Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

 

  Содержание работы детского сада  в микросоциуме может быть  весьма разнообразным, во многом  определяется его спецификой. Ее  несомненная ценность - в упрочении  связи с семьей, расширении социального  опыта детей, инициировании активности  и творчества сотрудников детского  сада, что в свою очередь работает  на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

 

 

Вопрос 28.

 

 

Методы  изучения семьи представляют собой  инструменты, с помощью которых  собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются  многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Изучение семьи, как и любого социального феномена, требует, во-первых, совокупности методов, во-вторых, эти методы должны быть адекватны  существу изучаемого предмета и конкретному  продукту, который про­гнозируется исследователем. Так, при изучении семьи и домашнего воспитания весьма ограниченно используется педагогический эксперимент. Дело в том, что для эксперимента характерны разработка некой новой педагогической конструкции и проверка ее эффективности в воспитательном процессе. Представьте себе, что эксперимент организуется в рамках семьи. В течение достаточно долгого времени нарушается естественный ход ее жизнедеятельности. Прибавьте к этому постоянный «глаз» экспериментатора, ведущего работу, неизбежную «прозрачность» жизни, поступков членов семьи, необходимость все время контролировать себя, что нанесет вред самочувствию испытуемых. Поэтому в исследованиях, посвященных обсуждаемой проблеме, ученые активно привлекают родителей к экспериментальной работе, которая ведется в детском саду и нуждается в продолжении, подкреплении в условиях семьи. Таким образом построены, например, исследования Е.П.Арнаутовой, Т.М.Бариновой, В. И. Безлюдной, Г.Н.Гришиной, Н.А.Стародубовой.

 

  Среди методов изучения семьи  достаточно распространенными стали  социологические методы: социологические  опросы, интервьюирование и анкетирование.  Метод интервью требует создания  условий, располагающих к искренности  респондентов. Продуктивность интервью  возрастает, если они проводятся  в неформальной обстановке, контакты  ученого и испытуемых окрашены  личными симпатиями.

 

Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет  собрать много данных, интересующих ученого. Этот метод отличается известной  гибкостью по возможности получения  и обработке полученного материала. Используются разные виды проведения анкетирования: контактное (сам исследователь  организует анкетирование и собирает опросные листы), заочное (в основе - корреспондентские связи, анкеты с  инструкциями рассылаются разным рес­пондентам, а потом возвращаются к исследователю).

 

  В зависимости от задач, стоящих  перед исследователем, а также  особенностей семей (респондентов) возможны разные типы анкет:  открытая (содержит вопросы, на  которые предстоит ответить испытуемому); закрытая (к вопросам даются возможные  варианты ответов); смешанная (предлагаются  возможные ответы, и одновременно  дается право сформулировать  некоторые ответы по-своему, особенно  когда они выходят за пределы  вопросов).

 

  При изучении семьи социологами  преобладает заочное анкетирование  с закрытым типом анкет. Педагоги  чаще прибегают к очному анкетированию  и отдают предпочтение открытым  и смешанным типам анкет. При  изучении опыта домашнего воспитания  конкретных семей более продуктивны  анкеты, подписанные респондентами,  но следует учесть, что ответы  могут быть не совсем правдивыми. Например, родители, часто прибегающие  к физическому наказанию детей,  вряд ли выберут соответствующий  ответ в закрытой анкете; они,  вероятнее всего, подчеркнут ответы  «никогда не прибегаем к физическим  наказаниям» или остановятся  на ответе «иногда прибегаем  к физическим наказаниям».

 

  Усилия современных исследователей  направлены на то, чтобы мобилизовать  социальную активность испытуемых, посредством которой вырабатываются  позитивные представления о различных  сферах семейного образа жизни,  приемах воспитания, технологии  ведения домашнего хозяйства  и т.д.

 

  Поиски путей объективного изучения семей привели к разработке таких психологических, педагогических, социологических методов, которые углубляют и расширяют представления о современной семье и одновременно ставят испытуемых перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного, попробовать новые для себя способы взаимодействия с ребенком т.д. Так, например, исследователь специально вовлекает родителей в совместную с ребенком деятельность с тем, чтобы показать способы оптимизации эмоционального взаимодействия посредством использования народных игр (Г.Н. Гришина), произведений фольклора (Г.В. Лунина), театрализованных игр (Р.К. Сережникова), чтобы подсказать пути совершенствования игр детей (В.М. Иванова). Во многих педагогических, психологических исследованиях используются методы, с помощью которых одновременно и изучается, и корректируется педагогическая позиция родителей (Е.П. Арнаутова, Л.А. Арутюнова, Д.О. Дзинтаре, В.П. Дуброва, О.А. Шаграева). В результате такого подхода исследователя к респондентам (родителям) они рассматривают предлагаемые нововведения как собственный вклад в проблему, поэтому стараются внедрить их в собственную практику домашнего воспитания. Такое сотрудничество исследователей и родителей предопределяет не только решение поставленных задач, но и принятие новых норм поведения, способов воздействия на детей. Таким образом, можно говорить о том, что при изучении семьи наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности специалистов.

