Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание» младших школьников………………………………………………………………………6
1.2 Методы и формы экологического воспитания………………………………………………………………………..15
1.3 Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников…...……………………………………………………….23
1.4 Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Результаты изучения исходного уровня экологического воспитания младших школьников………………………………………………....................33
2.2 Основные направления формирующего эксперимента по экологическому воспитанию младших школьников………………………….35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников……………………………………………..38
Рекомендации………………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………47
Список использованных источников……………………………………..49
Приложения………………………………………………………………...52

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа - Экологическое воспитание младших школьников.docx

— 671.29 Кб (Скачать файл)

Реализация задач экологического состояния требует пересмотра форм и методов обучения. Большинство  учителей, работающих в начальных  классах, отдаёт предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:

  • стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины; (Приложение №6)
  • развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;
  • формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;
  • вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы – восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).[28; с.49-52] (Приложение №8)

Стремясь вызвать у  школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается  как крайняя, исключительная мера воздействия  на учащихся.

Формирование экологических  понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать  экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные  и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

Системное построение заданий позволяет  ребёнку увидеть конкретные среды  обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние связи  со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать  для себя многие экологические закономерности.

В нравственно – экологическом  воспитании младших школьников важны  не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс  деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки- праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.

Большую часть воспитательной нагрузки несет на себе период коллективной подготовительной работы праздника. В ходе подготовки надо стимулировать творческую инициативу, находчивость, выдумку школьников. Желательно избрать совет дела, который уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения урока-праздника, разрабатывает задания и поручения ребятам.  Каждому можно предложить домашнее задание-под готовить свой добрый сюрприз. Учитель может помочь сориентироваться в выборе сюрприза.

Ключ к успеху уроков-праздников — в преодолении формализма и штампа в их проведении. Необходимо смелее импровизировать, вводить в программы тематических  уроков-праздников театрализованные кукольные представления, шествия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки, аукционы, ярмарки, поддерживать импровизированное самодеятельное творчество учащихся.  К этим урокам можно подготовить спецвыпуски стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений-миниатюр о полюбившемся уголке природы,

Заслуженной популярностью  у ребят пользуются конкурсы, турниры и викторины.(Приложение №6) Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений.

Уроки могут быть разнообразны: в классе, на природе, уроки-экскурсии,   уроки   заочных   путешествий,   практические уроки и домашние работы.

Главная задача всех уроков — формирование экологической культуры. Разнообразны методы, приемы и средства обучения. Так, при изучении первого раздела "Что такое природа" почти все уроки можно проводить на природе, используя ведущий метод — наблюдение, когда дети знакомятся с объектами живой и неживой природы в естественном виде, в естественной обстановке, видят большие и маленькие раны природы (сломанные ветки, срубленные деревья, грязные водоемы) и практически помогают природе (подвязывают веточки, сажают кустарники, собирают корм для зимующих птиц, изготовляют кормушки, рисуют природоохранные знаки, рисунки, плакаты). Во время экскурсий учитель знакомит детей с красотой природы родного края, обращая внимание на краски, звуки, запахи природы.

Удачным сочетанием игровой  и познавательной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии. Учитель должен тщательно готовиться к экскурсии. [10; с.36-40]

Учителя предлагают давать детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе,  используя  для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина. На уроках дети могут читать рассказы, сказки писателей, а также  составлять свои рассказы.  На экскурсии использовать  загадки  С. Маршака,  Е. Серовой, Р. Федькина.  Перед экскурсией давать детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Необходимо уделять большое внимание повышению познавательной активности  учащихся  на  экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?",  направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.  Н. Г. Томилина (кандидат  биологических наук) из Москвы считает,  что успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя строить свой  рассказ,  используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений,  изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.

Игровая деятельность младших  школьников включает в себя много  других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

Еще одна занимательная форма  урока это заочные путешествия и экскурсии. Дети выступали в роли путешественников, врачей, геологов. Класс делился на группы-команды: "Березка", "Родничок", "Скворушка". Во время путешествий проводили игры: "Что? Где? Когда?", "Счастливый случай", "Поле чудес", "Устами младенца", "Почемучка".

Ведущий метод при изучении нового материала — моделирование: создание графических и динамических схем (моделей) и таблиц, отражающих те или иные явления. Моделирование помогает формировать у учащихся экологические связи. Этот метод используется при изучении многих тем, когда решались вопросы — влияние человека на природу и значение природы для человека.

Изучая тему "Тела. Вещества. Частицы", изготавливают объемные модели из пенопласта, показав расположение частиц в твердом, жидком, газообразном телах.

