Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:58, шпаргалка
Краткое описание теоретического курса по специальной педагогике
Отечеств. концепция
ин. обуч. строится на 3 осн. принципах:
1) ин-е через раннюю кор. 2) через
обяза-ю кор.помощь каждому
Эффект-е ин-е обуч. возможно лишь при условии спец. подгот. педагогов.
8 Становление и разв. отеч. сис. спец. обр.
1 период –от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов Преподобный Феодосий основал 1-ю монаст-ю больницу-богадельню, где, по летописным свидетельствам, оказывалась помощь калекам и глухонемым. Князья передавали часть ср-в в церковь. В11в. в Киево-Печерском монастыре склад-ся первый опыт церковного призрения убогих. Киевская Русь в 10-11вв копирует византийскую сис. монастырской благотворительности Издан княжеский указ об опеке увечных и открытию церковного приюта. 1551г. « стоглавый судебник , предписавший глухонемых, одержимых бесом и лишенных разума, помещать в монастыри, чтобы они не были пугалом для здоровых». Закон 1676г. запрещал управление имуществом глух, слеп, немым, пьяницам и глупым . 1704г. Петр 1 запретил умерщвлять д. с врож. деф. Он взял за образец западноевропейскую практику помощи инвалидам.
2 период. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обуч. глух. и слеп.; от приютов к первым спец. учеб. зав-ям нач-ся на 5в. позже, составил одлно столетие, а завершился в те же сроки, что и на Западе. 1-е спец. уч-воспитательное учреж. для 12 глухонемых) было открыто 14.10.1806г. в г.Павловске по указанию императрицы Марии Федоровны франц. тифлопед. В.Гаюи, приглашенным в страну Александром 1. первая шк. для слеп. Учреждена по инициативе Алексан 1 в 1807г. В.Гаюи. активная дея-ть церкви приходит к ослаблению.
3. от осознания возможности обуч. д. с сен. нар. к признанию права аномальных д. на обаз-е. Становление спец. обр-я. Уникален тем, что был прерван 2 револ-ми. Предпосылки форм-я нац. сис.спец. обр-я нач. склад-ся в одном типе гос-ва-монархической России, а оформ-ся в гос-ве-соцалис-ом. Нач. периода знаменуется открытием 1-х шк. для глухонем(1806) и сл(1807). 3 осн. помощи д. с откл. в разв.: христианско-благотворительное( приют, богадельня,дом призрения), леч-пед-ое( спец. отдел. при больнице, шк-санаторий) и пед-ое( шк,д/с, колония). Обусловлено: 1) отменой крепостного права(1861). 2) учреждение земства, а также принятие нов. устава нач. шк, разрешившего открытие шк. по инициативе местных властей и общин(1864).3) реформой город-ого самоуправления, позволявшей город-м думам сам-но открывать леч. и образ. учрежд(1870) 4) эконом-м подъемом и разв-м благотворительности-создание Мариинского ведомства ( Мария Федор.) 1865г. созданы по инициативе генерала Исакова промежут-ые классы для малоспособных уч-ся воен-х гимназий. 1867г. промеж. кл. в воен. нач. шк.1868г. в воен. прогимназии для малоусп-х..1880 Рос. общество психиатров активно пытается организовать сеть учреж. для психически больных и слабоум-х д., но реализовать мечту удается в 1908г. После 1917 сис. спец. обр. стан-ся частью гос. обр-ой сис. 1918 все учреж. подчин-ся наркомздраву. 1926 документ о комплектовании спец. шк.1926-1927 правительство поручает Наркомпросу подг-тьплан введения всеобщего обуч. слеп. И глухонем, а Госплану развернуть сеть вспом-х шк. и кл.для у/о.
4. развитие и дифференциация сис. спец. обр. соотносится со 2 эт разв. нац. сис. спец. обр. 1936г. планомерный рост сети спец. учреж. в значительной мере был приостановлен. Принципиальным отличием спец. обр. в СССР явл. его цензовый хар-р. Нач. с 50-х гг. сис. дифференцируется, объединяя уже 5 видов спец. шк.( для глухонем, тугоух,сл,слабов,у/о). к 1954г. число учреж.удвоилось, появ-ся нов. типы дош. учр. В 50г открыв-ся шк.интерн. для д. с ОДА. Кон 70-х нач80-х отк-ся спец. кл. для д. с ЗПР. Кон 80-х первые отдельные экспер-е кл. для гл. у/о.
5. от изоляции к интеграции . В 90-егг. Россия нах. На фазе перехода от 4 к 5 пер. об этом свидетельствует ратификация РФв 1991г. соответствующих конвенций и деклараций ООН (1971,1975). Специф-ть и слож-ть соврем-го пер. в разв-и сис. состоит в том, что с 1991г. по наст.вр. одновременно в рамках одной и той же сис. действуют разнонапрвленные тенденции и подходы
9 Вклад ЛСВ в разв. отеч. деф-ой науки.
Теория культ. истор-го
понимания разв. психики чел., основоплож.
которой явл. ЛСВ в наст.вр.
одна из наиболее глоб-х и
перспек-х для разв. научной психики.
Нач. с 1927г. почти все
Общий смысл сопостав-я
биолог(эвол) культур(историч) разв.
