Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание» младших школьников………………………………………………………………………6
1.2 Методы и формы экологического воспитания………………………………………………………………………..15
1.3 Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников…...……………………………………………………….23
1.4 Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Результаты изучения исходного уровня экологического воспитания младших школьников………………………………………………....................33
2.2 Основные направления формирующего эксперимента по экологическому воспитанию младших школьников………………………….35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников……………………………………………..38
Рекомендации………………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………47
Список использованных источников……………………………………..49
Приложения………………………………………………………………...52

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа - Экологическое воспитание младших школьников.docx

— 671.29 Кб (Скачать файл)

Все в природе взаимосвязано, ели удалить какое-то звено в  этой длинной «цепочке», то постепенно распадется и вся цепочка. Т.е., если удалить насекомых, то нарушится экологическое равновесие и произойдут непоправимые изменения в природе, погибнут многие птицы и животные.

Нельзя бездумно распоряжаться  тем, что создано природой.

 

Приложение №7

Брейн-ринг "Знаешь ли ты животных?"

Игра проводится вместе с  родителями. Играющие делятся на команды. Каждая команда выбирает ответ из нескольких вариантов. Если он будет правильным, команда получает жетон. В конце игры считаются жетоны. Побеждает команда, получившая йаиболыыее количество жетонов.

1. Зачем кузнечику сабля?

а) для "сражений",

б) для откладки яиц,

в) для красоты.

(Сабля принадлежит самке  и служит орудием... для откладки  яиц.)

2. Почему суслику зимой не спится?

а) боится замерзнуть,

б) вспоминает о лете,

в) стережет свои запасы.

(Суслик просыпается зимой  через каждые 10-12 дней. За несколько часов бодрствования его надпочечники успевают выделить порцию гормонов, нужных для обогревания суслика. Хомяк просыпается через 2-3 дня.)

3. Когда щука на берег выходит?

а) никогда не выходит,

б) в жаркий летний день,

в) весной, по холодку.

(Весной, как только прогреется  вода в заливчиках, вдоль берегов  речек и озер, вылезают на отмель  огромные щуки метать икру.)

4. Вкусны ли птичьи гнезда?

а) они же несъедобны,

б) не хуже куриных яиц,

в) совершенно невкусные.

(Живут в Юго-Восточной  Азии (Китай, Вьетнам, Бирма, Индонезия)  стрижи салангалы, и "вьют" они свои гнезда на скалах... из слюны. Местные жители собирают их и отваривают в курином бульоне или кипятке. Говорят, что это вкусно, питательно и напоминает белок куриного яйца.)

5. "Умываются" ли насекомые?

а) никогда,

б) не всегда и не все,

в) многие, и довольно тщательно.

(Вы когда-нибудь видели  грязное насекомое? Муха, побывав на всякой гадости, так крутит голову передними лаг.'<ами, что того и гляди оторвет ее. Так же умываются и другие насекомые.)

6. На кого же медведка похожа?

а) на медведя,

б) на саму себя,

в) на крота.

(Медведка похожа на  крота. Такое же вальковатое тело с зауженной вперед головой, лапы, вывернутые наружу, приспособленные для копания ходов под землей.)

7. Чем комар может быть полезен?

а) опылением растений,

б) служит пищей рыбам и птицам,

в) только вреден.

(Совсем недавно ученые  выяснили, что за Полярным кругом  по ночам и самцы и самки  комаров перелетают от цветка  к цветку, питаются нектаром и  попутно опыляют растения. Ведь в тундре и тайге очень мало пчел и шмелей.)

8. Зачем зайцу большие уши?

а) чтобы лучше слышать,

б) чтобы не перегреться,

в) для торможения на поворотах.

(В жару заячьи уши  отводят треть тепла, образующегося  при обмене веществ. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов.)

9. Можно ли хвостом напиться?

а) можно и довольно легко,

б) можно, но затруднительно,

в) невозможно.

(Африканские обезьяны  бабуины так и поступают, когда  до воды ни руками, ни ртом  не достать. Обмакнет обезьяна хвост в воду, а затем его обсасывает, и так - несколько раз (стакана 3-4 воды наберется). А больше им не надо, ведь бабуины пьют мало.)

10. Зачем страус голову в песок прячет?

а) от страха,

б) освобождается от паразитов,

в) разыскивает пищу.