Для усвоения правил поведения  в природе используют природоохранные  знаки, которые можно изготовить с детьми на уроках трудового обучения. Думаю, что когда-нибудь появится карта  охраны природы именно с такими природоохранными знаками.

Уроки в классе можно начать с красивой музыки, стихотворения, рассказа или беседы, используя технические средства обучения. Все это рождает у детей интерес и любовь к природе.

Еще один любопытный метод  – проектная деятельность. В проектной деятельности учащихся начальной школы выделяется несколько этапов, соответствующих структуре учебной деятельности. На первом этапе учитель заявляет о цели проекта и создает положительный мотивационный настрой. Второй этап - подготовительный: определяются задачи проекта, составляется план действий, устанавливаются критерии оценки результатов, согласовываются способы совместной деятельности (сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности). Третий этап - информационно-операционный: учащиеся собирают материал, работают с литературой, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сообщает необходимую информацию.

Четвертый, заключительный этап — рефлексивно-оценочный; учащиеся представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов работы, осуществляют устную и фиксированную самооценку: учитель и представители администрации школы коллективно оценивают деятельность учащихся.

Опыт работы с учащимися  начальных классов убеждает, что организация эколого-ориентированной деятельности способствует формированию экологической культуры. В частности, реализация экологического проекта вызвала у учащихся как городской, так и сельской школы интерес к исследованию состояния окружающей среды. Они участвуют в ее улучшении: сажают растения в классной комнате, дома и на клумбах, руководствуясь при этом теоретическими знаниями, ухаживают за ними, пропагандируют знания о влиянии различных видов растений на состояние окружающей среды и здоровья человека.

Таким образом, учащиеся становятся активными участниками охраны окружающей их среды.

Важной работой считаем поиск и самостоятельное чтение дополнительной литературы. С этой целью можно завести тетради — "Экологический вестник", куда помещаем материалы газет и журналов. Заметки, которые дети читают  на уроках природоведения и чтения, обсуждают, проводят дискуссии и практически решают проблемы. Решать проблемы экологии помогут работы творческого характера, в частности сочинения на тему, вытекающие из программы: о красоте природы, о родном крае ("Моя Самара"), о животных и растениях, о профессиях и о будущем планеты. [11; с.28-32]

На уроках дети могут выполнять  контрольные работы, для контроля усвоения материала.

В решении экологических  проблем должны помочь и родители. Вместе с детьми они изготовляют  наглядные пособия, кормушки, скворечники, сажают цветы, деревья, кустарники, ходят в походы, на экскурсии и в театры.

Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе  обучения, с учетом психологической  подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может  сформировать экологически грамотную  и воспитанную личность.

 

1.3 Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников

Экологическое  образование   обладает   такими   особенностями,   как актуализация идеи К. Маркса о  неразрывной связи физической и  духовной  жизни человека  с  природой;  рассмотрение   экологических   проблем   в   системе глобальных проблем современности; направленность  на  цели  охраны  природы: сбережение  генофонда  биосферы,  сохранение  гигиенических  и  эстетических достоинств окружающей среды, рациональное использование природных  ресурсов.

Содержание  экологического  образования  имеет  сложный   состав,   усвоение которого школьниками  требует не только классной, но  и  большой  внеклассной работы.

Внеклассная работа   определяется  педагогами  как  та  деятельность, которая  выполняется  во  внеурочное  время  и   на   основе    интереса   и самодеятельности учащихся. При  определении  содержания  внеклассной  работы необходимо исходить из таких принципов, как связь  с  жизнью,  с  проблемами, которые  решает страна, область, район; соответствие  содержания  внеклассной работы  возрасту  учащихся,  особенностями   их   умственного   развития   и интересов.

Краеведческий  принцип  во   внеклассной   работе   по    формированию экологической  культуры младших школьников является ведущим.

Исследование  школьниками  реальной  жизни  в  процессе   внеклассной работы,   экологическое   краеведение   дает   материал    для    обсуждения разнообразных  жизненных  ситуаций  в  природной  среде,  особенно  поведения людей, где результат не соответствует  желанному.  Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее,  изменять  цели  своей деятельности,  принимать решение в соответствии с убеждениями.  Естественнонаучные  знания  при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

Внеклассная работа создает  условия для  приобретения  опыта  принятия экологических решений  на  основе  полученных  знаний  и  в  соответствии  со сформированными  ценностями подходами и ориентациями:  как  и  где  проложить тропу,  оборудовать стоянку;  стоит ли   украшать   машины   дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное. [14; с.20-28]

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников