Экологическое воспитание как педагогический компонент социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 16:43, реферат

Краткое описание

XXI век наречен мировым сообществом “Веком окружающей среды» в отличие от прошедшего XX века «столетия экономики». Это значит, что экологический «диктат» будет определять и экономику, и образование, и культуру. Живя в условиях глобального экологического кризиса, который обозначился во второй половине прошлого века, человечество делает вид, что ищет пути выхода из создавшейся ситуации. «Стихийное социально-экономическое развитие цивилизации ведет ее в тупик.

Содержание

Введение
3
1
Экологическое воспитание студенческой молодежи
4

Заключение
18

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

MVR_-_Ekologicheskoe_vospitanie_kak_pedagogichesk.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

Экологические проблемы и ноосфера тесно взаимосвязаны. В результаты исследования этой связи Гиренок пришел к важному выводу, что ноосфера является условием "видения в природе того, что своим существованием зависит от человека ". По мнению Гиренок ноосфера -" условное обозначение того, что позиции относительно природы не даются людям от природы, а завоевываются ".

Познание и разумное соблюдение законов природы в любой практической деятельности человека - это путь, который не только помогает избежать истощения природных ресурсов, но и добиться обогащения их.

Из анализа определений ноосферы можно сделать вывод: научно-техническая революция будет направлена на прогресс тогда, когда ее осуществляет гуманистически направленная личность. Возникает задача формирования личности посредством семьи, школы, вуза, окружающей среды. Именно применяемые в школе, вузе экологически направленные формы и методы воспитания, обучения могут запустить механизм морального и общественного поведения, а также сформировать своеобразный защитный механизм, препятствующий деформации моральных ценностей и поведения.

Ведущим принципом современной педагогики является принцип гуманизма. Гуманизация образования по программе "Образование" состоит в утверждении человека как высшей социальной ценности, наиболее полном раскрытии его способностей и удовлетворении разнообразных образовательных потребностей, обеспечении приоритетности общечеловеческих ценностей, гармонии отношений человека и окружающей среды, общества, природы. Следовательно, воспитание и обучение должны строиться с учетом индивидуальных способностей человека, возможностей, интересов, являться одним из направлений реализации принципа природовидповидности воспитании, обучения.

Авторами целостного курса экологической педагогики и психологии является С.Д. Деребо и В.А. Ясвин. Согласно разработанной ими концепции сущность методологического принципа экологической психопедагогики (т.к. педагогика тесно связана с психологией) заключается в строгом соответствии педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания. Это положение должно воплощаться с учетом возрастных особенностей человека. Наиболее благоприятным периодом для целенаправленного формирования экологического сознания считают младший подростковый возраст. Познавательный интерес в этом возрасте соединяется с сильным стремлением к практическому взаимодействию с природными объектами. При должном воспитании и образовании у детей формируется бережное отношение к природным объектам, желание охранять, заботиться способствовать их обогащению. Необходимо научить ребенка эмпатии природных существ, что является началом формирования экологического сознания, когда детям сообщают определенные экологические знания.

К сожалению, в среднем подростковом возрасте восприятия природных явлений претерпевает изменения. Дети начинают относиться к ним как к объектам, а не субъектам. Снижается познавательный интерес к миру природы. Однако в этом возрасте у детей повышается потребность в общении, в участии в любых коллективных делах, необходимое направлять в нужное русло.

Процесс воспитания включает помимо этапа формирования сознания, этап формирования эмоционально-волевой сферы через отношение ребенка к тому или иному поступку, а через него к действию. Воспитанность предполагает не только знание норм поведения, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков.

Итак, в среднем подростковом возрасте необходимо формировать отношение к моральным нормам с помощью эмоционально-волевой сферы. Бессмысленно неоднократно объяснять подростку полезность и целесообразность тех или иных норм. Необходимо "вооружить" его знанием тех средств, обеспечивающих успешное удовлетворение социально-ценностных побуждений для того чтобы подросток внутренне был готов к восприятию этих знаний. Необходимо  формировать у него информационную потребность на базе интерактивного компонента обучения.

