Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

 

 

Вопрос 32. Понятие, структура и основные признаки родительской позиции

 

  Как считают А.А. Бодалев и  В.В. Столин, родительская позиция  представляет собой систему эмоционального  отношения к ребенку, стиля  общения с ребенком и способов  поведения с ним. А.Я.Варга и  В.А. Смехов определяют родительскую  позицию как триединство эмоционального  отношения к ребенку, стиля  общения с ним и когнитивного  видения ребенка (образа ребенка  глазами родителей) [4; 12; 34].

  Как следует из приведенных  понятий, родительская позиция  определяется следующими составляющими:

  1) эмоциональным отношением в  терминах принятия-отвержения;

  2) особенностями родительского образа  ребенка;

  3) определенным стилем общения  и способами поведения с ребенком.

  Это и есть структурные компоненты  родительской позиции. Исследователи  выделяют также основные признаки  родительской позиции [35; 41]:

  1. Адекватность-неадекватность. Этот  признак отражает степень ориентированности  родителей в восприятии индивидуальных  особенностей ребенка, неадекватность  проявляется в приписывании ребенку  несуществующих качеств.

  2. Динамичность-ригидность. Отражает  степень подвижности родительской  позиции, её способности к изменению;  степень вариативности родительских  воздействий на ребенка, гибкости  в общении с ним.

  3. Прогностичность. Характеризует  способность родителей к предвидению  перспектив развития ребенка,  способность планировать способы  взаимодействия с ребенком с  учетом его развития.

  Важнейшей составляющей родительской  позиции, как видно из её  структуры, является когнитивный  образ ребенка или образ ребенка  глазами родителя. Выделяют глобальный  и дифференцированный образ ребенка  [27; 41]:

  1. Глобальный образ - образ, который  отражает черты ребенка данного  возраста, т. е. возрастные особенности  ребенка. Мера адекватности глобального  образа определяется степенью  психолого-педагогической компетентности  родителя и объемом воспитательного  опыта. В отношении второго,  третьего, четвертого и т.д. ребенка  у родителя, как правило, возникает  более адекватный глобальный  образ.

  2. Дифференцированный образ - образ,  который характеризует индивидуально-личностные  качества ребенка (темпераментные, характерологические и др. особенности). Родительский образ ребенка оказывает  существенное влияние на развитие  его личности.

  Можно выделить следующие механизмы  такого влияния:

  1. Механизм создания «зоны ближайшего  развития» и организация сотрудничества  в её пределах. Родитель может  видеть ребенка таким, каким  он может стать в потенциале  своих возможностей, т.е. ориентироваться  в своем видении ребенка на  «зону его ближайшего развития».

  2. Механизм идентификации ребенка  с предлагаемым родителями образом.  Ребенок полностью отождествляет  себя с предлагаемым образом,  хотя может ему и не соответствовать  (при неадекватной родительской  позиции).

  3. Механизм обусловливания. Родитель  наказывает ребенка или поощряет  в зависимости от того, насколько  поведение ребенка и проявляемые  качества соответствуют родительскому  образу. Таким образом, родитель  направленно формирует у ребенка  заданные в образе качества  и свойства.

  Неблагоприятное воздействие на  развитие личности ребенка оказывает  феномен «мистификации». Г. Стерлин  понимает феномен «мистификации»  как навязывание детям неадекватной  системы представлений о себе, как внушение детям того, кем  они являются, каковы их потребности,  интересы и ценности. В психологической  литературе рассматривают следующие  формы мистификации:

  1. Приписывание ребенку определенных  качеств: либо позитивных, либо  негативных.

  При приписывании позитивных  качеств (чуткий, добрый, одаренный), восторженном отношении у ребенка  может сформироваться неадекватный  образ Я, могут проявляться  чувства превосходства и неуважения  к окружающим. При приписывании  ребенку негативных качеств у  него снижается степень самопринятия, появляются чувства тревоги, неуверенности,  происходит дисгармоничное развитие  Я-концепции.

  2. Делегирование. Эта форма мистификации  предполагает отношение к ребенку  как к объекту исполнения (достижения) родительских целей, планов, нереализованных  самим родителем. Происходит проекция  на ребенка неосуществленных  собственных целей.

  3. Инфантилизация. Эта форма мистификации  отражает стремление родителя  остановить развитие ребенка  на детской стадии, когда ребенок  был послушен, зависим и им  можно было манипулировать. Родитель  выстраивает отношения с ребенком (независимо от возраста) как с  маленьким; приписывает ребенку  потребности и интересы, свойственные  младшему возрасту.

  4. Инвалидизация. Эта форма мистификации  представляет собой принудительное  обесценивание возможностей ребенка,  его интересов и планов. Родитель  рассматривает ребенка как ущербного,  немощного; приписывает ему различные  болезни или асоциальные качества. В основе инвалидизации могут  лежать: амбивалентное отношение  к ребенку; скрытое отвержение  ребенка; гиперопека или фобии  утраты.

 

 

Вопрос 35. Стили семейного воспитания

 

 

  По стилю отношений между родителями  и детьми в семье различают  авторитарное, демократическое, либеральное  и попустительское воспитание.

 

  И.С. Кон пишет о том, что  родители не всегда практикуют  один и тот же стиль воспитания: отцы как правило воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными чем матери, так что семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Авторитарное воспитание- тип воспитания в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины. При этом доминирует такой воспитательный метод как требование. Принуждение является основным путем передачи социального опыта детям. Степень принуждения определяется тем насколько ребенок имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опта и ценностной системы- семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценности религии и т.п. В деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности всезнайства.

 

  По мнению Т.А. Куликовой, авторитарный  стиль характеризуется высокой  централизацией руководства доминированием  единоначалия. В этом случае родитель  единолично принимает и отменят решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих детей является приказы, которые могут отдаваться в жесткой и мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный родитель всегда очень строго контролирует и поведение детей, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива детей не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

 

  Было обнаружено, что дети авторитарных  родителей отличаются замкнутостью  и робостью. Почти или совсем  не стремятся к независимости.  Обычно угрюмы, непритязательны  и раздражительны. В подростковом  возрасте эти дети особенно мальчики могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение в котором их растили, становясь иногда непослушными, агрессивными. Девочки же чаще всего остаются пассивными, зависимыми.

 

  Авторитарный стиль вызывает  у детей отчуждение от родителей,  чувство своей незначительности  и нежеланности в семье. Родительские  требования, когда они кажутся  необоснованными, либо вызывают  протест и агрессию, либо привычную  апатию и пассивность. Перегиб  в сторону терпимости также  вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела и мешает формированию у него ответственной зависимости. Пассивные незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния- школы, сверстников, СМИ- часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

 

  Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия способствует формированию личности со слабым Я. Обе эти крайности нарушают процесс социализации, осложняя для детей процесс перехода от родительской опеки к независимости и установлению дружеских отношений со сверстниками.

 

  Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

 

  Первый вариант – это стиль  отношений между родителями и  детьми в рамках которого отец или мать в основном выполняют необходимые обязанности по координации действий ребенка в организации его учебной деятельности, самообразования досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.

 

  Вторая позиция реализуется в  отношениях между родителем и  подростком в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие к ребенку и уверенность в правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае родители признают его право на автономию и в основном видят задачу в координации самостоятельных действий ребенка, в оказании помощи при обращении к нему самого подростка.

 

  Как полагает Л.С. Алексеева,  наилучшие взаимоотношения старшеклассников  с родителями складываются обычно  тогда, когда родители придерживаются  демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени  способствует воспитанию самостоятельности,  активности, инициативы и социальной  ответственности. Поведение ребенка  направляется в этом случае  твердо, последовательно и вместе  с тем гибко и рационально:  родитель всегда объясняет мотивы  своих требований и поощряет  их обсуждение подростком; власть  используется лишь в меру необходимости;  в ребенке ценится как послушание так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым: он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

 

  Было обнаружено, что дети демократичных  родителей адаптированы лучше  всего. По сравнению с другими  детьми, они более уверены в  себе, полностью себя контролируют  и социально компетентны. Со  временем у этих детей развивается  высокая самооценка, а в школе  они учатся гораздо лучше, чем  дети, воспитанные родителями с  другими стилями поведения.

 

  Попустительский стиль обычно  проверяется в семье как отсутствие  всяческих отношений: отстраненность  и отчужденность членов семейного  союза друг от друга, их полное  безразличие к делам и чувствам  другого.

 

  Чтобы понять взаимоотношения  подростков с родителями, необходимо  знать как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления в глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений, как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все. Но соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются.

 

  Как отмечает С.В. Ковалев, в  основе эмоциональной привязанности  ребенка к родителям первоначально  лежит зависимость от них. Причем  мать в этом отношении обычно  кажется детям ближе, чем отец. По мере роста самостоятельности и особенно в переходном возрасте эта зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Хуже всего обстоят дела, когда попустительство сопровождается открытой неприязнью (отвергающий родитель), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам. Исследования малолетних правонарушителей показывают, что в многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью. Но есть и вполне достоверные данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней автономии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти [7.-с.134-136]

 

  Либеральный стиль (невмешательство)  воспитания характеризуется отсутствием  активного участия отца или  матери в управлении процессом  обучения и воспитания. Многие, даже  важные дела и проблемы фактически  могут решаться без их активного  участия и руководства. Для  выполнения какой-либо работы  им нередко приходится уговаривать  своих детей. Они решают в  основном те вопросы, которые  назревают сами, контролируют работу  ребенка, его поведение от случая  к случаю. Здесь детям предоставлен  избыток свободы при незначительном  руководстве родителей, которые  не устанавливают каких- либо  ограничений. В целом такой  родитель отличается низкой требовательностью  и слабой ответственностью за  результаты воспитания.

 

  Хотя такое поведение родителей  противоположно гипертрофированным  запретительным тенденциям, оно  не обязательно приводит к  противоположным результатам: дети  либеральных родителей тоже могут  быть непослушными и агрессивными. К тому же они склонны потакать  своим слабостям, импульсивны  и часто не умеют вести себя  на людях. Однако в некоторых  случаях они становятся активными,  решительными и творческими людьми.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"