 

Приложение №8

Красная книга Самарской  области

Красная книга — официальный  документ. Занесенные в нее объекты  растительного мира подлежат особой охране. Их добывание, продажа, равно  как и нарушение среды обитания, запрещаются и регламентируются федеральными законами и законодательством  Самарской области.

Красная книга Самарской  области учреждена Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области № 4 от 31.08.2005 г. в соответствии с законами РФ «Об охране окружающей природной  среды», «О животном мире» и областным  Законом «Об охране окружающей природной  среды и природных ресурсов Самарской области». В ее издании принимали участие Институт экологии Волжского бассейна РАН, Правительство Самарской области. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области.

В первый том, посвященный  Флоре нашего региона, вошло 306 видов  растений, лишайников и грибов. Это  осЬипиальный справочник, в котором приведены данные о распространении, экологии и биологии, лимитирующих факторах, принятых и необходимых мерах по их охране, Описание каждого вида сопровождается картой распространения и цветными рисунками. выполненными художницей Т. П. Пешковой.

Занесение вида или популяции  в Красную книгу — это первый шаг в охране флоры. Впоследствии, в результате организации мониторинга, за этой группой паритетов будут разработаны и реализованы конкретные мероприятия по предотвращению угрозы их рючезиовения или критического снижения численности на территории региона.

В регионе насчитывается  порядка полутора тысяч редких видов

дикорастущих растений. Среди  них и почти исчезнувший адонис, методы шххродукшш которого до енн пор пауке неизвестны. и редчайший папоротник костинец волосовидный, произрастающий только в Самарской области уже 10 тысяч лет! Вошло в Книгу и недавнее открытие самарских биологов — тимьян жигулевский.

К редким можно отнести и скальный папоротник-многоножку, растущий в лесах Рачейского лесничества, и каллы, обитающие в окрестностях Бинарадки, и сабельник болотный, облюбовавший под свое обитание истоки малых рек, Кузьмичеву траву, сохранившуюся лишь в Высоком Заволжье, и описанный впервые сотрудниками кафедры ботаники СГПУ повойничек. А такие ценнейшие лекарственные "растения, как сон-трава, горицвет, бессмертник, толокнянка; болотные растения, исследованные профессором Матвеевым, обязательно должны находиться под охраной!

Потерь уже немало. Их список тоже есть в Красной книге. Пока выявлено восемь. Среди них пион тонколистый (Раеоша тепшгоНа V) — его не отмечали в Самарской области уже 15 лет. А когда-то он совсем не был редкостью в степи. Но степи распахивались, на них пасли животных, и - растение исчезло из дикой природы.

Красная книга региона  призвана стать не просто справочной литературой для школьников, студентов  и научных сотрудников, но и обратить внимание общественности на ту ситуацию, которая сложилась в области. Места произрастания редких и  исчезающих видов должны быть ограничены для любой хозяйственной деятельности. И Красная книга позволяет  этого добиться. Это нормативно-правовой документ, который вводит категорический запрет на добычу, использование, продажу  всего, что в неё занесено. Наказания  предусмотрены в рамках административного  кодекса правонарушений: до 10 тысяч  рублей для Физических лиц и 100 тысяч  — для юридических.

Ученые-биологи и экологи считают, что назрела острая необходимость создать на юге нашей области степной заповедник, такой, как в Оренбургской области. Только так удастся сохранить таких ценных представителей флоры и Фауны, как тюльпан Шоенка. лук каспийский. Ферула татарская, дрофа и стрепет...

Издание «Красной книги Самарской  области» Финансировалось из областного бюджета и обошлось казне в 820.000 рублей.

Второй том будет посвящен животному миру области, затем планируется приступить к разработке Зеленой и Голубой книг.

Первая будет посвящена  особо охраняемым лесам на территории области, а вторая — водным объектам, которые тоже нуждаются в защите. Голубой книги пока нет ни в одном субъекте РФ.

Растения Самарской области, занесенные в Красную книгу

Согласно решению Комиссии по редким и исчезающим видам Международного союза охраны природы и ее ресурсов, все растения должны быть отнесены к одной из следующих категорий: 1) по-видимому, исчезнувшие. 2) находящиеся  под угрозой исчезновения. 3) редкие. 4) сокращающиеся. 5) неопределенные.