Критическим для формирования экологического сознания является старший подростковый возраст. В этом возрасте доминирует объективное представление о мире природы, а прагматизм в отношении к ней достигает максимума.

И наконец, в юношеском возрасте особенно выраженное преимущественно эстетическое, "созерцательное" восприятие природы, отношение к которой имеет объектный характер, хотя и менее прагматичный, чем в старшем подростковом, намечается повышение уровня интенсивности непрагматического отношения к природе, в котором доминирует перцептивно-аффективный компонент.

Юношеский возраст побуждает к поиску гармонии в мире природы, осмысление личной позиции в отношениях с ним. Итак, сущность педагогической стратегии для этого возраста заключается в стимулировании такой интеллектуальной деятельности студентов, в которой на мировоззренческом, абстрактном уровне формируются педагогически желаемые связи в индивидуальной картине мира.

Практическое взаимодействие с миром природы осуществляется с акцентом на овладении технологиями эстетического освоения природных объектов: проявления чувственно-эстетической восприимчивости к ним; индивидуально значимой оценки их поздравительных (жизненных) состояний; эмоциональной отзывчивости в ситуациях общения с ними, и, наконец, в умении найти культурную форму сохранения и выражения своего впечатления об этих объектах (в рисунках, стихах, фотографиях, музыке и т др..).

Итак, психологические особенности процесса формирования экологического сознания в юношеском возрасте детерминирующих концентрацию педагогических усилий на формировании соответствующей системы представлений и на освоении системы политических технологий взаимодействия личности с миром природы.

Из основного методологического принципа экологической психопедагогики возникает необходимость задействовать все каналы в процессе формирования экологического сознания, стимулировать действие соответствующих механизмов, строить педагогический процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями младенцев.

Рассмотрим некоторые методологические принципы экологической психопедагогики, сформулированы С.Д. Деребо и В.А. Ясвин. К принципам организации стимулов относятся принцип комплексности стимулирующего воздействия, принцип ориентации на актуализирующий потенциал стимулов, принцип ориентации на сенситивность к стимулу.

Сущностью принципа комплексности стимулирующего влияния. Есть то, что педагогически целесообразно организовывать влияние на личность человека целой системы различных стимулов, охватывающих все каналы формирования сведения (перцептивный, когнитивный, практический).

Принцип ориентации на актуализирующий потенциал стимулов заключается в том, что педагогически целесообразно организовать воздействие на личность таких стимулов, которые актуализируют определенные психологические механизмы, форму экологического сознания. Условием реализации этого принципа является положительное эмоциональное восприятие природных объектов, выявления различных факторов, способствующих установлению параллелизма с человеком.

Принцип ориентации на сенситивность к стимулам заключается в том, что педагогически целесообразно организовать влияние стимулов на личность человека с учетом его индивидуальных возрастных особенностей через степень значимости тех или иных стимулов для различных игр.

К методам формирования субъективного отношения к природе относятся: экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии.

Метод экологической идентификации заключается в педагогической актуализации постановки человеком себя на место того или иного природного объекта, погружения себя в пространство, ситуацию, обстоятельства, в которых он находится.

Этот метод стимулирует процесс психологического моделирования состояния природных объектов, способствует лучшему пониманию этого состояния, углубляя тем самым представления школьников о данном природном объекте.

Метод экологической эмпатии заключается в актуализации сопереживания личностью природных объектов, а также сочувствие им. Формируется субьектификация природных объектов через эмоциональную сферу личности.

Метод экологической рефлексии предполагает самоанализ личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы с точки зрения их экологической целесообразности.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным тот факт, что экологическое воспитание и образование человека необходимо начинать с раннего детского возраста. Следует отметить, что экологическое воспитание и образование - непрерывный процесс, который осуществляется в течение всей жизни человека. Это объясняется тем, что научно-техническое развитие идет вперед, и даже взрослому человеку нужно совершенствовать свои знания в вопросах экологии современного производства и хозяйственной деятельности.

Поскольку любой вид мышления основывается на информации, то экологическая основа информации формирует экологическое мышление.

