Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

Бабушки и дедушки эмоционально связаны  с внуками, способны откликаться на бесконечные детские просьбы и вопросы, к которым так некогда прислушаться вечно куда-то спешащим и занятым личными проблемами родителям. Бабушки и дедушки, как правило, мудрее, великодушнее, чем родители. У них, даже если они еще работают, находится время и, главное, желание выслушать ребенка, вникнуть в его переживания, разделить его радости и беды, дать добрый совет. Нежность и доброта бабушки и дедушки уравновешивают возможную строгость родителей. Частенько старшему поколению приходится выступать в роли адвоката малыша, приводя его родителям множество «смягчающих вину обстоятельств». Обычно это удается, потому что бабушки и дедушки лучше вникают во внутреннее состояние ребенка. Интересно, что и восприятие ребенка бабушкой (дедушкой) и родителями несколько отличается, главным образом тем, что у старшего поколения глаз оказывается «добрее», чем у их взрослых детей. В педагогическом исследовании Х.А.Тагировой бабушкам (дедушкам), папе и маме предложили составить мини-портрет ребенка. Бабушки были ориентированы на «хорошее» в ребенке, тогда как папа и мама - на недостатки. Одно и то же событие (мальчик разбил чашку, убирая посуду после семейного завтрака) интерпретировалось по-разному - бабушка: «Сашенька всегда старается помочь», папа: «Неловкий, неуклюжий, из рук все валится».

Несомненно, что в вопросах воспитания бабушки  и дедушки бывают мудрее в силу того, что у них есть опыт общения  с малышами, уже заметнее стали педагогические достижения и промахи в отношении собственных детей. С внуками они по существу в третий раз, но уже на ином уровне, открывают окружающий мир: в начале жизни они сами «входили» в него, потом «вводили» своих детей, наконец - внуков. Какое счастье читать внуку книги своего детства и детства своих детей! Или держа за руку малыша, стоять перед знаменитой картиной Васнецова «Богатыри», от которой четверть века назад не мог оторваться его отец. Или счастливыми глазами внука снова увидеть знаменитого Самсона, вспоминая при этом, какой восторг вызвал Петергоф у сына, когда он был ребенком... И каждый раз, «путешествуя» по третьему кругу своей жизни, бабушки и дедушки рассказывают внукам о себе, о своих родителях, упрочая связи между поколениями. Например: «Когда я в первый раз приехала в Петергоф, уже десять лет, как кончилась война. Но почти все дворцы были разрушены. Во время войны здесь были враги, а в них стреляла наша артиллерия. Снаряды попадали в здания. Но фонтаны уже работали. И Самсон стоял на своем месте. А когда мы приехали с твоим папой (ему было шесть лет, как тебе сейчас), уже был открыт Большой дворец. Но знаешь, что папе понравилось больше всего? Так же, как и тебе, фонтан Самсон, а еще шутихи».

С бабушек и дедушек начинается «историческое» образование внуков. Нет, дети не изучают историю как  предмет, у них не формируются исторические понятия. Это задача школы. История имеет много пластов - от прошлого человечества до истории конкретной семьи. Бабушки и дедушки вольно или невольно приобщают внуков к истории своей семьи, но через эту призму высвечивается история народа. Дети усваивают отдельные детали, единичные образы. Незатейливые рассказы бабушки и дедушки, их взгляд и отношение к тем или иным событиям - все это подспудно подводит ребенка к пониманию того, что в жизни народа происходят перемены. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди, события, вещи имеют свое прошлое, настоящее, будущее. Формируются первые представления о связи между поколениями.

Вот бабушка рассказывает, как маленькой  девочкой в День Победы потерялась на Красной площади, как по дороге в школу упала и разбила чернильницу-непроливайку, каким вкусным казался школьный бублик, который давали на завтрак... Ребенок впитывает детали (война была тяжелой не только для солдат, все радовались Победе), единичные образы. Но на их основе складывается более обобщенный исторический образ: как люди жили раньше, как трудились, как отдыхали, как воспитывали детей. В семье используются и другие источники исторических знаний, хранителями которых чаще всего бывают бабушки и дедушки: семейные реликвии, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки, детские игры и игрушки. Все эти средства формирования у детей первоначальных исторических представлений отвечают образному характеру детского познания окружающего мира, окрашены личностным отношением.

Современные бабушки и дедушки в подавляющем  большинстве своем - грамотные и  культурные люди. Они способны не просто нянчить внучат, но и оказывать  на них нравственное влияние, расширять их кругозор, делать их жизнь более надежной, защищенной и устойчивой. А внуки для бабушки и дедушки - своего рода эмоциональный тыл, в котором старшее поколение особенно нуждается в связи с тем, что заканчивается трудовая деятельность, впереди заслуженный отдых на пенсии, а это связано с ломкой привычных жизненных устоев. Однако, видимо, не следует полностью «растворяться» в жизни взрослых детей, внуков: слепая жертвенная любовь никого не сделает счастливым.

Изучите по книге А.С.Спиваковской «Как быть родителями» (М.,1986) роли бабушки в  современной семье.

 

Вопрос 31. Основные концепции и  модели воспитания в семье

 

Модель (от франц. modele – мера, образец, норма) – искусственная копия или  схема какого-либо объекта, процесса, явления; вспомогательный объект (или  система), заменяющий изучаемый объект, представленный в наиболее общем  виде.