К группе, по-видимому, исчезнувших  относятся виды, не 
встреченные в природе в течение ряда лет. но. возможно уцелевшие 
в отдельных местах. Это вольфия бескорневая, указываемая для 
прудов г. Самары в последнем издании Л. Ф. Маевского (1964). но 
никем из ботаников на территории Самарской области не 
встречаемая. К этой же группе относится пион тонколистный. 
найденный профессором Самарского госуниверситета Т. И. 
Плаксиной на границе с Ульяновской областью, а также плаун 
булавовидный, отмеченный тем же автором в окрестностях г. 
Тольятти. Ботаниками Самарского государственного педагогического университета во время экспедиции 1994 года в районе села Смолькино Сызранского района был обнаружен дифазиаструм плюснутый.

Более многочисленной является группа растений, находящихся под  угрозой исчезновения. К ней относятся  виды, подвергающиеся непосредственной опасности вымирания. дальнейшее существование которых невозможно без осуществления специальных мер охраны. К этой группе в основном принадлежат растения заметные, с яркими красивыми цветками, такие, как кувшинка белая, кубышка малая, ирисы водный и карликовый, кувшинка четырехгранная, кубышка желтая, белокрыльник болотный, рябчик русский, адонис весенний, купальница европейская башмачок настоящий любка цвулистпая, пыльпеголовник красный, лилия-саранка и многие другие. Большинство из перечисленных видов можно с полным основанием отнести   и   к   группе   растении,   сокращающих   свои   ареал   по естественным причинам или из-за вмешательства человека, либо из-за того и другого одновременно.

Наиболее многочисленную группу растений составляют редкие виды, не подвергающиеся прямой угрозе исчезновения, но встречающиеся в небольшом  количестве или в ограниченных по площади и специализированных местах обитания. К ним относятся шиверекия подольская, роголистник донской, лютик бокоцветный и ряд других. Перечисленные растения из-за своего скромного вида не привлекают внимания «любителей природы», поэтому уничтожаются случайно, в местах нарушения местообитаний, вследствие избрания данного места для купания, водопоя скота и т. Д.

Список растений, произрастающих на территории Самарской области, подлежащих охране и занесенных в Красную  книгу РСФСР (М.: Росагропромиздат, 1988):

  1. Астрагал Цингера (Astragalus zingeri Korsh).
  2. Василек Талиева (Centaurea taliewii Kleop).
  3. Венерин башмачок настоящий (Cypripedium calceolus L.).
  4. Водяной орех плавающий (Trapa natans L. S. J.).
  5. Иссоп меловой (Hyssopus cretaceus Dubjan).
  6. Касатик (ирис) карликовый (Iris pumila L. S. J.).
  7. Кизильник алаунский (Cotoneaster alaimicus Golits.).
  8. Ковыль Залесского (Stipa zalesskii Wilensky).
  9. Ковыль красивейший (Stipa pulcherrima C. Koch).
  10. Ковыль опушеннолистный (Stipa dasyphylla (Lindem.) Trautv)
  11. Ковыль перистый (Stipa pennata L. S. Str.).

12. Копеечник крупноцветковый (Hedysarum grandiflorum Pall.)

13. Копеечник Разумовского (Hedysarum rasumovianum Fisch et 
Helm.).

  1. Лапчатка волжская (Potentilla volgarica Juz.).
  2. Левкой душистый (Matthiola fragrans Bunge).
  3. Липарис Лезеля (Liparis loeselii (L.) Rich.).
  4. Люцерна решетчатая (Medicago cancellata Bieb.).

18. Майкараган волжский (Calophaca wolgarica (L. fil.) Fisch. ex 
DC).

  1. Меч-трава обыкновенная (Cladium mariscus (L.) Pohl).
  2. Молочай жигулевский (Euphorbia zhiguliensis Prokh.).
  3. Надбородник безлистный (Epipogium aphyllum (F. W. Schmidt).
  4. Неоттианте клобучковая (Neottianthe cucullata (L.) Schlechter).

23. Палыдекоренник   балтийский   (Dactylorhiza   baltica   (Klinge) 
Orlova).

  1. Пион тонколистный (Paeonia tenuifolia L.).
  2. Полынь солянковидная (Artemisia Salsoloides Willd).
  3. Прострел луговой (Pulsatilla pratensis (L.) Mill. S. L.).
  4. Пупавка Корнух-Троцкого (Anthemis trotzkiana Claus ex Bunge).
  5. Пыльцеголовник красный (Cephalanthera rubra (L.) Rich.).
  6. Роголистник донской (Ceratophyllum tanaiticum Sapjeg.).

 

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников