
или нерегулярное участие в балинтовских
и супервизорских группах. Молодой возраст,
отсутствие жизненного опыта и опыта практической
работы. Провоцировать синдром выгорания
могут болезни, ослабленность после болезни,
переживание тяжелого стресса, психологические
травмы (развод, смерть близкого или пациента).
По этическому кодексу психотерапевты
и консультанты могут приступить к работе
через полгода после инцидента травмы.
В исследовании
[5], проведенном среди врачей психиатров,
психиатров-наркологов, психотерапевтов
Республики Беларусь показано, что почти
80% имеют различной степени выраженности
признаки синдрома эмоционального выгорания,
7,8% имеют резко выраженный синдром, ведущий
к психосоматическим нарушениям и зависимостям.
Наши исследования были проведены среди
психологов консультантов, врачей психотерапевтов,
участвующих в программах повышения квалификации.
По группе респондентов признаки синдрома
различной степени выраженности имели
73%, что оценивалось по наличию формирующихся
или уже сформировавшихся фаз синдрома
эмоционального выгорания. Выраженную
фазу «истощение» имели 5 %, что проявлялось
эмоциональным истощением, психосоматическими
и психовегетативными нарушениями.
56.Стадии проф.выгоарания
В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.
Выделяют
три ключевых признака синдрома эмоционального
выгорания :
•предельное
истощение,
•отстраненность от клиентов (пациентов,
учеников) и от работы,
• ощущение неэффективности и недостаточности
своих достижений.
Дж. Гринберг предлагает рассматривать
эмоциональное выгорание как пятиступенчатый
прогрессирующий процесс.
1. Первая стадия эмоционального
выгорания (“медовый месяц”). Работник
обычно доволен работой и заданиями, относится
к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения
рабочих стрессов профессиональная деятельность
начинает приносить все меньше удовольствия
и работник становится менее энергичным.
2. Вторая стадия (“недостаток
топлива”). Появляются усталость, апатия,
могут возникнуть проблемы со сном. При
отсутствии дополнительной мотивации
и стимулирования у работника теряется
интерес к своему труду или исчезают привлекательность
работы в данной организации и продуктивность
его деятельности. Возможны нарушения
трудовой дисциплины и отстраненность
(дистанцирование) от профессиональных
обязанностей. В случае высокой мотивации
работник может продолжать гореть, подпитываясь
внутренними ресурсами, но в ущерб своему
здоровью.
3. Третья стадия (хронические
симптомы). Чрезмерная работа без отдыха,
особенно “трудоголиков”, приводит к
таким физическим явлениям, как измождение
и подверженность заболеваниям, а также
к психологическим переживаниям — хронической
раздражительности, обостренной злобе
или чувству подавленности, “загнанности
в угол”. Постоянное переживание нехватки
времени (синдром менеджера).
4. Четвертая стадия (кризис).
Как правило, развиваются хронические
заболевания, в результате чего человек
частично или полностью теряет работоспособность.
Усиливаются переживания неудовлетворенности
собственной эффективностью и качеством
жизни.
5. Пятая стадия эмоционального
выгорания (“пробивание стены”). Физические
и психологические проблемы переходят
в острую форму и могут спровоцировать
развитие опасных заболеваний, угрожающих
жизни человека. У работника появляется
столько проблем, что его карьера находится
под угрозой.
Динамическая модель Б. Перлман и Е.
А. Хартман представляет
четыре стадии эмоционального выгорания.
1. Первая стадия — напряженность,
связанная с дополнительными усилиями
по адаптации к ситуационным рабочим требованиям.
Такую напряженность вызывают два наиболее
вероятных типа ситуаций. Первый: навыки
и умения работника недостаточны, чтобы
соответствовать статусно-ролевым и профессиональным
требованиям. Второй: работа может не соответствовать
его ожиданиям, потребностям или ценностям.
Те и другие ситуации создают противоречие
между субъектом и рабочим окружением,
что запускает процесс эмоционального
выгорания.