 

Выделяют  ряд моделей воспитания, разработанных  в разных научных школах.

 

Адлеровская модель. Она основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения  родителей, которое определяется ведущим  принципом взаимоуважения членов семьи. По теории австрийского психолога А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в  семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Семья  – малая (первичная) группа, которая  состоит из лиц, связанных двумя  типами отношений: супружества и  родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личный рост. Поэтому семья и  есть та первичная группа, в которой  ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.

 

Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С  ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. По данной модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить  их уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка  с самого раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах  их поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности. Естественные логические рассуждения, используемые в ходе воспитания, позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле результаты своих действий. Это способствует гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком недостатков собственного поведения.

 

Учебно-теоретическая  модель. В ее основе лежат результаты экспериментальных исследований основателя бихевиоризма, с помощью которых  была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение  родителей влияют на ребенка. Это  направление основано на общей теории бихевиоризма. В рассматриваемой  модели подчеркивается, что поведение  родителей и их детей можно  изменить методом переучивания или  научения. Воспитание родителей состоит  в их обучении поведению. Поведение  родителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями регулирования поведения.

 

Способами формирования поведения являются положительное  подкрепление (поощрение), отрицательное  подкрепление (наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «агентов» социального  окружения, которые регулируют поведение  ребенка с помощью указанных  выше средств. В ходе обучения родители обеспечиваются научными сведениями о  регуляции поведения, знакомятся со специальной терминологией, помогающей описывать эти процессы. Родителей  учат разбираться в реакциях ребенка  и формировать их раздражители. Навыки диагностики поведения входят во все программы учебно-теоретического направления. Целью программ данного  направления является обучение родителей  наблюдению и измерению поведения  и практическое применение принципов  теории социального научения в изменении  поведения в домашних условиях.

 

Модель  чувственной коммуникации. Она базируется на феноменологической теории личности американского психолога К. Роджерса и практике клиентоцентрированной  терапии, целью которой является создание условий для самовыражения  личности. Это достигается сглаживанием разницы между «Я-идеальным» и «Я-реальным» при определенных психологических обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две главные потребности: позитивного отношения других и самоуважения, то условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между представлением о том, как к нему относятся другие – «Я-идеальным», и действительным уровнем любви – «Я-реальным». Изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. Тем самым психотерапевт помогает клиенту освободить свои чувства, осознать свое поведение и предпринять конкретные шаги по его изменению.

 

В семейном воспитании модель чувственной  коммуникации означает диалогичность  общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их искренность. От развития чувственных  коммуникаций к самовыражению каждого  члена семьи стремится данная модель воспитания родителей. Родители, овладевающие данной моделью, должны усвоить  три основных умения:

1) активного слушания; 2) доступного  для ребенка выражения собственных  чувств; 3) прак-тического использования принципа «оба правы» в семейном общении. С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

 

Модель, основанная на транзактном анализе. Согласно теории транзактного анализа  американского психолога Э. Берна, личность каждого индивидуума определяется факторами, ко-торые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действительности, основанный на анализе получаемой информации и реагирования индивидуума на действительное. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.

 

«Ребенок» в личности – это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом  связаны биологические потребности  и основные ощущения человека. Это  наиболее чистая часть личности, поскольку  в ней представлено все самое  естественное в человеке. «Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части  человеческой личности являются систематические  наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность.

  В развитии личности с областью  «взрослый» связано все сознательное. Оно начинается с развития  сенсорно-моторного уровня восприятия  и достигает формального, абстрактно-логического  мышления.

 

Положение «родителя» в личности включает в  себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитетных людей в социальном окружении  учит личность определенным нормам и  способам поведения через «родительскую» часть. Родительское программирование во многом предопределяет, согласно Э. Берну, судьбу ребенка. Оно осуществ-ляется прежде всего через трансакции - единицы общения, которые могут быть дополнительными, т.е. способствующими взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение, и скрытыми, при которых информация в ходе общения искажается.

 

Основная  задача воспитания родителей - научить  членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для этого они  должны овладеть терминологией транзактного анализа при рассмотрении своего поведения и взаимоотношений  в семье, научиться определять характер потребностей и запросов ребенка  и устанавливать с ним адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к изменению поведения  ребенка лежит в изменении  отношений между родителями и  ребенком.

 

Модель  групповой терапии. В основе данной модели лежит стремление научить  родителей переориентации своих  установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический характер и сосредоточена на рассмотрении проблемных ситуаций. Воспитание родителей  осуществляется в форме групповых  консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является достижение позитивных изменений в  структуре личности родителей (для  людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справляться с проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации родителям  помогают избавиться от чувства вины, показывая аналогичные переживания  в других семьях, родители делятся  переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. Постепенно они  начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи. Инструктаж родителей также происходит в  группе и напоминает групповую консультацию.

 

Модель  родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни. В 70-80-е  годы ХХ в. под руководством отечественного ученого И.В. Гребенникова была разработана и мето-дически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания значительно активизировали внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психологических аспектах было отсутствие в учреждениях образования практических психологов и неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"