Очень важной задачей вуза является эффективная организация экологического воспитания и образования. Необходимо научить студентов понимать целостность природы Земли, единство ее процессов, связь человека с природой. Любую деятельность человека, его поведение относительно природы следует согласовать с ее законами. Здесь развивается чувство сопричастности к природе, ощущение ее одухотворенности, что не позволит человеку относиться к ней неряшливо.

Человек должен почувствовать на себе, что общение с природой повышает настроение, лечит, снимает усталость, перенапряжение. Кроме того, чувство ценности окружающей среды обогащает духовный мир человека.

Известно, что воспитательные и образовательные процессы тесно взаимосвязаны, происходить отдельно не могут, с этим, к содержанию обучения по различным предметам университетского курса логично включить экологические знания. Таким образом, будет решены две задачи - "вооружение" студентов знаниями в области экологии и формирование экологической культуры.

Предметы как естественнонаучного, так и гуманитарного цикла, должны быть экологически ориентированы. В курсе биологии рассматривают взаимосвязь человека и биосферы, состояние и охрану отдельных природных ресурсов (растительного и животного мира, мира грунта и т.п.), взаимодействие между живыми организмами и средой их жизни. Изучение географии даст возможность понять глобальные экологические проблемы, ознакомит с проблемами использования природных богатств и их охраны. Изучить методы борьбы с загрязнением окружающей среды позволит химия. Физические знания помогут разобраться в том, какие новейшие технологии современного производства не вредны, а какие наносят непоправимый вред природе, чего нельзя допустить. Обществоведение раскроет закономерности взаимодействия общества и природы (социальная экология), а также поможет углубить юридические и морально-этические понятия о личной гражданской ответственности каждого человека за судьбу среды. Впечатления, переживания, связанные с восприятием природы помогут произведения, уроки по развитию речи, литературы. Именно литература акцентирует внимание на моральном аспекте общения человека с природой.

Различным аспектам экологического воспитания, обучения посвящено много диссертационных работ. Исследование С.А. Кравченко посвящена выявлению психологических особенностей развития у студентов экологического мышления, сочетающая элементы репродуктивного, продуктивного, проблемного процессов.

Перед педагогами и преподавателями стоит задача поиска путей, средств, методов гуманизации учебных предметов. Гуманизировать, например, математику можно через ее экологизацию.

Текстовые задачи является чрезвычайно важной составляющей курса математики. Содержание математических задач с экологической направленностью должно помочь студентам получить информацию о масштабах экологической катастрофы и на современном этапе, задуматься о возможных путях выхода из сложившейся ситуации, осознать роль и поведения относительно природы, понять тесную взаимосвязь человека и природы.

В процессе работы над формированием экологических задач происходит постоянный обмен информацией между студентами. Важно то, что они обмениваются друг с другом информацией, полученной ими самостоятельно, интересной для них по содержанию.

Это происходит в процессе творческой деятельности, атмосфере общей заинтересованности. Полученная информация становится личностно значимой.

Именно такая информация способствовала формированию у учащихся информационной потребности, развитие которой привело к формированию познавательной потребности.

С точки зрения синергетики сообщения репродуктивной и творческой деятельности дает бурный всплеск информации, а вследствие ее целенаправленного отбора и интегрирования происходит образование и становление чего-то нового. Итак, если информация, поступающая - экологическая, то происходит становление экологической культуры.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Настоящая гражданская экологическая позиция не может не начинаться с получения экологических знаний, формирования глобального мироощущения, связывающего планетарные проблемы с местными проблемами, позволяющего понять место человека в окружающей их среде. Естественнонаучный подход просто необходим для людей всех специальностей и профессий, направлений и возрастов

В соответствии с современной экологической доктриной РФ экологическое воспитание, образование и просвещение признаны одним из средств реализации государственной экологической политики нашей страны. И именно экологическое воспитание и просвещение, должно помочь всем молодым людям, а завтрашним специалистам осознать глобальное значение экологических проблем и активнее внедрять в жизнь по лученные экологические знания.

Информация о работе Экологическое воспитание как педагогический компонент социализации личности