2. Вторая стадия сопровождается
сильными ощущениями и переживаниями
стресса. Многие стрессогенные ситуации
могут не вызывать соответствующих переживаний,
поскольку происходит конструктивное
оценивание своих возможностей и осознаваемых
требований рабочей ситуации. Движение
от первой стадии эмоционального выгорания
ко второй зависит от ресурсов личности
и от статусно-ролевых и организационных
переменных.
3. Третья стадия сопровождается
реакциями основных трех классов (физиологические,
аффективно-когнитивные, поведенческие)
в индивидуальных вариациях.
4. Четвертая стадия представляет
собой эмоциональное выгорание как многогранное
переживание хронического психологического
стресса. Будучи негативным последствием
психологического стресса, переживание
выгорания проявляется как физическое,
эмоциональное истощение, как переживание
субъективного неблагополучия — определенного
физического или психологического дискомфорта.
Четвертая стадия образно сопоставима
с “затуханием горения” при отсутствии
необходимого топлива.
Согласно модели М. Буриша (Burisch, 1994), развитие
Синдрома эмоционального выгорания проходит
ряд стадий. Сначала возникают значительные
энергетические затраты — следствие экстремально
высокой положительной установки на выполнение
профессиональной деятельности. По мере
развития синдрома появляется чувство
усталости, которое постепенно сменяется
разочарованием, снижением интереса к
своей работе. Следует, однако, отметить,
что развитие эмоционального выгорания
индивидуально и определяется различиями
в эмоционально-мотивационной сфере, а
также условиями, в которых протекает
профессиональная деятельность человека.
Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак - истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность, Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.Третьим признакомсиндрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
57.Профф.деформации
личности педагога.причины.виды.
Профессиональная
деформация — когнитивное искажение, психологическая
дезориентация личности, формирующаяся
из-за постоянного давления внешних и
внутренних факторов профессиональной деят
Профессионально-типологические деформации — деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате — складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:
Как утверждает А.К. Маркова (1996), профессиональная деформация проявляется в негативных изменениях в профессиональной деятельности и в поведении. Однозначно связывается обсуждаемое явление с негативными изменениями социально-психологической структуры личности. Например, меняются стереотипы поведения, профессиональные привычки, стиль общения и навыки, которые затрудняют успешное осуществление профессиональной деятельности. Проявлениями профессиональной деформации при этом могут быть формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей, перенос большей доли специфических профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне работы и другие. Также профессиональная деформация вызывает нежелательные преобразования и собственно психических характеристик индивида. Речь идет о психических процессах, состояниях, свойствах, качествах, и структуре личности, включая ее сознательные и подсознательные компоненты. Эти преобразования влекут за собой изменения в отрицательную сторону профессиональных возможностей личности и ее склонностей.
Профессиональный труд педагога, как показывает анализ, отмечает высокая эмоциональная нагруженность, низкий социальный статус, финансовая несостоятельность, феминизированность и общая тенденция «старения» учительствования. В связи с этим неудивительно, что 39,7% педагогов имеют высокий уровень невротизма, а 65,9% учителей страдают от высокого уровня тревожности, и основная масса педагогов, при этом, имеют профессиональную деформацию.
Общепедагогические деформации характеризуют сходные изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие этих деформаций делает учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, проповедующих разные педагогические взгляды, с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга. Кроме того, педагогическая деятельность имеет свой, особенный объект воздействия, который, в отличие от объектов большинства профессий, обладает существенной активностью. В ходе взаимодействия с объектом учитель, используя свою личность как инструмент влияния на него, прибегает к более простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляются такие образования, как назидательность, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости, появляется безапелляционность, консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, что, как правило, переходит в черты характера и отражается в познавательных процессах. Реализуя свои ролевые позиции, передавая образцы готового опыта ученикам, учителя иногда не только не способствуют развитию ребенка, но и сами становятся невосприимчивы к новому опыту, неспособны к творческому, нестандартному решению проблемных ситуаций.