Шпаргалка по педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:07, шпаргалка

Краткое описание

1. Общая характеристика и особенности педагогической профессии
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество в процессе развития постепенно осознавало необходимость в передаче накопленного предками опыта.
В древние времена все люди, взрослые и дети на равных позициях принимали участие во всех сферах жизнедеятельности, что объяснялось необходимостью борьбы за выживание. Позже начала оформляться и укореняться новая сфера жизни людей – в определенной степени организованная передача знаний и умений новому поколению.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика динара.doc

— 911.50 Кб (Скачать файл)

Директор представляет интересы учебного заведения в различных государственных  и общественных органах. В его  обязанности входит подбор и организация  деятельности управленческого состава  учреждения, однако, учитывая демократический  характер системы образования в России, он должен осуществлять подобную деятельность с учетом мнений и высказываний остальных педагогов, родителей и самих учащихся. Директор принимает решение в остальных кадровых вопросах, контролирует финансовые поступления и распределяет их в соответствии с потребностями учебного заведения. В его полномочия входит реализация материальных поощрений педагогов и установления им надбавок к заработной плате в соответствии с особенностями их трудовой деятельности. Директор должен создавать условия для прогрессивного развития педагогической деятельности в учреждении с учетом современных достижений науки и техники, культуры и искусства, способствовать профессиональному росту педагогов и стимулировать стремления к повышению уровня квалификации. Кроме перечисленного, директор несет ответственность перед высшими органами власти за свою деятельность.

Управленческая культура руководителя – это творческая самореализация его личности через все сферы его деятельности, направленной на создание, укрепление, передачу ценностей и технологий в управлении учебным заведением. Управленческая культура состоит из нескольких компонентов.

Аксеологический компонент состоит в системе ценностей, имеющих большое значение при организации управленческой деятельности. Выделяется четыре основных видов ценностей, имеющих место при управлении общеобразовательным учреждением: цели, знания, отношения, качества.

Ценности-цели – это глобальные и локальные цели управленческой деятельности учебного учреждения разного характера, они могут быть связаны с педагогическим коллективом, ученическими коллективами, родителями, всеми людьми, имеющими непосредственное отношение к школе, либо это могут быть цели, касающиеся финансовых вопросов и статуса учебного заведения и т. д.

Ценности-знания подразумевают уровень знаний субъекта управления в этой области, его квалификация, опыт работы, деятельность, направленная на постоянное пополнение собственных знаний в этой области, а так же, способствованию повышения уровня знаний в области управления своих заместителей и всех людей, имеющих отношение к этому виду деятельности.

Ценности-отношения . Здесь подразумеваются все виды отношений, имеющие значение в работе по управлению учебным заведением. Важно не только отношение руководителя к своим обязанностям, но и его отношения с коллегами, учениками и их родителями, отношение к себе. Все это играет роль при формировании авторитета руководителя, необходимого для осуществления полноценной управленческой деятельности, особенно в условиях столь разнообразного состава объекта управления. Руководитель учебного заведения, то есть директор школы, является примером подражания для педагогов и детей, поэтому его отношение к себе, своей личности, вопросам совершенствования личностных качеств и самовоспитания играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Ценности-качества вытекают из результатов ценностей отношений в первую очередь к себе, как личности, призванной нести большую ответственность. От качеств директора школы зависит многое, в том числе его успешное сотрудничество с внутришкольными коллективами и органами власти, его умение учитывать интересы педагогов и общества в процессе организации школьной деятельности, способность ставить реальные и значимые цели и разрабатывать программу по их достижению, а так же уметь прогнозировать результаты деятельности своей и своих коллег.

Технологический компонент включает методы, средства и приемы управленческой деятельности. Культура руководителя во многом определяется уровнем знаний и владений им технологией управления в целом и применительно к учебным заведениям. Руководитель должен уметь организовывать, регулировать, контролировать, планировать и анализировать все процессы, протекающие в школе.

Личностно-творческий компонент необходим при управлении коллективами людей, так как общие методы не могут быть применены в чистом теоретическом виде. В задачи руководителя входит адаптация их к конкретным условиям, особенностям коллектива, направлениям школьной деятельности. Директор школы, сам являясь личностью со своими особенностями делает собственные поправки и вносит модификации, на его взгляд наиболее подходящие для конкретной ситуации и наиболее естественные для применения им самим.

 

49. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, планирование и контроль

 

Управление педагогическим процессом складывается из последовательности взаимосвязанных действий педагогического анализа, планирования и контроля. В связи с этим имеет смысл остановиться на их рассмотрении более подробно.

Педагогический анализ содержит три  основных направления: параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ представляет собой действия директора учебного заведения и его заместителей, направленные на сравнение, обобщение, исследование и поиск причин возникновения различных явлений педагогического процесса. К предметам параметрического анализа относится успеваемость, посещаемость, общая дисциплина как учеников так и педагогов. В рамках педагогического анализа осуществляется так же прогнозирование результатов управленческой деятельности, выявление ее влияния на предметы параметрического анализа, разработка действий по улучшению этих предметов и их реализация.

Тематический анализ содержит деятельность по изучению, анализу, прогнозированию и планированию действий, направленных на управление наиболее устойчивыми элементами педагогического процесса. Такими элементами являются методы и средства учебно-воспитательной работы, их эффективность и актуальность, способы и периодичность организации внеклассной деятельности, организация деятельности педагогов, направленной на повышения уровня квалификации и развитии в направлении своей профессиональной деятельности и т. д. В ходе тематического анализа учитываются данные, полученные в результате параметрического анализа.

Итоговый анализ сводится к изучению результатов параметрического и  тематического анализов за определенный период времени. Источниками информации итогового анализа являются контрольные  работы, экзамены, зачеты, статистические данные по дисциплине и соблюдению правил учебного заведения, отчеты педагогов и руководителей всех уровней. Результатом итогового анализа является оценка общего состояния дел по разным направлениям деятельности учебного заведения, причины получения таких результатов, фиксирование положительно и отрицательно влияющих факторов с целью учета их в будущем.

Педагогическая деятельность целенаправленна. Из этого следует, что любая педагогическая работа начинается с постановки целей  и, на их основе, определения задач, требуемых решения в процессе предстоящей работы. Эта функция педагогического управления называется целеполаганием. Цели деятельности учебного заведения определяются на основе требований общества к их членам, а так же с учетом возрастных и психологических особенностей учеников. Таким образом, глобальной целью учебного заведения является формирование полноценных членов современного общества, социально адаптирванных и всесторонне подготовленных, посредством методов учебно-воспитательной работы, применимых в конкретных условиях для конкретных людей.

Планирование в педагогической деятельности является следующим этапом после целеполагания и производится на основе результатов педагогического  анализа в направлении определенных целей. Планирование может быть местным (локальным), то есть направленным на решение промежуточных задач воспитания, обучения, организации и т. д. А может быть глобальным, к которому относится составление учебных планов, общих планов организации и управления.

В управлении педагогическими системами выделяют перспективный план, который составляется по результатам анализа деятельности учебного заведения за истекший период сроком на пять лет. Его структура такова:

1) задачи школы на планируемый срок;

2) перспективы развития контингента учащихся по годам;

3) перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций;

4) кадровые перестройки и количество предполагаемых учащихся;

5) повышение уровня профессионализма и квалификации педагогов учебного заведения;

6) обновление оборудования и оснащения учебного заведения;

7) социальная защита педагогов и учащихся, задачи по улучшению их быта, труда и отдыха.

В общеобразовательных учреждениях  разрабатывается так же годовой  план, охватывающий весь временной период от начала учебного года до начала следующего, включая летние каникулы. Разработка годового плана – сложный многоуровневый процесс, подготовкой которого занимается специально назначенная группа людей из числа педагогического состава учебного заведения. Годовой план на следующий год составляется на протяжении всего текущего года и состоит из следующих уровней:

1) изучение нормативов и нововведений в области образования;

2) сбор необходимой информации;

3) анализ полученной информации, выявление и устранение затруднений на пути решения педагогических задач;

4) составление проекта плана и утверждение его советом учебного заведения.

Как правило, временные рамки этапов разработки годового плана совпадают  с учебными четвертями и к концу  последней учебной четверти план на следующий год оказывается сформированным.

Контроль деятельности учебного заведения  имеет несколько видов. Одним  из них является тематический контроль. Его сущность заключается в углубленном, детальном изучении какого-либо узко-направленного вопроса, входящего в педагогический процесс.

Фронтальный контроль направлен на исследование деятельности педагогического  коллектива в целом, его подгрупп по разным направлениям или одного педагога. При этом изучаются все  стороны его жизнедеятельности, как профессиональной, так и вне работы.

В зависимости от объекта контроля принято выделять следующие его  виды: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий и комплексно-обобщающий.

Персональный контроль, как вытекает из самого названия. Направлен на контроль деятельности одного педагога, он может быть как тематическим или фронтальным, так и комплексным, то есть включающим совокупность этих двух форм. Персональный контроль проводится с целью стимулирования деятельности педагога и правильной ориентации в направлении его профессионального развития.

Классно-обобщающий контроль охватывает деятельность педагогов, работающих с  одним классом и их деятельность по формированию, развитию и стимулированию ученического коллектива в классе, его классной и внеклассной деятельности, внутриколлективных отношений.

Предметно-обобщающий контроль имеет  своим объектом отдельную дисциплину и может рассматриваться с  точки зрения преподавания ее в отдельном  классе, в параллели классов или  в учебном заведении в целом. Такой контроль осуществляется с привлечением компетентных лиц со стороны.

Тематически-обобщающий вид контроля заключается в изучении отдельного направления педагогической деятельности одного или нескольких педагогов, одного или нескольких, сгруппированных по какому-либо признаку классов.

Комплексно-обобщающий контроль направлен  на изучение вопросов преподавания ряда дисциплин в одном или нескольких классах.

 

50. Роль организации в управлении

 

Современная система образования  во многом опирается на потребности общества в этой области, оставаясь при этом государственно управляемой. В связи с этим, в задачи управления образовательными системами входит организация различных обществ и мероприятий для того, чтобы в процессе решения проблем образования учитывались общественные потребности, мнения и выбор. Таким образом, наряду с органами государственной власти, создаются общественные органы, имеющие полномочия влияния на организацию учебно-воспитательной деятельности, что открывает возможность выбора способов, форм и методов обучения, адаптации их к реальным условиям учебного процесса и ученикам. Педагоги и родители, более глубоко знающие особенности классного коллектива, имеют возможность повлиять на выбор программы обучения, методов учебно-воспитательной работы, составление расписания классной и внеклассной деятельности. Такой подход к управлению системой образования делает ее объектов активными участниками этого процесса, что повышает их заинтересованность в своей деятельности, а так же повышает эффективность обучения и воспитания.

Наиболее ярким и широко распространенным примером общественного органа управления является школьный совет. В законодательстве Российской Федерации существует специальный  документ: «Временное положение о  государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации», положения которого регламентируют действия этого органа. Членами школьного совета могут быть ученики, их родители, педагоги и другие работники учебного заведения. Совет школы может создавать временные или постоянные органы управления более низкого уровня по разным ситуациям, вопросам и направлениям и определять их правовые основы и границы. Состав совета школы, его председатель и срок его действия определяются на общешкольной конференции, которая является высшим руководящим органом школы и проводится, как минимум, один раз в год. Кроме того, на конференции принимается устав учебного заведения, основа которого разработана органами государственного управления и прописана во «Временном положении о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации». Несмотря на общую основу уставов разных школ, конференция может вносить в него поправки, модификации, изменять некоторые нюансы, максимально приспосабливая его к условиям конкретного учебного заведения. Устав формируется в соответствии с результатами анализа всех сторон деятельности, имеющей место в учебном заведении, учитывая планы и цели государственных органов управления и внутришкольных, определенных ранее. В отсутствие конференции, совет школы выступает в роли высшего органа управления школы. Основная деятельность совета школы сводится к следующему: защита интересов учащихся, определение особенностей правил поведения в школе и формы приема учеников в школу, контроль и управление исполнения положений, установленных высшими органами управления школы, регулирование финансовых и учебно-воспитательных организационных вопросов, активная педагогическая помощь родителям в воспитании детей. Работа школьного совета организуется по демократическим принципам, и каждый член совета имеет строго определенные его местом в совете права и обязанности.

Наряду с советом школы в  соответствии с «Временным положением о государственных общеобразовательных  учебных заведениях в Российской Федерации» создается педагогический совет. Его состав и полномочия определены в уставе школы. Составляют педагогический совет педагоги школы, что вытекает из самого названия. Члены совета выбирают председателя. Педагогический совет и совет школы работают в тесном сотрудничестве. Однако деятельность педагогического совета направлена на управление учебно-воспитательным процессом на высшем профессиональном уровне и призвана решать следующие задачи:

Информация о работе Шпаргалка по педагогике