 

  Подобную роль играет и такой  метод исследования семьи, как  психолого-педагогический тренинг.  Им обычно охватывают членов  нескольких семей, симпатизирующих  друг другу, имеющих схожие  проблемы домашнего воспитания. Участникам предлагаются разные  задания, выполнение и совместное  обсуждение которых помогает  выработке определенных умений, корректируют взгляды и позиции,  активизируют рефлексивную деятельность. Темами психолого-педагогического  тренинга могут быть «Знаю  ли я своего ребенка», «Как  вести себя с агрессивным ребенком»,  «Если ребенок отстает в развитии»,  «Как воспитывать ребенка без  отца» и др. При умелом руководстве  исследователя группа участников  тренинга превращается в своего рода группу самопомощи и взаимопомощи. Исключаются критика, осуждение, создаются условия для откровенного обсуждения проблемы, обмена опытом, знаниями, выражения переживаемых чувств. Регулярность встречи - не реже одного раза в неделю - обеспечивает чувство общности, целостности структуры. Член группы должен руководствоваться собственными соображениями и представлениями и одновременно слушать и слышать другого, сопереживать ему, вырабатывая чувство общности, выражая невербально свои эмоции. Деятельность группы полностью конфиденциальна и закрыта для посторонних. В результате групповых встреч участники тренингов, собеседований повышают свою компетентность, культуру общения, что благотворно сказывается на семейном воспитании.

 

  Итак, современные науки используют  разнообразные методы изучения  семьи как социального феномена  и воспитательного института.

 

Вопрос 30. БАБУШКА И ДЕДУШКА

В свое время К.Д.Ушинский назвал бабушек  и дедушек, вообще пожилых людей, инстинктивно понимающих и знающих  по опыту тонкости воспитания, «природными  русскими педагогами». Как пишет  известный современный психолог А.В.Петровский, «бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, внуки и правнуки -это исключительный атрибут человеческой семьи, животные его лишены полностью» (Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.,1981. - С.16). Видимо, это и делает человеческую семью по сути своей бессмертной: она возрождается во внуках снова и снова, сохраняя некоторые физические признаки, духовные особенности своих далеких прародителей. Как пелось в популярной песне середины века , «будут внуки потом, все опять повторится сначала».

Бабушка и дедушка (прародители) после родителей - это самые родные для ребенка  люди. Их отношения к внукам имеют  эмоциональную основу, лишены расчета и рассудочного начала, подлинно бескорыстные.

Участие прародителей в воспитании современных  внуков сопряжено с разными противоречиями. В основной массе родители приветствуют, если бабушки и дедушки изъявляют желание помочь в воспитании внуков. Но не всегда это проходит без трений между поколениями.

В сложной семье, где проживают  вместе родители, их взрослые дети со своим  потомством, не так-то легко добиться должного взаимопонимания родителей  и детей, поскольку сказывается  принадлежность к разным поколениям.

В конце прошлого века деду, держащему  на руках маленького внука, было несложно представить себе его будущее. Оно  виделось таким же, что и жизнь, прожитая дедом. Все, что накопило старшее  поколение, принималось и детьми и внуками без особого сомнения. Поэтому основы воспитания детей  деды передавали сыновьям, а те своим  детям. На пороге третьего тысячелетия  опыт дедов в воспитании детей не срабатывает столь эффективно, как это было прежде. Почему? Ответ дают исследования американского антрополога Маргарет Мид. На основе тщательного изучения отношений между поколениями в разных обществах М.Мид пришла к следующему выводу. Разница между поколениями зависит от скорости общественного прогресса. Там, где эта скорость невелика или равна нулю, различия между поколениями незначительны, поэтому можно говорить о полной преемственности. Вторая половина нынешнего века характеризуется столь стремительным развитием, что опыт старшего поколения начинает отставать от требований времени. Сегодня бабушки и дедушки не могут сказать своим детям и внукам: «Делай, как я!» Поэтому и современная бабушка (дедушка) - это уже не та авторитарная фигура, некогда диктовавшая, как надо воспитывать детей.