он видит в возмож-ти
Согласно Выготскому, в ходе общения и совместной деятельности не просто усваиваются образы социального поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем все течение психических процессов.
Выготский разработал понятие о
зоне ближайшего развития. Он внес крупный
вклад во многие отрасли психологический
науки. Создал новое направление
в дефектологии, показав возможность
компенсации умственного и
Л. С. Выготский создал большую научную
школу, среди его учеников Л.И. Бажович,
П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев,
А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др. Исследования
Выготского вызвали широкий резонанс
в мировой психологической
Культурно-историческая концепция.
Главная задача заключается в проникновении в механизм возникновения психологических новообразований. Основные положения: - все психические процессы возникают первоначально как форма коллективного поведения; - отличие признаков ВПФ, системность, осознанность; - развитие ВПФ у реб. связано с обучением и воспитанием.
10 Приорит-е напрвлен. кор. пед.
сост-е сис. спец. обуч. в перниод 90-х гг. принято опр-ть как кризис гос. сис. спец. обуч.
критике подверг-ся: 1) соц. маркировка реб. с особыми нуждами как реб. с дефектами. 2) охват сист-й спец-го обуч. части детей, выпадение из сист. детей с гл. нар. в разв. и отсут-е вне спец. помощи д. со слабовыраж. нар-ми(8видов) 3) жесткость и безвариативность форм получ-я обуч. 4) примат образ-го стандарта над разв. личности реб. 5) родители не явл. участниками восп-го образ-го процесса.
Принципиально эволюц-е разв. сис. спец. обуч. сост-т в решении след. задач: 1) поддержка и разв. ff сис. спец. обуч.( введение инноваций восп-я, формах организации, методах и средствах обуч. в рамках сущест0го содерж. спец. образ-я 2) решение прблем ран. помощи д. ( создание гос. сис. комплексной диагност-й и кор. нар. разл-х категорий аном. д. нач-ся с 1-х дней ж). 3) разработать сис. показаний для интеграции содерж. и формы спец. поддержки д. аном. разв., переподг. спец. мас. учреж.) 4) разработка проблемы кор. семейного восп. д. с проблемами в разв.( формы взаимодействия семьи и сис. кор. поддержки д. с аном. разв.) 5) внедрение компьтер. Технологий( видимая речь, мир за твоим окном и.т.д.) 6) раз-ка многоуров-го стандарта подг. к жизни(сщц) д. с разными проблемами в разв.( проф. подгот) 7) раз-ка методов, форм организации уч. дея-ти спец-в разного уровня подг-ки.
«… Процесс развития дефективного реб – писалЛ.С.В. – двояким образом социальной обусловленности развития, социальная направленность компенсации на приспособление к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нормальный человеческий тип, составляет её вторую сторону ». Как и все остальные люди, человек с огранич возм-ми в своём развитии направлен на освокение соц-го опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако, путь кт он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физич и психич недостатки меняют, отягощают процесс развития, причём каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. 1Поэтому одним из самых важных направлений кор пед это предупреждение вторичных отклонении в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. 2 Создание специальных образовательных условий, кт включают в себя: - наличие современных образовательных программ (общеоразовательных и коррекционно- развив); - учет особенностей развития каждого реб, индив пед подход, прояв-щийся в особой организации кор-пед процесса, применении спец методов и средств (в том числе и технических) образования, компенсации и коррекции; - адекватную среду жизнедеятельности; - проведение кор-пед процесса спец-ми педагогами (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогами, логопедами) и психологическое сопр-ние пед процесса спец психологами; - предоставление мед-х, психологических и соц-ых услуг. 3 Устранение или уменьшение степени выраженности недостатков развития хар-ных: а) для всех категорий лиц с особыми образ-ми потреб-ми (замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окр мире, межлич-х отношениях; недостатки в развитии личности(неуверен-ть в себе и неоправданная зависимость от окр-х, низкая коммуник-ть, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением)) б) специфических недостатков для каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями (сниж-е степени слух воспр – для лиц с нарушениями слуха, огранич двиг активности – для детей с ДЦП и т.д.). Для реализации этих направлений кор-пед вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов, проводится их корректировка, адаптация. Напр., вводятся пропедевтические разделы, позволяющие восполнить недостающие у детей знания и представления об окр мире. Для отдельных категорий детей, обладающих особой спецификой развития, предусматривается оригинальное содержание общеобраз-ных предметов, напр например для учащихся с нарушенным интеллектом. Для преодоления последствий первичных нарушений развития (при отсутствии и неполноц-ти зрит и слух-го восприятия, системном недоразвитии речи, поражении реч зон коры гол мозга и др.) в содержание спец образ-я включены специфичесеие предменты, кт не нет в содержании обычного школьного образ-я. Н-р, в содержании образования слепых детей предусмотрены занятия по развитию ориент в простр и развитию мобильности. Стандарт спец образования учитывает также степень выраженности нарушения и соответственно ограничения возможностей (н-р, стандарт образования для незрячих, и отдельно стандарт для слабов-х), а также возможность сочетания с другим видом нарушения (н-р сочетание наруш зрения с наруш-ем интеллекта).