Современным прародителям трудно себе представить, как будут жить их дети и внуки  в следующем тысячелетии. Не все  бывает ясно в сегодняшних увлечениях внуков, не всегда вызывает одобрение  то, как их воспитывают родители. Однако позиция скепсиса, которую иногда занимают бабушки, дедушки по отношению к воспитательной деятельности родителей ребенка, не дает позитивных результатов («Сами еще в няньках нуждаются, а Алешеньку взялись воспитывать!», «У них и жалости-то к ребенку нет, не то чтобы его воспитывать»). От скептического отношения к молодым родителям, подчеркивания их некомпетентности до низведения их с педагогического Олимпа - дорога короткая. Маленький ребенок многое в отношениях близких людей усваивает на эмоциональном уровне, поэтому он быстро схватывает по мимике, редким репликам, интонациям, что бабушка (дедушка) недовольна (недоволен) его родителями. Недовольство, исходящее от любимого человека, запечатлевается надолго. Может быть, внук, которого бабушка «спасает» от массированного воспитания родителей, откликнется на это с радостью, но надо думать о будущем. А в будущем восстановить подорванное бабушкой доверие к воспитательным мерам родителей будет нелегко.

Ради  счастья внуков надо искать согласие с собственными детьми и пытаться понять, почему, например, «слабенького» Диму водят в бассейн (в секцию восточных единоборств, настольного тенниса), а Юлю, кроме занятий музыкой, «нагрузили» китайским языком. Дело в том, что в воспитании детей родители больше устремлены в будущее (с китайским языком легче будет поступить в престижный вуз, спорт отвлечет от бездумного проведения досуга и т.п.). Другими словами, родители в большей степени, чем прародители, придерживаются взгляда, «что дети не живут, а жить готовятся» (С.Я.Маршак), тогда как жизненная философия бабушки и дедушки выражается в иных словах этого же поэта, а именно: «вряд ли в жизни пригодится тот, кто, жить готовясь, в детстве не живет». Если же перевести поэзию на язык науки, то вывод ясен: прародители в большей степени, чем их взрослые дети, осознают самоценность детства.

Но  современная семья меняется: все  меньше и меньше семей, где бабушки  и дедушки живут под одной  крышей со своими взрослыми детьми и их потомством. Поэтому они редко  систематически участвуют в воспитании внуков. Как ни печально, но это ведет к ослаблению эмоциональных родственных связей между поколениями, что обедняет воспитание детей. Это усугубляется иногда тем, что не совсем гладко складываются отношения между взрослыми поколениями семьи: свекровью и невесткой, тещей и зятем и пр., что осложняет жизнь детей, которые не в состоянии понять, почему самые близкие для них люди не ладят (а иногда и враждуют). Видимо, бабушки и дедушки должны проявлять мудрость в отношениях со взрослыми детьми, а они, в свою очередь, быть терпимее, заботливее к своим родителям. Мир и хорошие взаимоотношения в семье - наиболее живительная почва для развития личности ребенка. Старшим поколениям (прародителям и родителям) в семье надо сделать все возможное, чтобы дети объединяли, а не разъединяли.

Конечно, бабушки и дедушки бывают разные, но как счастливы внуки, когда рядом с ними люди, для которых они - безмерная и безграничная радость! Вряд ли жизнь представит на склоне лет более яркие переживания, чем эта последняя любовь - внуки. К ним отношение несколько иное, чем к детям. Смысл этого отношения удивительно тонко «схвачен» пословицей «Дети до венца, а внуки до конца». С детьми всегда подспудно присутствовала мысль: вырастут и уйдут, у них впереди своя жизнь. С внуками иная психологическая ситуация: они - на всю оставшуюся жизнь. Бабушки и дедушки осознанно и неосознанно не задумываются над тем, увидят ли внуков взрослыми: кто знает, кому сколько отведено прожить! Поэтому так естественно думать о настоящем внуков (с детьми многое делалось во имя будущего), дать им радость сейчас, сию минуту. Отсюда и то, что часто называется баловством. Хотя на самом деле это скорее заинтересованность жизнью внуков, стремление сделать их счастливыми сегодня, а не время спустя. «Любая тенденция избаловать ребенка окупается любовью, сказками и воспоминаниями, другими способами стимулировать и разнообразить жизнь малыша» - такова точка зрения о бабушках и дедушках, высказанная Масару Ибуки, автором концепции воспитания и обучения детей раннего возраста (Масару Ибуки. После трех лет уже поздно. - М., 1992. - С. 46).

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"